Цели:
- Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
- Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать прилежность, умение работать в команде.
Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
(ответы детей)
– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
II. Актуализация знаний.
1. Игра «Видел и слышал».
На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.
– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.
Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.
«Видел» | «Слышал» | |
1. книга | ученик | |
2. яблоко | вишня | |
3. стекло | море | |
4. конь | мышь | |
5. юноша | дядя | |
6. радость | медаль |
2. Самопроверка.
Дети дописывают слова, которых не хватает.
– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).
– На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)
– Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)
– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)
– Выделите окончания.
– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)
III. Постановка учебной задачи.
1. Игра «Запомни слова».
На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.
(падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)
– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)
– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)
– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)
– Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)
– Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)
IV. «Открытие детьми нового знания».
1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)
Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.
Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения.
2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?
Высказывания детей.
– Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.
– Просклоняйте имена существительные.
Работа в группах.
- вода, земля.
- папа, дядя.
- стол, конь.
- окно, море.
- степь, мышь
3. Проверка.
Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
-а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е |
-а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е |
-- -а -я -у -ю --, -я -ом -ём -е |
-о -е -а -я -у -ю -о -е -ом -ём -е |
-- -и -и -- -ю -и |
– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)
– Сколько групп образовалось? (3)
– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?
– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)
– Попробуем составить кластер. (работа в группах)
Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.
V. Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
– Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88
– Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)
Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.
Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.
Самопроверка по эталону.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
ручка буква гостья дедушка деревня |
слово солнце лук конь рисунок |
мебель мышь помощь ель смелость |
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»
– Кто ошибся? Почему?
Физкультминутка.
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.
– Прочитайте задание.
Работа проходит на три уровня.
Спишите предложения, у существительных определите склонение. | Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. | Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. |
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. | Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. | 1. 2. |
Проверка.
1 группа – самопроверка по эталону
Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.
2 группа – взаимопроверка.
3 группа – фронтальная проверка.
Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.
– Кто выполнил своё задание без ошибок?
– Кто ошибся? Почему?
– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»
VIII. Рефлексия деятельности.
– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?
– Какие получили результаты?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Что вызвало затруднения?
– Над чем надо поработать?
– Оцените себя, поставьте отметку на полях тетради.
IX. Домашнее задание.
Выучить правило на странице 88 и 91, упражнение 173.