Программное содержание:
Развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов ремесел.
Воспитывать интерес к быту, обычаям России.
Оборудование: работы, расписанные учащимися Детской школы искусств, короба, карточки с изображениями народных промыслов.
Предварительная работа:
подготовка артистов-коробейников;
декоративная роспись деревянных изделий, выполняющаяся на уроках декоративно-прикладного искусства;
подготовка концертных номеров.
Ход занятия
Звучит музыка. Входит ведущий в народном костюме.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. Знаете, что такое ярмарка? (Это шумный базар, на котором продают свои изделия.)
- Молодцы! Вижу, что вы знаете, что такое ярмарка! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три.
Звучит музыка, появляются коробейники, с коробами, в которых находятся изделия народных промыслов.
Ведущий: Теперь можете открыть глаза.
1 коробейник:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары
И отменные игрушки!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, кто это? (Дети отвечают.)
- Правильно, это коробейники. Коробейники это мелкие уличные торговцы, предлагающие свой товар прямо с лотков (коробок). Пойдемте, ребята, погуляем на ярмарке, людей посмотрим, да себя покажем.
Звучит народная музыка. Ведущий подходит к первому коробейнику.
1 коробейник:
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Рощи, перелески
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы
Роспись Хохломская, словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ведущий: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот отсюда и пошло название хохломских изделий.
Звучит народная музыка. Ведущий подходит к второму коробейнику.
Ведущий: А это какие изделия? Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждом изделии мы видим цветок. Как он называется? (Гжельская роза.)
2 коробейник:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы
Животные и птицы невиданной красы
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье Гжель
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
Звучит народная музыка. Ведущий подходит к третьему коробейнику.
Ведущий: Здесь продаются игрушки. Чьи они? (Дымковские.) А как вы узнали? (Дети рассматривают, из чего сделаны, кого изображают, как расписаны игрушки.)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали, и село большое
Дымково назвали.
3 коробейник:
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей
В ней нету цвета дымного, что серости серей
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы.
Ведущий:
Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
- А как по-вашему, веселые это игрушки, или наоборот, грустные?
Звучит народная музыка. Ведущий подходит к четвертому коробейнику.
Ведущий:
Есть на Волге город древний
Под названьем Городец
Славится по всей России своей росписью творец
Распускаются букеты
Ярко красками горя
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
4 коробейник:
Наши доски расписные
Посмотрите – вот какие!
Все хотим вам показать
И подробно описать
Городецкий конь бежит
И земля под ним дрожит
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
Звучит народная музыка. Ведущий подходит к пятому коробейнику.
Ведущий:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
5 коробейник:
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
Ведущий: А какая же ярмарка без веселых задорных частушек?
Концертный номер.
Ведущий подходит к коробу, одиноко стоящему на стуле.
Ведущий: Смотрите, а здесь короб без хозяина. Помогите разобрать товар (вызываем 2-3 человека). Нужно рассортировать товар по коробам коробейников.
Ведущий демонстрирует карточки с изображением изделий народных промыслов, а дети угадывают, в какой короб нужно положить, ту или иную картинку. (Приложение 1)
Ведущий: Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских народных промыслах! Идемте дальше. Ой, что такое, смотрите, разбитая посуда. Наверное свалилась с телеги. Давайте ее соберем и сложим.
Игра «Собери игрушку».
Ведущий: Ярмарка – это всегда веселье и праздник. И мы закончим нашу ярмарку веселым танцем.
Танец «Веселые цыплята». (Приложение 2)