Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Цели урока: создать условия для закрепления учащимися с двух способов обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука.
Задачи урока:
- Образовательная:
- закрепить знания уч-ся роли букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;
- буквы А, Я – как ориентиры чтения;
- создать условия для формирования:
- коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
- Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Ученики актуализируют знания о звуках речи, приобретают умения формулировать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, формируют умения соотносить цель и результат.
Ход и содержание урока
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Цель. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Внимание! Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
- На листочках в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение (дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение). (Приложение 1)
2. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.
3. Речевая разминка (логопедические упражнения).
Учитель: Чтобы ваша речь была чистой, понятной, ясной, сделаем несколько упражнений:
- «Прогулка» – рот открыть и шевелить язычком.
- «Улыбка» – губы растянуты в улыбке.
- «Качели» – язык вверх и вниз к губам.
- «Киска сердится» – выгнуть язык.
Скороговорка:
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
(Отрабатывается четкое произношение всех звуков.)
4. Актуализация знаний учащихся.
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Ребята, цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.
- Итак, ребята, начинаем наш урок.
- Назовите признаки гласных звуков, …согласных звуков.
Игра «Закрой ворота». Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки пропускаются, а другие – нет.
- Я буду называть слова, а вы должны шепотом назвать первый звук в слове если первый звук гласный – «Захлопнуть ворота» и доказать свой выбор (аист, мост, бант, парта, иголка, рак, утки, луна, окунь, сом, ива, апельсин).
- Посмотрите на доску:
- Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, я- буквы гласных звуков. На какие две группы можно их разделить?
- А, о, у, ы, э.
- И, я .
- Почему вы так разделили буквы гласных?
Д. Первая группа гласных – про них можно сказать, вижу эти буквы – согласный, стоящий перед ними читаю твердо.
- Вижу буквы И, Я – согласный, стоящий перед ними читаю мягко.
5. Повторение изученного на предыдущем уроке. Игра «Так ли это?»
Учитель предъявляет схему с правилом чтения, в которой букву Я перемещает в левую колонку, вслед за буквой А. Учитель спрашивает учеников, о чем напоминает эта схема и уточняет: можно ли пользоваться этой схемой?
Исправление схемы и её хоровое «озвучивание». Для проверки произнесенного правила организуется групповое чтение слогов.
6. Закрепление умения читать слоги слияния с гласными – А, Я.
Чтение двубуквенных слогов, предъявляемых на слоговых карточках, заранее напечатанных. ма, мя, ла, ля, ра, ря, на, ня, са,ся, ва, вя, ка, кя.
- Скажите ребята, так для чего нам нужны буквы а и я? Как они делят свои «обязанности»?
Буква А и буква Я
Нам нужны для звука [а].
7. Физкультурная минутка.
Цель. Создание условий для психоэмоциональной и физической разгрузки учащихся.
8. Звуковой анализ слов.
Ну вот, мы с вами вспомнили все правила, а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.
- Кто желает выйти к доске?
- И так, разбираем слово – УТЯТА.
- Давайте проверим – правильно ли выполнили разбор наши смельчаки.
(Проверка.)
Игра «Что изменилось?»
- И А О М Я
- И А О Р Я
- Я А О Р И
Физкультурная минутка для снятия напряжения глаз.
9. Закрепление полученных знаний.
- Возьмите карандаш и посчитайте сколько раз встречается буква А, и сколько раз встречается буква Я: лягушата, котята, поросята, лисята, волчата, кутята, телята, медвежата.
- А теперь давайте прочитаем слова. На какие две группы можно разделить слова?
- Лягушата, лисята, волчата, медвежата- это детеныши диких животных, а котята, поросята, кутята, телята – это детеныши домашних животных.
- Скажите, ребята, а кто знает как животные готовятся встретить зиму? А как сделать так, чтобы диким животным было легче перезимовать? (Расставлять в лесу кормушки, развешивать для птичек кормушки и не забывать в них насыпать корм.)
- Как необходимо относиться к животным?
- Как за ними необходимо ухаживать?
10. Работа с учебником стр. 9. Чтение по ролям.
11. Итог урока. Рефлексия.
Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились? Что узнали нового?
- Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а] и буквы А, Я?
- Значит, на следующем уроке мы...
- В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока.
- Спасибо всем за урок. Молодцы!
Резервные задания.
- УМуркикотятаАууткиутята.
- Сколько предложений записано?
Разбор предложения: У Мурки котята. (Звуковой разбор предложения, запись со слоговыми дугами.)
Список используемой литературы:
- М.С. Соловейчик. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений.
- Л.И. Тикунова, В.П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.
- Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).
- Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.