Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"

Разделы: История и обществознание


В иерархии образовательных компетенций выделяют ключевые – те, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; на первом месте среди них стоят ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Данный урок по обществоведению проведен в 8 классе в период проведения методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011), разработан в ходе работы над темой самообразования «Развитие компетентности в сфере личностного самоопределения.

Тема: «Перераспределение доходов».

Метод: проблемно-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

  1. Обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов.
  2. Анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения.

Задачи:

  1. Сформировать представления о социальном неравенстве и социальной несправедливости, мерах государства по выравниванию доходов населения.
  2. Формирование умений самостоятельно искать пути решения проблемы, определять свое отношение к проблемам общественного развития, развивать аналитические способности, навыки общения, отстаивания собственной позиции в споре.
  3. Дать возможность осмыслить причины своих поступков, способности к решению жизненных задач, свою готовность к познанию и сотрудничеству, активизировать стремление к саморазвитию.

Ожидаемый результат:

  1. Ученик имеет представления о причинах богатства и бедности, владеет критериями деления общества на богатых и бедных, определяет свое положение в социальной иерархии, понимает различие смыслов «социального неравенства» и «социальной несправедливости», знает источниках дохода, осознает необходимость перераспределения доходов на уровне государственной политики.
  2. Ученик умеет анализировать и обобщать материал, выделять проблему и формулировать свое отношение к ней, может объяснить причины своих действий, аргументировать в диалоге свою позицию.
  3. Ученик осознает свою позицию и мотивы деятельности, степень готовности к решению практических задач, оценивает свою способность к принятию важных решений.

Оборудование: презентация, медиапоектор.

Основные понятия: неравенство доходов, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, социальная политика государства, социальная несправедливость.

Пояснение: предварительно ребятам были предложены анкеты, итоги которых размещены в материалах на слайдах (Приложение №1).

Ход урока

Конструирование этапов урока Деятельность учителя Дидактический материал Деятельность учащихся
Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о проблеме, которая известна всем, касается каждого, оказывает влияние на качество жизни каждого человека и общества в целом. Она актуальна во все времена и для людей разного возраста и социального положения.

  • Как вы думаете почему?
  • Какие слова, сочетания слов приходят на ум?
  • Что мы будем изучать?
  • Какие проблемы поднимать?
  Учащиеся в процессе совместного обсуждения выступают с предположением о содержании понятия «доходы», ищут связи, делают попытку объяснить смысл проблемы перераспределения доходов.
Актуализация опорных знаний.

Способ мотивации – создание проблемной ситуации через коммуникативную атаку

Предлагает рассмотреть
Приложение. Слайд №2
  • Кто изображен?
  • Чем отличаются эти люди и почему?
Слайд №3
  • Как относятся к богатым и бедным
  • В России и в нашей стране?
Учащиеся обсуждают смысл поговорок, делают выводы о том, какое отношение к бедным и богатым сложилось в России и Европе, пытаются объяснить причины сходства и различия во мнениях.
По итогам предварительного анкетирования организует работу по сравнению оценок учащихся проблемы «богатства» и «бедности» с мнением россиян и иностранцев, предлагает сделать выводы. Слайд №3
  • Что большинство ребят нашего класса думает по поводу этой проблемы?
Учащиеся приходят к выводу, что они:
  • симпатизируют бедным;
  • не верят в то, что богатство можно получить честным путем;
  • не ценят богатство, считая его обременительным.
По итогам предварительного анкетирования, результаты которого размещены на слайде, предлагает сравнить мнение о причинах бедности россиян, иностранцев и учащихся. Слайд №4
  • Сравните взгляды иностранцев и наших соотечественников на причины бедности.
  • Сделайте не менее трех выводов, объясняя причины разницы.
В ходе обсуждении учащиеся пытаются объяснить причины совпадений мнений, полярных оценок, учатся обосновывать выводы.
Работа по новому материалу.

Способ мотивации – эффект новизны, коммуникативной атаки.

1. Бедные и богатые.

Учитель предлагает самостоятельно найти критерии, по которым определяется бедность. Слайд №5
  • С кем вы себя ассоциируйте в настоящем, в будущем?
  • Найдите источники доходов вашей семьи, сделайте вывод.

Задание №1 (стр.58) рабочая тетрадь: Котова О.А. Лискова Т.Е.Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.

Работая со Слайдом №6, ребята определяют свое положение в социальной иерархии, сравнивая доходы своей семьи с денежным содержанием прожиточного минимума, минимальным размером оплаты труда, стоимостью потребительской корзины.
Слайд №6 В совместном обсуждении делятся мнением об уровне доходов своей семьи.
Учитель предлагает нескольким учащимся, которые заявили, что хотят стать миллионерами, озвучить Слайд №8, предварительно исследовав особенности личных качеств миллионеров по материалам Интернета (Приложение №2). Кто хочет стать богатым – готовятся озвучить Слайд №8. На этом этапе урока учащиеся приходят к пониманию необходимости формировать в себе для достижения успеха такие качества, как настойчивость, готовность не сдаваться в сложных ситуациях, осмысливают свою собственную возможность все начать сначала, организовать, планировать свою жизнь.
Остальные:

Слайд №7

  • Почему наше мнение о богатстве не совпадает с мнением взрослых?
Учащиеся выдвигают предположения, почему представление учащихся класса о богатстве не всегда совпадает с итогами соцопроса, проведенного среди взрослых жителей Москвы.
2. Причины неравенства доходов.
Учитель организует самостоятельную работу с источниками информации. Слайды №9-10 Учащиеся самостоятельно находят причины в неравенстве доходов различных категорий населения, высказывают свою точку зрения на причины разницы в зарплатах в разных отраслях производства, а также делятся мнениями о зарплатах депутатов и федеральных министрах.
Учитель предлагает закрепить полученную информацию, используя задания Слайда №11. Слайд №11 Ребята делают самостоятельные выводы о причинах социального неравенства.
Учитель предлагает высказать свое мнение о причинах положения в рейтинге профессий различных категорий населения. Слайд №12 Учащиеся обмениваются мнениями о рейтинге, дают свою оценку информации.

Приходят к выводу о том, что кроме объективных причин неравенства есть еще факторы, которые влияют на доходы населения, связанные с понятием «социальная несправедливость».

3. Перераспределение доходов.

Учитель предлагает объяснить, в чем опасность социального неравенства. Слайды №13-14 Учащиеся приходят к самостоятельному выводу о необходимости перераспределении доходов.
Учитель предлагает рассмотреть разные варианты перераспределения доходов и обосновать свой выбор или предложить другой вариант. Слайды №15-17 Ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что пути перераспределения доходов должны быть связаны с политикой государства.
Учитель предлагает обсудить вопрос о перераспределении доходов, разбившись на группы.
  • Кто нуждается
  • Кто принимает решения
  • Тот, чьи доходы перераспределяются
Слайды №18-20 Каждая группа озвучивает свой слайд, приходя к выводу об основных направлениях социальной политики государства.
Рефлексия. Учитель предлагает высказать свое мнение по поводу часто обсуждаемых в СМИ вопросов.

Можно дополнительно предложить Слайды №21-23.

  • Какие проблемы мы исследовали?
  • С чем вы согласны?
  • С чем готовы поспорить?

Ваше мнение по поводу:

  • Богатые и бедные будут всегда.
  • Государство должно помогать малоимущим.
  • В нашей стране остро стоит проблема. богатства и бедности.
  • Стать богатым в нашей стране нельзя только с помощью честного труда.
  • Государство недостаточно заботиться о малоимущих.
  • Несправедливо, когда труд государственного чиновника оценивается выше труда врача.
  • Наше государство преодолевает проблему бедности.
Обсуждая высказывания, приходят к выводам о содержании поднимаемых на уроках проблемах:
  • Причины богатства и бедности.
  • Социальная несправедливость.
  • Причины перераспределения доходов.

Высказывают свое мнение о социальной политике государства, закрепляют понятия и причинно-следственные связи между явлениями современной жизни.

Используемая литература:

  1. Интернет-ресурсы:
    • http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html
    • http://ulon.ru/content/view/134/8/
    • http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html
  2. Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.
  3. Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010.
  4. Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Л.В.Боголюбова, Н.И.Городецкой. М., «Просвещение», 2010.