О составлении рабочих программ

Разделы: Математика


В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения.

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.

Структура рабочей программы учебного предмета.

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Содержание учебного предмета.
  • Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Описание учебно-методического комплекта.
  • Контроль уровня обученности.
  • Литература и другие средства обучения.
  • Приложения.

Титульный лист.

Образец титульного листа (см. Приложение 1.)

Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:

  • наименование ОУ;
  • название предмета;
  • класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения);
  • год разработки;
  • гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением;
  • гриф согласования программы с руководителем ОУ;
  • сведения о составителе программы с указанием должности;
  • следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

Пояснительная записка.

В пояснительной записке обязательно следует отразить:

  • нормативную базу преподавания данного учебного предмета;
  • место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • цели и задачи реализации учебного предмета;
  • роль предмета в формировании ключевых компетенций;
  • чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивидуальность рабочей программы;
  • межпредметные связи изучения предмета;
  • особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
  • формы контроля, используемые учителем.

При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:

  • какой раздел дополнен новыми темами;
  • почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
  • перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
  • изменена последовательность изучения учебного материала.

Содержание учебного предмета.

Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.

Порядок записи может быть таким:

  • следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
  • сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
  • прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои).

Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.

Учебно-тематический план.

Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. Так, например, в 2010-2011 учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года:

  • для 1 классов - 33 недели;
  • для 9, 11-ых классов – 34 недели;
  • для остальных классов – 35 недель.

Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы. В электронном ресурсе «Модель образовательной программы школы» представлено по одному варианту тематического планирования. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий.

Структура календарно-тематического планирования есть также в некоторых методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

  1. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
  2. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.

Описание используемого УМК.

Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект.

Контроль уровня обученности.

В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

В качестве примера, и может быть, в помощь учителям математикам предлагаю рабочую программу по алгебре 8 класса авт. А.Г. Мордкович и др.

Титульный лист рабочей программы (см. Приложение 1).

Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
  4. Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ Главного управления образования администрации Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» № 155 от 06.04.2005 г).
  5. Учебного плана МОУ «Коломыцевская СОШ» на 2010/2011 учебный год.
  6. Примерной авторской (авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) программы основного общего образования по алгебре.

Рабочая программа курса алгебры VIII класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). 105 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и 35 часов из школьного компонента.

Дополнительные 35 часов позволяют глубже изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем.

На изучение темы «Алгебраические дроби» добавлено 8 часов, т.к. тема требует хорошего понимания и навыков решения. На изучение темы «Функция » добавлено 7 часов, «Квадратичная функция» добавлено 6 часов, т.к. функциональной линии в курсе алгебры уделяется большое внимание, эти темы требуют более тщательного изучения. «Квадратные уравнения» добавлено 4 часа, т.к. это традиционно темы необходимые для успешного усвоения дальнейшего курса математики в старших классах, большее количество позволит рассмотреть большее количество примеров на данную тему. На изучение темы «Неравенства» добавлено 3 часа, что позволяет более глубоко рассмотреть важную тему математики, так же необходимую для успешного усвоения программы в старшей школе. И на повторение отводится на 7 часов больше, что так же позволит рассмотреть более трудные темы для учащихся повторно, на более высоком уровне.

Цели.

Основные цели и задачи курса алгебры VIII класса заключаются в следующем:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в VIII классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие VIII класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Содержание учебного предмета.

Более подробное содержание (см. Приложение 1).

Тематическое планирование.

№ п/п Наименование темы Кол-во часов для 3-х часовой нагрузки Кол-во часов для 4-х часовой нагрузки К/р
1. Алгебраические дроби. 22 30 2
2. Функция . Свойства квадратного корня. 19 26 1
3. Квадратичная функция. Функция . 19 25 2
4. Квадратные уравнения 21 25 2
5. Неравенства. 15 18 1
6. Обобщающее повторение 9 16 2
Итого: 105 140 10

Учебно-тематический план (см. Приложение 1).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Учебно-методический комплект:

  1. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
  2. А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
  3. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
  4. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  5. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  6. Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
  7. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.

Контроль уровня обученности.

Формы контроля: математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий.

Список используемой литературы:

  1. «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63с.
  2. Стандарт основного общего образования.
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования.
  4. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
  5. А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
  6. А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
  7. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  8. Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
  9. Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
  10. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.