В иерархии образовательных компетенций выделяют ключевые – те, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; на первом месте среди них стоят ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Данный урок по обществоведению проведен в 8 классе в период проведения методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011), разработан в ходе работы над темой самообразования «Развитие компетентности в сфере личностного самоопределения.
Тема: «Перераспределение доходов».
Метод: проблемно-поисковый.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
- Обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов.
- Анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения.
Задачи:
- Сформировать представления о социальном неравенстве и социальной несправедливости, мерах государства по выравниванию доходов населения.
- Формирование умений самостоятельно искать пути решения проблемы, определять свое отношение к проблемам общественного развития, развивать аналитические способности, навыки общения, отстаивания собственной позиции в споре.
- Дать возможность осмыслить причины своих поступков, способности к решению жизненных задач, свою готовность к познанию и сотрудничеству, активизировать стремление к саморазвитию.
Ожидаемый результат:
- Ученик имеет представления о причинах богатства и бедности, владеет критериями деления общества на богатых и бедных, определяет свое положение в социальной иерархии, понимает различие смыслов «социального неравенства» и «социальной несправедливости», знает источниках дохода, осознает необходимость перераспределения доходов на уровне государственной политики.
- Ученик умеет анализировать и обобщать материал, выделять проблему и формулировать свое отношение к ней, может объяснить причины своих действий, аргументировать в диалоге свою позицию.
- Ученик осознает свою позицию и мотивы деятельности, степень готовности к решению практических задач, оценивает свою способность к принятию важных решений.
Оборудование: презентация, медиапоектор.
Основные понятия: неравенство доходов, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, социальная политика государства, социальная несправедливость.
Пояснение: предварительно ребятам были предложены анкеты, итоги которых размещены в материалах на слайдах (Приложение №1).
Ход урока
Конструирование этапов урока | Деятельность учителя | Дидактический материал | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Вступительное слово учителя. Сегодня мы будем говорить о проблеме, которая известна всем, касается каждого, оказывает влияние на качество жизни каждого человека и общества в целом. Она актуальна во все времена и для людей разного возраста и социального положения.
|
Учащиеся в процессе совместного обсуждения выступают с предположением о содержании понятия «доходы», ищут связи, делают попытку объяснить смысл проблемы перераспределения доходов. | |
Актуализация опорных
знаний. Способ мотивации – создание проблемной ситуации через коммуникативную атаку |
Предлагает рассмотреть Приложение. Слайд №2
|
Слайд №3
|
Учащиеся обсуждают смысл поговорок, делают выводы о том, какое отношение к бедным и богатым сложилось в России и Европе, пытаются объяснить причины сходства и различия во мнениях. |
По итогам предварительного анкетирования организует работу по сравнению оценок учащихся проблемы «богатства» и «бедности» с мнением россиян и иностранцев, предлагает сделать выводы. | Слайд №3
|
Учащиеся приходят к выводу, что они:
|
|
По итогам предварительного анкетирования, результаты которого размещены на слайде, предлагает сравнить мнение о причинах бедности россиян, иностранцев и учащихся. | Слайд №4
|
В ходе обсуждении учащиеся пытаются объяснить причины совпадений мнений, полярных оценок, учатся обосновывать выводы. | |
Работа по новому
материалу.
Способ мотивации – эффект новизны, коммуникативной атаки. |
|||
1. Бедные и богатые. |
|||
Учитель предлагает самостоятельно найти критерии, по которым определяется бедность. | Слайд №5
Задание №1 (стр.58) рабочая тетрадь: Котова О.А. Лискова Т.Е.Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010. |
Работая со Слайдом №6, ребята определяют свое положение в социальной иерархии, сравнивая доходы своей семьи с денежным содержанием прожиточного минимума, минимальным размером оплаты труда, стоимостью потребительской корзины. | |
Слайд №6 | В совместном обсуждении делятся мнением об уровне доходов своей семьи. | ||
Учитель предлагает нескольким учащимся, которые заявили, что хотят стать миллионерами, озвучить Слайд №8, предварительно исследовав особенности личных качеств миллионеров по материалам Интернета (Приложение №2). | Кто хочет стать богатым – готовятся озвучить Слайд №8. | На этом этапе урока учащиеся приходят к пониманию необходимости формировать в себе для достижения успеха такие качества, как настойчивость, готовность не сдаваться в сложных ситуациях, осмысливают свою собственную возможность все начать сначала, организовать, планировать свою жизнь. | |
Остальные: Слайд №7
|
Учащиеся выдвигают предположения, почему представление учащихся класса о богатстве не всегда совпадает с итогами соцопроса, проведенного среди взрослых жителей Москвы. | ||
2. Причины неравенства доходов. | |||
Учитель организует самостоятельную работу с источниками информации. | Слайды №9-10 | Учащиеся самостоятельно находят причины в неравенстве доходов различных категорий населения, высказывают свою точку зрения на причины разницы в зарплатах в разных отраслях производства, а также делятся мнениями о зарплатах депутатов и федеральных министрах. | |
Учитель предлагает закрепить полученную информацию, используя задания Слайда №11. | Слайд №11 | Ребята делают самостоятельные выводы о причинах социального неравенства. | |
Учитель предлагает высказать свое мнение о причинах положения в рейтинге профессий различных категорий населения. | Слайд №12 | Учащиеся обмениваются мнениями о
рейтинге, дают свою оценку информации. Приходят к выводу о том, что кроме объективных причин неравенства есть еще факторы, которые влияют на доходы населения, связанные с понятием «социальная несправедливость». |
|
3. Перераспределение доходов. |
|||
Учитель предлагает объяснить, в чем опасность социального неравенства. | Слайды №13-14 | Учащиеся приходят к самостоятельному выводу о необходимости перераспределении доходов. | |
Учитель предлагает рассмотреть разные варианты перераспределения доходов и обосновать свой выбор или предложить другой вариант. | Слайды №15-17 | Ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что пути перераспределения доходов должны быть связаны с политикой государства. | |
Учитель предлагает обсудить вопрос о
перераспределении доходов, разбившись на группы.
|
Слайды №18-20 | Каждая группа озвучивает свой слайд, приходя к выводу об основных направлениях социальной политики государства. | |
Рефлексия. | Учитель предлагает высказать свое
мнение по поводу часто обсуждаемых в СМИ вопросов. Можно дополнительно предложить Слайды №21-23. |
Ваше мнение по поводу:
|
Обсуждая высказывания, приходят к
выводам о содержании поднимаемых на уроках проблемах:
Высказывают свое мнение о социальной политике государства, закрепляют понятия и причинно-следственные связи между явлениями современной жизни. |
Используемая литература:
- Интернет-ресурсы:
- http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html
- http://ulon.ru/content/view/134/8/
- http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html
- Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.
- Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010.
- Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Л.В.Боголюбова, Н.И.Городецкой. М., «Просвещение», 2010.