Цель:
- Ознакомить учащихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями
- Развивать устную речь, учить делать выводы
- Воспитывать интерес к истории
Оборудование: географическая карта, презентация (приложение)
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
Учитель начальных классов:
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”
– А сегодня мы продолжаем путешествие по дороге истории. Вместе с отважными путешественниками мы отправимся в далёкое плавание. Тема урока “Новое время: встреча Америки и Европы”.
II. Проверка домашнего задания
Тестирование:
1. В Средневековье буддизм возник
А) в Европе
Б) в Индии
В) на Ближнем Востоке
2. Как называли воина в Средневековье?
А) рыцарь
Б) ковбой
В) оруженосец
3. Здания для молитв у мусульман называются
А) церкви, соборы
Б) буддистские храмы
В) мечети
4. Книгопечатание появилось
А) в древнем Египте
Б) в Средневековье
В) в Древнем мире
Игра “Найди лишнее слово”
III. Работа по теме урока
– Каких путешественников вы знаете? (Христофор
Колумб, Фернан Магеллан и т.д.)
– Зачем люди отправлялись в путешествия? (ответы
детей)
– Что вы знаете об открытии Америки? (ответы
детей)
(слайд 1, см. Приложение 1)
– Да, действительно, Америку открыл Колумб. Но до конца своих дней Колумб не знал, что он открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли “страной сказочных богатств”. Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности.
Учитель музыки: Между прочим, пряности (ароматные приправы – корица, гвоздика, перец) в Европе называли “музыкой обеда” – они придавали пище особый, неповторимый вкус и ценили пряности на вес золота.
Учитель начальных классов: Кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше. Сухопутное путешествие – долгое, трудное и опасное. Морским путем перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Её надо обходить, а это во много раз удлиняло путь. Ещё в древности некоторые учёные предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит если плыть всё время в одном направлении, то в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию с другой стороны. На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию (слайд 2).
Фернан Магеллан был португальцем (слайд 3). В сентябре 1519 года 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной земли, позже названный именем Магеллана. В ноябре 1520 года оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от болезни. В сентябре 1522года корабль вошёл в порт Сан – Лукар. На борту осталось лишь 17 испанцев из265. Так закончилось первое кругосветное плавание. Его главный результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую часть, чем суша.
В это же время появляется много интересных писателей.
Даниэль Дефо (1660–1731) написал знаменитый приключенческий роман “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, восславивший труд и волю к жизни (слайд 4).
Жюль Верн (1828–1905) (слайд 5). Французский писатель один из создателей жанра научной фантастики. Автор около 70 научно-фантастических, приключенческо – географических произведений, в том числе романы “Дети капитана Гранта”, “С земли на луну”, “20000 лье под водой”, “Пятнадцатилетний капитан” (слайд 6). Некоторые научные идеи Ж.Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность.
Рафаэль Санти (1484–1520) (слайд 7). Итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил её жизнеутверждающие идеалы. Одна из самых знаменитых его картин “Сикстинская Мадонна” (слайд8).
Леонардо да Винчи (1452–1519) (слайд 9). Итальянский живописец, художник, скульптор, ученый, инженер. Он создал образ человека, отвечающий идеалам Высокого Возрождения. Идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (“Джоконда”) (слайд 10). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.
Учитель музыки: В это время появляется новая музыка, сочиненная композиторами – классиками. “Чудо 18 века” – шестилетний Моцарт (слайд 11) (слушание отрывка из его произведения), Иоганн Себастьян Бах (слайд 12) (слушание отрывка из его произведения).
Учитель начальных классов: Технические изобретения Нового времени: усовершенствование кораблей и техники мореплавания (слайд 14), усовершенствование книгопечатания (слайд 15). Изобрели: паровоз, пароход, электричество, метрополитен, телеграф, телефон, фотоаппарат, автомобиль.
IV. Закрепление изученного
Соедините слова из каждого столбика. Они должны быть связаны между собой.
Мореплаватель Д.Дефо Джоконда Художник Магеллан Америка Путешественник Рафаэль Санти 20000 лье под водой Писатель Леонардо да Винчи Форма шара Художник Ж.Верн Сикстинская Мадонна Писатель Колумб Робинзон Крузо