Цели:
- Начать работу по формированию умения: использовать прилагательные-антонимы.
- Воспитание любви и интереса к изучению русского языка.
- Развитие связной и письменной речи.
Оборудование:
- рабочий лист (Приложение №1);
- рарточки на доску;
- Словарь антонимов (на каждой парте);
- карточки-помощницы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
- Урок русского языка.
- Послушайте отрывок из стихотворения Полторацкого «Слово о словах».
«Слово о словах» (отрывок).
Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения и слово – удушения.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
- Поделитесь впечатлениями.
- Перечитайте. Всмотритесь.
- Что заметили?
- Найдите, подчеркните пары слов и обозначьте части речи.
- Как можно назвать пары слов?
- Это антонимы. Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением. В переводе с греческого анти –«против», оним – «имя»).
- Запишите напротив стихотворения на полях.
- Антонимы в этом стихотворении выражены разными частями речи.
3. Формулирование темы урока.
- Обратите внимание на группу антонимов на доске, сформулируйте тему урока.
На доске:
- ДЕЛЬНЫЕ – ПРАЗДНЫЕ.
- ЧЕСТНЫЕ – ЛЬСТИВЫЕ.
- ПРАВДИВЫЕ – ФАЛЬШИВЫЕ.
- Роль прилагательных антонимов в речи.
Анти – «против». Оним – «имя». |
- Допишите у себя в рабочем листе антонимы-прилагательные
- Где можно встретить прилагательные-антонимы? (Стихотворении, тексте…)
- А ещё где, например, летом серый - зимой – белый? (В загадках.)
4. Постановка цели урока.
- Цель урока: начать работу по формированию умения: использовать прилагательные – антонимы.
Упражнение 205.
- Откройте учебник, упражнение 205.
- Вставьте пропущенные буквы карандашом.
- Какие орфограммы видите? (Непроизносимый согласный. Парный согласный в середине слова.)
- Назовите правило.
- Проверка по цепочке.
- Допишите прилагательные – антонимы и имена существительные к ним.
- Показываю образец. Записываем.
Близкий – | далёкий путь, лес, берег; чужой человек; дальний путь, дорога, дом; отдалённое родство. |
1 вариант работаем со словами: честный, узкий.
2 вариант – прекрасный, устный.
- Кто испытывает затруднения, воспользуйтесь словарями. Не забудьте, что антонимы могут иметь разные лексическое значение, переносное значение, поэтому антонимов может быть несколько.
Проверка: устно.
- Мы расширяем свои знания с определенной целью, а это нам пригодится для составления предложений.
Упражнение 206.
- Прочитайте предложение
- В чём особенность построения
- В предложении есть пара прилагательных – антонимов, назовите.
- Графический диктант, запишите только буквы, которые надо вставить.
Проверка: бегущая строка – з о ж е е и о с с а и.
- Начертите схему, объясните постановку запятой.
- Используя полученные знания из упр. 205, составьте предложение как в образце, где присутствует пара прилагательных-антонимов.
- Кому трудно, воспользуйтесь карточкой-помощницей (Приложение 2).
Физкультурная минутка.
Работа с пословицами.
- Возьмите конверты, на каждой скрепке отдельное предложение. Восстановите порядок слов (Приложение 3).
- Что у вас получилось. Зачитайте.
- Что это? (Пословицы.)
- Запишите 1-2 пословицы, подчеркните прилагательные антонимы волнистой чертой.
- Задание «Цени минутку»: укажите род, число прилагательных.
- Прилагательные антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках
- Чему служат антонимы-прилагательные в пословицах?
- Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление.
АНТИТЕЗА |
Приведите примеры названий произведений.
- Достоевский «Преступление и наказание».
- К.Симонов «Живые и мёртвые».
- И.Репин «Далёкое-близкое».
- Л. Толстой «Война и мир».
Упражнение 207.
- Прочитайте текст.
- Предлагаю вам составить текст «Зимний день», используя знания об именах прилагательных-антонимах.
- Замени прилагательные, так, чтобы текст отражал тему «Зимний день».
- Кому нужна помощь воспользуйтесь карточками – помощниками (Приложение 4).
Зимний день.
Зимний морозный день. Небо тёмно-синее, удивительно тёмного оттенка, грязное туманное. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут грустно: «Когда же весна..?»
- Что вы делали?
- Для чего?
- Всегда ли можно заменить прилагательные антонимами?
- Употребление антонимов позволяет по-разному выражать один и тот же смысл, делая нашу речь более яркой и выразительной.
- Прочитайте, что получилось
- Какие знания пригодились выполнить это упражнение.
5. Домашнее задание.
Упр.207 – составить рассказ «Пасмурный день» или найти 5 загадок + 5 пословиц, где присутствуют прилагательные-антонимы.
6. Итог урока.
- Вывод. Что для себя открыли?
- Какие выводы можете сделать по теме? Посмотрите на поля справа на вашем рабочем листке.
- Для чего употребляем антонимы –прилагательные в речи? (Употребление антонимов делает речь более выразительной, усиливает эмоциональность речи.)
- О чём надо помнить при употреблении прилагательных-антонимов в речи? (О лексическом значении.)
- Только ли к прилагательным можно подобрать антонимы?
- Спасибо за урок.