В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.
Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ.
Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения.
Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.
Структура рабочей программы учебного предмета.
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Описание учебно-методического комплекта.
- Контроль уровня обученности.
- Литература и другие средства обучения.
- Приложения.
Титульный лист.
Образец титульного листа (см. Приложение 1.)
Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:
- наименование ОУ;
- название предмета;
- класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения);
- год разработки;
- гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением;
- гриф согласования программы с руководителем ОУ;
- сведения о составителе программы с указанием должности;
- следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке обязательно следует отразить:
- нормативную базу преподавания данного учебного предмета;
- место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
- цели и задачи реализации учебного предмета;
- роль предмета в формировании ключевых компетенций;
- чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивидуальность рабочей программы;
- межпредметные связи изучения предмета;
- особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
- формы контроля, используемые учителем.
При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:
- какой раздел дополнен новыми темами;
- почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
- перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
- изменена последовательность изучения учебного материала.
Содержание учебного предмета.
Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.
Порядок записи может быть таким:
- следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
- сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
- прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои).
Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.
Учебно-тематический план.
Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. Так, например, в 2010-2011 учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года:
- для 1 классов - 33 недели;
- для 9, 11-ых классов – 34 недели;
- для остальных классов – 35 недель.
Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы. В электронном ресурсе «Модель образовательной программы школы» представлено по одному варианту тематического планирования. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий.
Структура календарно-тематического планирования есть также в некоторых методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
- Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.
Описание используемого УМК.
Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект.
Контроль уровня обученности.
В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
В качестве примера, и может быть, в помощь учителям математикам предлагаю рабочую программу по алгебре 8 класса авт. А.Г. Мордкович и др.
Титульный лист рабочей программы (см. Приложение 1).
Пояснительная записка.
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
- Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
- Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ Главного управления образования администрации Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» № 155 от 06.04.2005 г).
- Учебного плана МОУ «Коломыцевская СОШ» на 2010/2011 учебный год.
- Примерной авторской (авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) программы основного общего образования по алгебре.
Рабочая программа курса алгебры VIII класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). 105 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и 35 часов из школьного компонента.
Дополнительные 35 часов позволяют глубже изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем.
На изучение темы «Алгебраические дроби» добавлено 8 часов, т.к. тема требует хорошего понимания и навыков решения. На изучение темы «Функция » добавлено 7 часов, «Квадратичная функция» добавлено 6 часов, т.к. функциональной линии в курсе алгебры уделяется большое внимание, эти темы требуют более тщательного изучения. «Квадратные уравнения» добавлено 4 часа, т.к. это традиционно темы необходимые для успешного усвоения дальнейшего курса математики в старших классах, большее количество позволит рассмотреть большее количество примеров на данную тему. На изучение темы «Неравенства» добавлено 3 часа, что позволяет более глубоко рассмотреть важную тему математики, так же необходимую для успешного усвоения программы в старшей школе. И на повторение отводится на 7 часов больше, что так же позволит рассмотреть более трудные темы для учащихся повторно, на более высоком уровне.
Цели.
Основные цели и задачи курса алгебры VIII класса заключаются в следующем:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в VIII классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие VIII класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Содержание учебного предмета.
Более подробное содержание (см. Приложение 1).
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов для 3-х часовой нагрузки | Кол-во часов для 4-х часовой нагрузки | К/р |
1. | Алгебраические дроби. | 22 | 30 | 2 |
2. | Функция . Свойства квадратного корня. | 19 | 26 | 1 |
3. | Квадратичная функция. Функция . | 19 | 25 | 2 |
4. | Квадратные уравнения | 21 | 25 | 2 |
5. | Неравенства. | 15 | 18 | 1 |
6. | Обобщающее повторение | 9 | 16 | 2 |
Итого: | 105 | 140 | 10 |
Учебно-тематический план (см. Приложение 1).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Учебно-методический комплект:
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
- Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.
Контроль уровня обученности.
Формы контроля: математические диктанты, самостоятельные и проверочные работы, тесты, контрольные работы, а также различные формы творческих заданий.
Список используемой литературы:
- «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63с.
- Стандарт основного общего образования.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Часть I учебник. / М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович и др. Алгебра – 8: Часть II задачник. / М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 8: Методическое пособие для учителя. / М. Мнемозина, 2010.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Контрольные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 8. Самостоятельные работы. / Под редакцией А.Г. Мордковича/ М. Мнемозина, 2008.
- Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Блицопрос. /М. Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. /М. Мнемозина, 2008.