Цели:
- Прививать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.
- Развивать исследовательские навыки, творческие способности.
- Воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
Просмотр слайдов сопровождается комментариями учителя и практической деятельностью учащихся.
II. Введение в тему.
- Что такое поэзия? (Вид искусства.)
- Кто посадил этот прекрасный сад? (Поэты.)
Поэты очень тонко чувствуют ритм, звучание слов. Стихи – это чудесные плоды, которые дарят людям радость, красоту, спокойствие, хорошее настроение.
III. Объявление темы урока.
«Сады поэзии».
1. Б. Заходер (1918-2000 гг..).
Поэт и переводчик, внес неоценимый вклад в отечественную детскую литературу.
Б. Заходер вспоминал о своем детстве: «В сущности, мне и вспомнить-то нечего. Не был я настоящим мальчишкой, не играл в футбол. Не совершал никаких подвигов. Почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал! Даже девочек за косички не дергал! И вместо всего этого целыми днями читал книги».
Однажды Б. Заходер убежал из дому. Было ему лет шесть. И он за что-то обиделся на своих родителей. Но обоих сразу – и на папу, и на маму. И вот, когда они ушли на службу, он удрал. Чуть ли не целый день Борис один-одинешенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, тогда было небольшое, автомобилей почти не было, и, в конце концов, он благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там его уже поздно вечером разыскал папа. Заходера не наказали. И даже не ругали, хотя, конечно, стоило бы. Может быть, потому что пришли гости.
Что по-настоящему любил Заходер в детстве – это животных и книги.
2. «Иностранные гости».
Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух...» Алана Милна, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Линдон Трэверс, «Сказки и веселые истории» К. Чапека. Я советую вам их прочитать.
3. «Ваш старый товарищ, Борис Заходер».
Именно так обычно подписывал свои книги Б. Заходер. Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг называется «Товарищам детям».
4. «Товарищам детям».
На первой странице этой книги было написано:
Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!
Борис Заходер.
- Какие стихи Б. Заходера вы помните?
- Что воспевал в своих стихах поэт?
Стихотворение «Кискино горе».
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
- Почему стихотворение называется «Кискино горе»?
- Справедливо ли киска обвиняет людей?
- Какую бы вы сделали иллюстрацию к этому стихотворению?
Стихотворение «Дырки в сыре» (Приложение 1).
- О чем возник спор?
- Кто участвует в решении проблемы?
Стихотворение «Куда спешат головастики».
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот – без ног,
А тот с ногами,
Кто – налево,
Кто – направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!
- На какой вопрос хотел ответить Б. Заходер?
- Какой ответ он нашел?
- Что вы можете сказать?
Стихотворение «Странное происшествие».
Однажды,
Точнее – когда-то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
– Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах, если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее –
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может Кот лета,
Как мы?
А может быть даже,
Вы Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы – АНТРЕКОТ?
Кот лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу куда-то
Исчезла Котлета...
- Что в этом происшествии странного увидел поэт?
Стихотворение «Петя мечтает».
...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
- О чем мечтает Петя?
- Почему мама называет Петю лентяем?
Стихотворение «Птичья школа» (Приложение 2).
- Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?
6. «Начинаем исследование».
- Где же берет темы для своих стихов Б. Заходер? (Наблюдает за детьми, животными, рассматривает различные предметы и т. д.)
7. «Уроки мастерства».
- Что называют предметом? (Предметом называют не только вещь, но и тему и причину. Например, предмет разговора – это тема разговора; предмет ссоры – это ее причина, то есть то, из-за чего люди поссорились.)
- Что имеет в виду поэт, говоря: «Трагедия и анекдот – все в дело у него идет». (Когда люди сталкиваются с драматической жизненной ситуацией, они говорят: «Это просто трагедия». Если встречаются с комической ситуацией, или сами становятся ее участниками, говорят: «Это какой-то анекдот!»)
Физкультурная минутка.
8. «Признание знаменитого поэта».
Учитель читает стихотворение Б. Заходера «О границах поэтического творчества».
- В чем же признается поэт? (Рассказывает, как подбирается тема стихотворения.)
- Как понимаете слова «Готов воспеть любой предмет»? (Готов написать стихотворение на любую тему.)
9. «Готов воспеть!»
Работа по группам. Составьте таблицу из списка того, что «готов воспеть» настоящий поэт.
Вещи | Чувства | Впечатления | Отношения |
Восторг.
Гнев. Любовь. Скука. Что любит. Что ненавидит. |
Борьба стихий.
Трагедия. Анекдот. Мышиный писк. Белый свет. Все, что видит. Чего не бывает на свете. |
Жизнь.
Смерть. Свидание. Разлука. |
Комментированная проверка.
- Подумайте, что важнее всего для поэта? (Чувства, впечатления.)
10. «Но он не станет воспевать того, на что ему плевать!»
- Попробуйте объяснить мысль поэта. (В стихотворении используются такие понятия, как «любит» и «ненавидит». И любовь, и ненависть – это сильные чувства, хотя и противоположные по направленности. Б. Заходер противопоставляет их безразличию, равнодушию, душевной слепоте.)
11. «Практическая работа».
Дополните столбики словами из стихотворения:
|
|
- Что заметили? (Это противопоставления. Это слова – наоборот, антонимы.)
12. «Новые понятия».
Контраст – это противоположность, например, в понятиях: утверждение – отрицание, добро – зло и т. п., в ощущениях: черный – белый, холодный – горячий и т. п.
13. «Контрольные задания».
- Для разминки «Игра в контрасты». Дж. Чиарди «…Скажу я слово высоко…» (учебник, с. 15).
- Дополните строчки противоположными словами.
- Задание для суперэрудитов (по желанию).
Учитель раздает индивидуальные задания.
Королевская считалка (Приложение 3).
IV. Итог урока.
«Билет в Вообразилию».
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? Как связана иллюстрация со стихотворением? Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией.
- Найдите детектива. Как вы думаете, какой вопрос приготовил Холмс? Подсказка: обратите внимание, куда тянется дымок от трубки детектива. (Вопрос Холмса: «Почему так названо стихотворение?»)
- Что хотел подчеркнуть автор? (Автор хотел подчеркнуть, что границ у поэтического творчества нет.)
Б. Заходер придумал целую страну для выдумщиков и фантазеров. У вас есть время подготовиться к путешествию. Придумывайте, фантазируйте на любую тему, например, придумать животное, уши которого будут как у зайца, само оно будет огромное, как слон, на спине у него восемьдесят глаз.
- Какие открытия сделали?
- Поделитесь своими открытиями с классом.