Звук [а] и его обозначение буквами А, Я. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели урока: создать условия для закрепления учащимися с двух способов обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука.

Задачи урока:

  1. Образовательная:
    • закрепить знания уч-ся роли букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;
    • буквы А, Я – как ориентиры чтения;
    • создать условия для формирования:
      • коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
      • социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
  2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Ученики актуализируют знания о звуках речи, приобретают умения формулировать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, формируют умения соотносить цель и результат.

Ход и содержание урока

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Цель. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Внимание! Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

- На листочках в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение (дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение). (Приложение 1)

2. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.

3. Речевая разминка (логопедические упражнения).

Учитель: Чтобы ваша речь была чистой, понятной, ясной, сделаем несколько упражнений:

  1. «Прогулка» – рот открыть и шевелить язычком.
  2. «Улыбка» – губы растянуты в улыбке.
  3. «Качели» – язык вверх и вниз к губам.
  4. «Киска сердится» – выгнуть язык.

Скороговорка:

Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

(Отрабатывается четкое произношение всех звуков.)

4. Актуализация знаний учащихся.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

- Итак, ребята, начинаем наш урок.

- Назовите признаки гласных звуков, …согласных звуков.

Игра «Закрой ворота». Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки пропускаются, а другие – нет.

- Я буду называть слова, а вы должны шепотом назвать первый звук в слове если первый звук гласный – «Захлопнуть ворота» и доказать свой выбор (аист, мост, бант, парта, иголка, рак, утки, луна, окунь, сом, ива, апельсин).

- Посмотрите на доску:

- Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, я- буквы гласных звуков. На какие две группы можно их разделить?

  1. А, о, у, ы, э.
  2. И, я .

- Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. Первая группа гласных – про них можно сказать, вижу эти буквы – согласный, стоящий перед ними читаю твердо.

- Вижу буквы И, Я – согласный, стоящий перед ними читаю мягко.

5. Повторение изученного на предыдущем уроке. Игра «Так ли это?»

Учитель предъявляет схему с правилом чтения, в которой букву Я перемещает в левую колонку, вслед за буквой А. Учитель спрашивает учеников, о чем напоминает эта схема и уточняет: можно ли пользоваться этой схемой?

Исправление схемы и её хоровое «озвучивание». Для проверки произнесенного правила организуется групповое чтение слогов.

6. Закрепление умения читать слоги слияния с гласными – А, Я.

Чтение двубуквенных слогов, предъявляемых на слоговых карточках, заранее напечатанных. ма, мя, ла, ля, ра, ря, на, ня, са,ся, ва, вя, ка, кя.

- Скажите ребята, так для чего нам нужны буквы а и я? Как они делят свои «обязанности»?

Буква А и буква Я
Нам нужны для звука [а].

7. Физкультурная минутка.

Цель. Создание условий для психоэмоциональной и физической разгрузки учащихся.

8. Звуковой анализ слов.

Ну вот, мы с вами вспомнили все правила, а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

- Кто желает выйти к доске?

- И так, разбираем слово – УТЯТА.

- Давайте проверим – правильно ли выполнили разбор наши смельчаки.

(Проверка.)

Игра «Что изменилось?»

  • И А О М Я
  • И А О Р Я
  • Я А О Р И

Физкультурная минутка для снятия напряжения глаз.

9. Закрепление полученных знаний.

- Возьмите карандаш и посчитайте сколько раз встречается буква А, и сколько раз встречается буква Я: лягушата, котята, поросята, лисята, волчата, кутята, телята, медвежата.

- А теперь давайте прочитаем слова. На какие две группы можно разделить слова?

- Лягушата, лисята, волчата, медвежата- это детеныши диких животных, а котята, поросята, кутята, телята – это детеныши домашних животных.

- Скажите, ребята, а кто знает как животные готовятся встретить зиму? А как сделать так, чтобы диким животным было легче перезимовать? (Расставлять в лесу кормушки, развешивать для птичек кормушки и не забывать в них насыпать корм.)

- Как необходимо относиться к животным?

- Как за ними необходимо ухаживать?

10. Работа с учебником стр. 9. Чтение по ролям.

11. Итог урока. Рефлексия.

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- С чем познакомились? Что узнали нового?

- Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а] и буквы А, Я?

- Значит, на следующем уроке мы...

- В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока.

- Спасибо всем за урок. Молодцы!

Резервные задания.

  • УМуркикотятаАууткиутята.

- Сколько предложений записано?

Разбор предложения: У Мурки котята. (Звуковой разбор предложения, запись со слоговыми дугами.)

Список используемой литературы:

  1. М.С. Соловейчик. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений.
  2. Л.И. Тикунова, В.П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.
  3. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).
  4. Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.