Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок-игра (интеллектуально-развивающая).
Модель: «интеллектуальный» тир.
Целевая аудитория: 6 класс.
Методическая цель:
- демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”.
Образовательные цели:
- систематизация, закрепление и контроль знаний учащихся по школьному курсу музыки.
Развивающие цели:
- демонстрация познавательной активности и творческих способностей учащихся;
- повышение уровня музыкальной, информационной и общей культуры учащихся.
Воспитательные цели:
- воспитание потребности в общении с искусством;
- создание атмосферы творческого сотрудничества, праздника, духа состязания.
Перечень информационного обеспечения, оснащения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор, компакт-диски с материалом для прослушивания, эмблема «Лира», мишени, цветные магниты, сигнальные флажки, элементы одежды для Аполлона и Муз (туники, лавровый венок, диадемы).
Призовой фонд: лавровые венки, яблоки – победителям, сладкие призы – участникам.
Методика проведения:
В классе формируются три команды. На доске укрепляются три мишени – для каждой команды своя мишень. Из числа учащихся старших классов приглашаются представители в жюри: Аполлон (юноша) и Музы (три девушки).
Игра состоит из 4 агонов. Вопросы все, конечно, связаны с музыкой. Каждая последующая партия вопросов на порядок сложнее предыдущей. Поскольку мы в «интеллектуальном» тире, то можно сказать так: вопросы первой степени сложности предназначены для стрельбы с расстояния 5 метров, т.е. почти в упор. Вторая степень сложности соответствует расстоянию в 25 метров. Третья равна 50 м, ну, а четвёртая степень – самые сложные вопросы – это 100 метров от огневого рубежа до мишени. А с такого расстояния попасть в «яблочко» смогут только самые знающие эрудиты.
На доске закреплены мишени для каждой команды и круглые магниты. Во время игры Музы будут прикреплять магниты к мишени, они будут обозначать место попадания «интеллектуальных стрелков». Оружием в интеллектуальном тире служат знания учащихся, кругозор, точность ответов.
Самым, пожалуй, оригинальным в этой игре являются вопросы. Они в трёх агонах составлены по одному принципу: на каждый из них можно дать пять или более ответов. Пример: «Назовите ноты». Ответ: «До, Ре, Ми, Фа, Соль…» Вы, конечно, можете продолжить этот перечень, но для попадания в «яблочко», т.е. в круг с цифрой 5 – достаточно и пяти названий. Если же участник игры растерялся и не вспомнил пяти названий, а назовёт, допустим, их только четыре, это значит, что он попал в круг с цифрой 4, и именно в нём надо установить магнит. Но может произойти и другая ситуация. Ведущий задаёт сложный вопрос, но, увы, игрок не может вспомнить ответ. Он молчит, значит, его выстрел был неудачным, он попал в «молоко», как говорят в тире, и очередной магнит будет укреплён вне мишени, на свободном белом пространстве. Таким образом, вы уже поняли – сколько названий (терминов, имён и др.) назовёт участник во время ответа – такой и будет точность его попадания. Вопросы составлены блоками: по одному для каждой команды. Вопросы предлагаются командам в порядке очерёдности.
В 4-м агоне вопросы, на которые надо дать один ответ. Очерёдность отсутствует, отвечает та команда, которая считает, что знает верный ответ и первой поднимет флажок. Верный ответ – 5 баллов.
Может быть несколько вариантов ответов участников команды:
- игроки отвечают по очереди на каждый вопрос и приносят баллы своей команде;
- игроки команды совещаются, и отвечает капитан, в этом случае повышается вероятность попадания в «яблочко»;
- можно совместить оба варианта: на простые вопросы – индивидуальные ответы, на более сложные – отвечает команда после совещания.
Договоримся о времени, которое даётся на каждый ответ. Это 10 секунд в 1-2 агоне, 15-20 секунд в 3 агоне и 25 секунд в 4 агоне. Иначе это уже не тир, где, как известно, учат стрелять метко и быстро.
Условия состязаний объясняются участникам перед началом игры.
(Приложение 1. Слайд 1).
Ход игры
(Звучит греческая музыка – фон, слайды 2-10 «Древняя Греция»).
Ведущий: Греция – удивительная страна, где тесно переплелись прошлое и настоящее. В этой стране нашла своё воплощение мечта человечества о развитии гармоничной личности. Олимпийские игры - спортивные состязания. Дельфийские игры - состязания в искусстве. Это союз культа тела и духовного развития.
Сегодня мы с вами принимаем участие в Дельфийских играх, иначе их называли ещё Пифийские. Эти игры были играми чести. Пифийские игры проходили на протяжении многих столетий. Чаще всего их проводили на улицах, площадях и театральных сценах города Дельфы.
Победители получали в качестве награды не денежные призы, а венок из лавра – дерева, посвящённого Аполлону. Венки считались особенно почётной наградой в Греции. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок, а символическую пальмовую ветвь победитель в Пифийских Играх получал так же, как и в Олимпийских Играх. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почёт и уважение, которые доставались победителям и их родным городам. Поэтому города поддерживали своих представителей всеми средствами, чтобы во время Игр те добились как можно большего успеха. (Слайд 11).
Ведущий: Дельфы – древне-греческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. Пифийские Игры – один из четырёх общеэллинских агонов, занимавших второе место после Олимпийского.
История Пифийских Игр начинается в 582 г. до н.э., когда после окончания Священной войны управление Играми перешло к Дельфийской Амфиктионии – Совету двенадцати греческих племён. (Слайд 12). Пифийские Игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств, учреждённые, как считалось, самим богом в честь победы над драконом Пифоном (слайд 13), который обитал на месте ещё не возникшего святилища. Место состязания – равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. (Слайд 14).
В самом начале в Пифийских Играх проводились только музыкальные состязания. Поначалу это было пение под аккомпанемент кифары, позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты, и отдельно игра на флейте. Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над Пифоном.
Художественные дисциплины охватывали:
- Гимн богу Аполлону
- Игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него
- Соревнования в театральном и танцевальном искусстве
- Соревнования по живописи
(Слайд 15). Дельфийские Игры современности.
Успешный альянс соревновательного характера Игр и духа единения помог состязаниям возродиться спустя тысячелетия в конце ХХ – начале ХХI веков, ведь этот Высший форум искусств, объединяющий всё мировое культурное разнообразие, даёт талантливым людям возможность творческой самореализации и роста.
В 1994 году представителями 19 стран в Берлине был создан Международный Дельфийский совет; позднее стали возникать и национальные дельфийские советы, среди которых – Национальный Дельфийский совет России (основан в 1999 году).
1-7 декабря 2000 года в Москве прошли I Дельфийские Игры современности, в которых приняли участие около 1000 человек из 27 стран. В жюри, формируемые по каждой дисциплине, входят видные деятели культуры и искусств мира, профессора и доктора искусствоведения – обычно 100-150 человек.
(Звучит лютневая музыка – фон, слайд 16 «Аполлон и Музы»)
Ведущий: Когда Аполлон в сопровождении Муз появлялся на Олимпе, раздавались звуки его кифары и пение Муз, то замолкало всё вокруг.
Не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, бог войны забывает о шуме кровавых битв, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орёл Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клёкота, он тихо дремлет на жезле Зевса. (Слайд 17). В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод Муз движется в пиршественном зале. Юные прекрасные Музы – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором Муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.
На мгновение попытаемся оживить историю. И сейчас у нас появится почётный гость, и он же главный судья Дельфийских Игр – бог солнечного света и покровитель искусств – златокудрый Аполлон со своими спутницами Музами.
(Входят Аполлон и три Музы).
Аполлон: Приветствую вас, юные знатоки музыки! Рад быть гостем и судьёй на вашем празднике, потому что встреча с искусством – это всегда праздник. Прежде чем начнутся состязания, я прошу вас назвать имена моих прекрасных спутниц – покровительниц торжественных песнопений и гимнов, танца и лирической поэзии.
(Ответы учащихся: Полигимния, Терпсихора, Евтерпа)
Аполлон: Музы помогут мне в судействе Дельфийских Игр. Объявляю Дельфийские игры открытыми! Друзья, как уже вам известно, Дельфийские Игры открывались Гимном в мою честь. Я же предлагаю вам сочинить Оду Музыке. (Слайд 18).
Два представителя от команды получают задание – лист с зарифмованными парами слов (Приложение 2). Используя любые из них по вашему выбору (можно не все, только те, что вам нравятся) или свои рифмы, сочините стихотворение о музыке.
Например: струна – луна, ручей – дней.
Светит яркая луна,
Меж камней бежит ручей.
И звенит, поёт струна
О любви прошедших дней.
Поэты удаляются к подножию горы Парнас, чтобы в тишине и уединении создать поэтическое творение – Оду Музыке.
Вопросы 1 агона.
(расстояние до мишени 5 метров)
- Назовите струнные музыкальные инструменты. (гитара, балалайка, домра, скрипка, арфа и др.)
- Назовите духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра. (труба, кларнет, гобой, валторна, туба и др.)
- Назовите ударные инструменты симфонического оркестра. (барабан, литавры, ксилофон, треугольник, колокола и др.)
- Перечислите жанры вокальной музыки. (песня, романс, серенада, баллада, кантата и др.)
- Какие вы знаете певческие голоса? (сопрано, тенор, бас, баритон, дискант и др.)
- Как называются ансамбли в зависимости от количества исполнителей? ( трио, квартет, квинтет, секстет, септет и др.)
- Какие инструменты входят в состав классического струнного квартета. За правильный ответ будут даны 5 баллов. (две скрипки, альт, виолончель)
- Какие музыкальные инструменты бывают ещё и электрическими? (электрогитара, электроскрипка, синтезатор, электробаян, электрическая ударная установка)
- Назовите выразительные средства музыки. (мелодия, гармония, ритм, темп, тембр и др.)
Вопросы 2 агона
(расстояние до мишени 25 метров)
- Перечислите танцы, написанные в трёхдольном размере. (вальс, мазурка, болеро, полонез, менуэт)
- Какие всемирно известные танцы родились в странах Латинской Америки? (самба, румба, ча-ча-ча, танго, ламбада)
- Назовите на итальянском языке несколько обозначений темпов. (Moderato, Presto, Allegro, Andante, Adagio, и др.)
- Как называются в опере сольные вокальные номера? (ария, ариетта, ариозо, каватина, баллада и др.)
- Назовите жанры народной песни (по содержанию). (лирические, трудовые, исторические, плясовые, обрядовые и др.)
- Назовите создателей оперного спектакля. (композитор, либреттист, дирижёр, режиссёр-постановщик, художник и др.)
- Кто был врагом Чиполлино в сказке Джанни Родари и одноимённом балете К. Хачатуряна? (синьор Помидор, принц Лимон, барон Апельсин, герцог Мандарин, граф Вишня и др.)
- Ряд создателей балетного спектакля. (композитор, либреттист, балетмейстер, дирижёр, артисты балета и др.)
- Назовите жанры инструментальной музыки. (соната, концерт, сюита, симфония, ноктюрн и др.)
Конкурс исполнительского мастерства
Аполлон: А сейчас я прошу вас принять участие в конкурсе исполнительского мастерства. Усладите мой слух дивными напевами. Чистота интонации, отчётливая дикция, чёткий ритм, выразительность и слаженность звучания – вот критерии, по которым мы будем оценивать ваше исполнение. Команды исполняют по две распевки и песню, за качество исполнения присуждается от 1 до 3 баллов. Результат фиксируется на мишени.
Вопросы 3 агона
(расстояние до мишени 50 метров)
- Какие оперы были написаны на сюжет произведений А.С. Пушкина? («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.)
- Какие оперы-сказки написал Н.А. Римский-Корсаков? («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Кощей Бессмертный»)
- Перечислите стили эпохи или музыкальные стили, в которых нашли отражение особенности культуры определённого времени. (Античность, Средневековье, Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм и др.)
- Вспомните и назовите несколько пьес из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. («Песня жаворонка», «Подснежник», «Осенняя песнь», «На тройке», «Святки» и др.)
- Вспомните названия нескольких пьес из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». («Старый замок», «Баба Яга», «Гном», «Богатырские ворота», «Два еврея, богатый и бедный» и др.)
- В названии каких музыкальных произведений можно встретить имя мужчины и женщины, страстно любящих друг друга? («Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Тристан и Изольда», «Орфей и Эвридика», «Самсон и Далила», «Спартак и Эгина»)
- Как называются театры в крупнейших городах мира? (Большой театр, Ковент-Гарден, Ла Скала, Гранд-Опера, Мариинский театр и др.)
- Как назывались предшественники фортепиано? (клавесин, клавикорд, клавицимбал, вирджинал, монохорд)
- Как называются места в театре? (партер, бенуар, бельэтаж, парадиз, галерка, купоны)
Вопросы 4 агона
(расстояние до мишени 100 метров)
Аполлон: Внимательно послушайте поэтические строки и определите, о ком из зарубежных композиторов говорится в этих стихах. В каждом отрывке есть явные подсказки – характеристика творчества, особенности стиля, любовь и предпочтения этих композиторов к определённым жанрам и инструментам. В помощь вам прозвучат фрагменты из музыкальных произведений этих композиторов.
(Слайд 19) Не верю, нет, не органист Меня во прах поверг! Летели камни сверху вниз, А души – снизу вверх. Глеб Семёнов. |
(Слайд 20) (И.С. Бах. Органная токката и фуга ре-минор) |
|
(Слайд 21) Царские сатрапы в ус не дули, И не знали, что ноктюрн – удар, Что в мазурке, как в обойме – пули, В полонезе – гневный звук фанфар. Эди Огнецвет. |
(Слайд 22) (Ф. Шопен. Полонез Ля-бемоль мажор) |
|
(Слайд 23) И клавесин – влюблённей девы, И звуки – сами льнут к нему! О, эти дивные напевы – Не сам ли бог внушил ему? Александр Ливанов. |
(Слайд 24) (В.А. Моцарт. Соната для фортепиано №15) |
Аполлон: Пока Музы подводят итоги игры, приглашаем поэтов прочитать свои произведения.
(Выступления поэтов каждой команды).
По окончании игры Аполлон и Музы подсчитывают баллы, объявляют команду, одержавшую победу. (Слайды 25-26)
Аполлон и Музы проводят Церемонию чествования и награждения победителей, которым вручают лавровые венки и яблоки.
Остальным участникам игры вручают поощрительные призы.
(Слайд 27)
Терпсихора:
В этом мире случайностей нет,
Каждый шаг оставляет след.
Мельпомена:
Пути к вершине мастерства –
Они трудны, но и почётны.
Евтерпа:
И верим мы, что вы всегда
К вершинам мастерства взойдёте.
Аполлон:
Друзья, обгоняйте время!
Летите на крыльях мечты!
И вдохновение пусть озаряет
Вам душу и ваши черты.