Пояснительная записка
В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Но как быть сельским школам, где оснащенность компьютерами, особенно в начальных классах, остается низкой? Учитель использует забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. [1. стр.3]
Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Поэтому перед учителями начальных стоит проблема – развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Овладение правилами графики – необходимое условие грамотного письма, которое предполагает освоение не только графики, но и орфографии.
Умение писать по этим правилам формируется в начальных классах, где в учебниках «Русский язык» разных УМК есть упражнения, но в одних их достаточное количество, в других – нет. Его формирование проходит по следующим ступеням:
- Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящего действия, школьник ставит цель, осмысливает задачу.
- Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на опыт.
- Планирование действия по правилу, составление алгоритма выполнения.
- Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно, по «шагам».
- Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма, постепенным сокращением действия.
- Появление элементов автоматизма, дальнейшее усиление автоматизма в результате многократного выполнения однотипных действий (упражнений).
- Достижение более или менее полного автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от применения правил: их роль исчерпана, на их основе сформировался навык правописания. [1. стр.36]
Метод использования
Наряду с различными упражнениями в учебниках для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы.
Целью предложенного дидактического материала (Приложение) является развитие орфографической зоркости, достижение автоматизма безошибочного письма.
Почему именно перфокарты помогают достичь автоматизма в написании некоторых орфограмм?
Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон.
С одной стороны – это удобство работы:
- каждая перфокарта содержит 20 слов, в наборах по несколько карточек с разными словами;
- многократное использование перфокарты при замене подкладного листа (еще Д.Карнеги утверждал, чтобы ввести слово в активный словарь человека, оно должно быть использовано в речи не менее трех раз) позволяет ребенку одно и то же слово видеть, читать, решать орфографическую задачу несколько раз, запоминая это слово
- щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;
- проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;
- время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.
С другой стороны:
- перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;
- за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников;
- учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице:
Ф.И. ученика | Безударные гласные (проверяемые) | Парные согласные | и т.д. | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
- создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается.
Перфокарты дифференцированы:
- один набор для более сильных или усвоивших правописание ребят, на каждой карточке указана только тема, на которую подобраны слова;
- другой набор для более слабых или еще не усвоивших правописание по той или иной теме, на перфокарте приводится правило или вариативное решение орфографической задачи. (В приложении представлены перфокарты именно этого варианта)
Перфокарты можно использовать при первичном закреплении, при промежуточном контроле усвоения темы, при проведении срезов по решению орфографической задачи.
В данном методическом пособии представлены перфокарты на безударную гласную проверяемую, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, правописание мягкого знака после шипящих в существительных, правописание твердого и мягкого знаков, безударные гласные в окончаниях имен существительных, глаголов, безударную гласную, непроверяемую ударением.
На протяжении нескольких лет создавались перфокарты, постепенно дополнялись по разным темам. Особенно такая необходимость возникла в пополнении перфокарт при работе с учебниками Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В., где правописанию безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов уделяется большее внимание, чем в других УМК. В этих же учебниках для запоминания предлагается большее количество словарных слов.
Результатом работы по перфокартам считаю качество знаний по русскому языку, которое не уменьшается по данному предмету при переходе учащихся в среднюю школу.
Литература
- М.Р.Львов. Правописание в начальных классах. М.: «Просвещение» 1990.
- Русский язык в начальных классах. Под редакцией М.С.Соловейчик. М.: «Линка-пресс» 1994.
- Справочное пособие по русскому языку. 1, 2, 3 класс Нефедова Е.А., Узорова О.В. «Аквариум» ГИППВ, 1998
- Учебники русского языка