Дневник – не только современная эффективная форма отслеживания роста развития и формирования учебных универсальных действий первоклассника в адаптационный период, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:
- поддерживать высокую учебную мотивацию;
- поощрять активность и самостоятельность;
- формирование умения учиться.
С «Дневником моего роста» в прогимназии начинаем работать с первых дней учебы первоклассников. На первом родительском собрании договариваемся о необходимости заполнения дневника самостоятельно ребенком.
Приложение. Слайд №1
Цель работы с дневником – формирование контрольно-оценочной деятельности.
В пособие существуют три пространства:
- Поле, где оценивает ученик.
- Поле, где оценивает учитель.
- Согласование, где учитель и ученик вырабатывают программу решения и устранения ошибок и недочетов.
Слайд №2
Основные задачи дневника тесно связаны с требованиями и задачами стандартов второго поколения:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика.
- Повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
- Развитие познавательных качеств личности.
- Приобретение навыков саморефлексии.
- Формирование и развитие самостоятельной деятельности, инициативы.
Слайд №3
В состав дневника включаются результаты достигнутые и фиксированные малышами в адаптационный период: в ходе учебной деятельности, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках учебного времени так и во внеурочной. И работая с дневником, нужно придерживать следующих принципов:
- Принцип возврата.
- Принцип обязательности/необязательности.
- Принцип открытости.
- Принцип нелинейности.
- Принцип конструктора.
Слайды №5-6
Дневник состоит из трех разделов. Первый «вводный раздел» – первые сведения о малыше его окружении, в первые дни школьной жизни. Здесь происходит разведение предметных областей и введение социальных областей – сотрудничества, знакомство с учениками и учителями класса. Такие страницы: «Мои учителя», «Это я и мои друзья».
Слайд №7
Второй раздел – «Презентация самого себя». Для заполнения и работы над этими листами мы начинаем работать на уроке обучения грамоте добукварный период. УМК «Начальная школа 21 века», с урока №8-9, 10-11. Работаем с иллюстрациями, по сюжетным картинка «Моя семья», затем малыши рисуют свою семью и рассказывают соседу, классу о своих любимых.
Слайд №8
На уроках обучения грамоте №12-13. играем по картинкам «Моя любимая игрушка» и оформляем странички: «Моя любимая игрушка», «Мои увлечения», «мои друзья».
Слайд №9
На уроках математики (учебник Б. Гейдмана) с №12-14 по темам на пространственные понятия рисуем, используя заранее продуманные условные обозначения страницы по теме «Я в школе»: «Мой класс в школе», «Мое место в школе».
Слайд №10
Далее ученики рассказывают о своем расписании занятий как в школе, так и в не ее. Вводятся первые режимные моменты на странице «Лента времени».
Слайд №11
Работа с листом «Правила школьной жизни» ребята работают на уроках окружающего мира и классных часах. Все проходит в игровой, познавательной деятельности.
Слайд №12
Третий раздел дневника – «Проба пера».
- Задания для текущей работы.
- Задания на итоговый контроль усвоения знаний и умений по стандарту.
- Задания, нацеленные на диагностику и формирование контрольно-оценочных действий.
Слайды №13-14
Диагностические работы по математике и обучению грамоте выполняются в начале адаптационного периода, где ребята по «волшебной линеечки» оценивают себя, смотрят что они еще не знают и к чему надо стремится, затем в конце четверти, учебного года все задания исправляются и результаты фиксируются в «Листах индивидуального достижения».
Слайд №15
Листы самооценки разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Включают в себя:
- Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.
- Общие умения, навыки и способы деятельности.
- Формирование и проектирование учебных универсальных действий.
Работая с учащимися над «Дневником моего роста» можно сказать, как прошел адаптационный период, проследить развитие каждого ученика, показать, что не успешных в нашем классе нет, развить высокую учебную мотивацию и контрольно-оценочную деятельность ребенка.