Цель урока:
- Продолжить знакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Добиваться осознанного, выразительного чтения.
- Воспитывать положительные качества на примерах героев, прививать интерес к чтению.
Ход урока
Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Актуализация знаний.
Сегодня мы будем читать сказку замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи вам читали когда вам было по два-три года. Фамилию я называть не буду, вы должны вспомнить ее сами.
- Из какого произведения эти строки? (Приложение. Слайд 2)
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше».
- Кто их автор?
Да, это К.И.Чуковский. Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский». (Слайд 3)
Свой псевдоним или литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Рассказ учителя о К.И.Чуковском. (Слайд 4)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка.
Такова внешность известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. (Слайд 5)
А знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку (Слайд 6):
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил,
Крокодил Крокодилович.
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово.
А вот второй случай. (Слайд 7)
Однажды, работая в своём кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал (Слайд 8):
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Так появился «Мойдодыр». (Слайд 9)
29 августа 1923 года у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя.
«Муха-Цокотуха». (Слайд 10)
(Слайд 11)
А однажды вдохновение нахлынуло на него на Кавказе, во время купания в море. Корней Иванович заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи (Слайд 12):
Ах, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станет с ними,
С больными,
С моими зверями лесными...
Голышом побежал он по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Он сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было. Это был...
(Слайд 13-14)
Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем читать сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».
Работа над артикуляцией.
«Вкусное варенье», «Лошадки», «Закрытые ворота».
Работа над дыханием.
«Свеча», «Гарью пахнет».
Скороговорка.
«У Егорки и Федорки в огороде помидорки».
Работа над новым материалом.
1. Первичное чтение сказки учителем.
2. Первичная проверка понимания.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что запомнилось?
- Когда было смешно?
- А когда грустно?
- Почему Федору постигло горе?
- Жалко ли вам ее? Почему?
3. Выразительное чтение сказки.
- Давайте прочитаем сказку так, чтобы было понятно наше отношение к Федоре, и прозвучали все характеры героев (курицы, блюдец, козы).
4. Чтение вслух по цепочке, останавливаясь, чтобы обсудить правильность интонаций.
Закрепление изученного материала.
- Зачем сказочник превращает стаканы, кофейники, чайники в живые существа?
- Зачем он вводит в сказку такие слова: «дзынь-ля-ля!», «бу-бу-бу»?
- Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки: неряшливой, ленивой, заботливой?
- Как автор относится к Федоре: сочувствует, осуждает, жалеет?
- Объясните смысл пословицы: «Порядок- душа всякого дела».
Обобщение.
(Слайд 15)
Прошло много лет после смерти К.И. Чуковского, но его произведения для детей живут, переиздаются не только в нашей стране, но и за рубежом.
Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.
(Слайд 16)
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал, что...
- Самым интересным для меня было...
- Мне бы хотелось...
Домашнее задание.
- Подготовиться к выразительному чтению сказки.
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.