Цели:
- познакомить с лесной зоной (подзона - смешанный лес) , растительным миром, ярусностью расположения растений;
- закрепить знания о написании сложных слов; развивать познавательные способности: сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к природе;
Задачи:
- Выяснить, как в смешанном лесу выживают большие и маленькие растения;
- Познакомится с растениями леса;
- Повторить написание сложных слов;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Презентация «Смешанный лес»
- Загадки;
- Листья клёна жёлтого и красного цвета;
- Презентация «Охрана леса»;
- Мультимедийный проектор
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Добрый день! Приятно видеть вас на уроке. Сегодня в гости к нам пришёл Гномик.
(Приложение №1. Слайд Гномика) Он приглашает всех в экспедицию. А куда? Вы сейчас узнаете.
(Приложение №1.Слайд леса с пением птиц.)
-Куда же Гномик пригласил нас в экспедицию? (В лес.)
II. Проверка домашнего задания.
-Но прежде, чем отправиться в экспедицию, Гномик хочет узнать, а вы готовы к путешествию?
-Расскажите, какое значение имеет лес для человека и природы? (Снабжает кислородом, очищает воздух от пыли, сохраняет влагу).
-А ещё Гномик приготовил вам необычный диктант, графический. Если вы согласны с утверждением, то используете знак хвойное дерево, не согласны- знак лиственное дерево.
(Приложение №1.Слайд знаков)
- Зона лесов России расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены все 4 времени года.
- Лесная зона расположена южнее зоны степей.
- Почвы в лесной зоне, как в степях плодородные и чернозёмные.
- Для лесной зоны характерны обильные осадки, которые дают возможность расти не только травам, но и деревьям, и кустарникам.
- Природная зона лесов состоит из трёх частей (подзон).
-Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. (Приложение №1.Слайд ответов и оценок).
-Кто получил от товарища «5»?
III. Сообщение целей и задач урока.
Гномик благодарит вас за работу и согласен быть вашим проводником.
А куда? В какой лес? Посмотрите на ответы графического диктанта. (Приложение №1.Слайд смешанного леса).
-Как вы догадались?
-Итак, мы отправляемся в экспедицию в смешанный лес. Какие задачи в процессе экспедиции нам необходимо решить? (Приложение №1.Слайд задачи урока).
- Познакомиться с растениями леса.
- Выяснить, как выживают большие и маленькие деревья в лесу.
- Повторить написание сложных слов.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
-Чтобы отправиться в лес, мы проложим тропинку, по которой пойдём.
Чистописание. Запишите сочетания букв, соблюдая закономерность.
IV. Изучение нового материала.
1) Работа с картой.
-Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идёт на запад широким веером, расширяясь к северу и к югу.
(Приложение №1. Слайд леса).
2) -Лес- это дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома,- тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называют ярусами.
-А как вы думаете, сколько таких этажей- ярусов в лесу?
-Давайте посмотрим на схему «Ярусы леса» (Приложение №1.Слайд). Сколько ярусов вы увидели здесь?
-Назовите их. (Высокие деревья, деревья пониже ,кустарники, травы)
-А как называется самый нижний, 5 ярус? (Почва).
-Любой дом имеет фундамент, в лесном доме таким фундаментом является почва. В почве есть подземные коммуникации- корни деревьев и трав, они и образуют самый нижний 5 ярус.
-Назовите какие же ярусы есть в лесу . Игра. (Показываю ярус, дети называют).
3) Работа в парах.
-А вот какие растения в каком ярусе растут, это вы сейчас и определите. Участники экспедиции работаем в парах. Разгадываете загадки, находите предложение о данном растении и записываете его в тетрадь с красной строки. Выделите опасные места и изученные орфограммы.
4) Мини-презентация растений.
-А теперь мы вместе с вами сделаем мини-презентации растений, о которых мы писали.
-Учитель:
-Наряд её лёгкий чудесный чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Берёза.
-Дети
Берёзку милую, родную издавна считают символом России.
Берёзовый сок укрепляет организм, помогает при заболевании лёгких.
На бересте берёзы писали первые письма наши далёкие предки.
-Учитель:
Хоть плохо я одета,
Но, друзья, мои, всегда,
И весной, и жарким летом
Я дрожу, как в холода.
Осина.
-Дети
Листва осины приятно шелестит на ветру, этот шелест радует человека.
Из прутьев осины плели корзины, осиновой щепой крыли крыши.
В наше время используют осину для изготовления спичек.
-Учитель:
Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды и скворцы
Снуют и, галдя, её клюют.
Рябина.
-Дети
Стройные красавицы-рябинки к осени надевают яркие бусы из ягод.
После морозов ягоды рябины становятся сладкими.
Ягоды рябины являются кормом для зимующих птиц.
-Учитель:
Её в лесу всегда найдёшь-
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем.
Ель.
-Дети:
Голубые ели, словно часовые, стоят у стен Московского Кремля.
Музыкальные инструменты изготавливают из еловой древесины.
Из древесины ели делают бумагу и искусственнее ткани.
-Учитель:
Бусы Красне висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Малина.
-Дети
Малина- это кустарниковое растение со сладкими, душистыми ягодами.
Вкусное малиновое варенье помогает при простуде.
(Приложение №1.Слайды ели, берёзы, малины, рябины, осины).
- Сейчас мы с вами определим в каком ярусе растёт какое растение.
- Как вы думаете в каком ярусе растёт рябина? (малина, осина, ель, берёза.)
(Приложение №1.Слайд схемы ярусы леса)
Гномику понравились ваши ответы, он предлагает записать слова-отгадки с красной строки через запятую, разделив их черточкой для переноса. (один ученик у доски)
- Ель, бе – рё- за, ма - ли - на, оси – на, ря – би – на.
- Проверка.
Какое слово лишнее, почему?
Почему в слове осина три слога, а разделить для переноса можно только один раз?
Физминутка гриб.
В каком ярусе растет гриб?
А теперь посмотрим ещё какие растения растут в четвёртом ярусе?
(Приложение №1.Слайды растений)
5) (Приложение №1. Слайд смешанного леса )
- Количество ярусов зависит от типа леса. Вы наверное заметили, чем больше ярусов тем гуще тень. Но растения не могут жить без света. Как же разрешить этот вопрос природы? Ваше мнение?
- А что об этом думает гномик?
(Приложение №1. Слайд – учебник )
Самостоятельное чтение.
Вывод: Растения приспособились к разному освещению. Есть растения светолюбивые и есть теневыносливые.
- Выпишите предложения из текста с красной строки о светолюбивых и теневыносливых растениях. (один у доски )
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Что это за слова?
- Как они образовались? (сложением двух основ с помощью о и е )
- Выделите основы и соединительные гласные в этих словах.
А теперь спишите словосочетания с доски: раннецветущие растения.
- Что можно сказать об этом словосочетании? Почему?
- Объясните значение этого слова.
- Выделите основы.
(Приложение №1.Слайды раннецветущих растений)
- Данным растениям не грозит засуха. Подумайте, что заставляет эти растения спешить зацвести и образовать семена. Ваше мнение.
- А как думает по этому поводу наш проводник? (Приложение №1. Слайд учебник) чтение вслух.
- Какой делаем вывод?
Вывод: Раннецветущие растения в смешанном лесу спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрыты листвой.
6) Охрана леса (Приложение №1.Слайд леса с пением птиц)
- Богат растительный мир леса, много животных в лесу. А как поют птицы! В нашем Луховицком районе есть тоже много лесов. В лесу человек гость. И поэтому должен вести себя в гостях, как человек воспитанный. Сейчас мы посмотрим презентацию «Охраны леса». (Приложение №1.Слайд «охрана леса»)
- В лесу нельзя разжигать костры.
- Не оставляй мусор в лесу, забирай его с собой или закопай.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники.
- Нельзя сбивать грибы, ими питаются животные, а именно лоси.
- Нельзя рвать цветы.
(Приложение №1.Слайд леса)
- Итак, кто же запомнил. Как правильно нужно вести себя в лесу. Что нельзя делать в лесу.
- Многое сделано по охране природы, посажены новые леса, организованны заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных и растений. Человек многим обязан природе, лесу. Известные писатели поэты прославляли лес в своих произведениях.
V. Итог урока.
- Подходит к концу наше путешествие. Решили ли мы поставленные задачи.
- О каких растениях леса вы сегодня узнали?
- Сколько ярусов в смешанном лесу?
- Какие это ярусы?
- Как же выживают большие и маленькие растения в лесу?
(теневыносливые, светолюбивые, раннецветущие)
- Как образуются сложные слова?
- Оценка за работу
VI. Д/з. (Приложение №1.Слайд кроссворда)
- В тетрадях на печатной основе разгадать кроссворд «Растения леса»
VII. Заключение. (Приложение №1.Слайд гномика)
- Гномик хочет узнать ваше мнение.
- если во время экспедиции вам было интересно, узнали новое – желтый лист клёна.
- если что-то непонятно, вам необходима помощь - возьмите красный лист клёна. А теперь на прощание взмахните листочками нашему гномику.