Мастерство всегда в почете. Народный мастер А.С. Рюмин — хранитель традиций в мезенском гончарном промысле

Разделы: Начальная школа


Задачи.

1. Дать представление о мезенском гончарном промысле и его особенностях.

2. Познакомить с творчеством народного мастера А.С. Рюмина – хранителя традиций в мезенском гончарном промысле.

3. Уточнить лексическое значение терминов: ремесло, гончар, гончарство, мезенский гончарный промысел, народный мастер, традиция в народном творчестве и способствовать введению их в активный словарь.

4. Познакомить с технологией изготовления мезенской ладки. Учить создавать посуду по мотивам глиняной посуды Тимощелья.

5. Побуждать детей к творческой деятельности через положительный эмоциональный отклик.

6. Способствовать воспитанию интереса к родному краю, чувства гордости за богатую культуру Русского Севера.

Содержание.

1. Краткие сведения о Мезенском крае, промыслах, бытовавших на его территории. Мезенский гончарный промысел.

2. Народный мастер А.С. Рюмин. Традиции и преемственность в гончарном промысле.

3. Творческая работа: лепка ладки, декорирование по мотивам Тимощелья.

Оценка детских работ по заданным критериям. Выставка работ.

4. Рефлексия.

Основной метод – наглядно-иллюстративный, творческий, исследовательский.

Основные приемы работы:

- рассказ о народном промысле – гончарстве, народном мастере А.С. Рюмине с показом слайдов (Приложение);

- “мозговой штурм”, поиск объяснения значений терминов;

- показ лепки ладки;

- работа с образцом – глиняной ладкой, выполненной народным мастером Рюминым А.С.;

- самостоятельная работа детей;

- сравнительный анализ орнаментов, используемых в декорировании каргопольской и мезенской посуды;

- самостоятельный подбор орнамента – импровизация на основе мезенского орнамента;

- опора на личный опыт ребенка;

- оценка работ по заданным критериям: соответствие изделия стилевым особенностям, уровень творческого решения, уровень завершенности, техника исполнения.

1. Мезенский гончарный промысел

На самом крайнем Севере, у круга у Полярного,
Где так короток вьюжный зимний день,
Снегами призасыпанный, ветрами убаюканный
Мой городок с названием Мезень.
Здесь летом ночи белые, поэтами воспетые,
Как чудо-сказка, сполохи зимой,
Какая ширь, простор какой!
Ну, где найдешь, еще такой?
Суровый край, но близкий и родной.
Живут здесь люди смелые, отважные, умелые,
Их издавна поморами зовут.
Охотники и рыбаки, полярники и моряки,
И всех их красит вдохновенный труд.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный край – Мезенский район нашей Архангельской области, поговорим о народных промыслах, бытовавших в этом краю, познакомимся с настоящим мастером своего дела, узнаем секреты изготовления старинной посуды и выясним значение некоторых необычных слов.

Мезенский район – это самый большой и самый северный район в Архангельской области. Центр Мезенского района – город Мезень, один из самых маленьких городов России. Расположен он на правом берегу реки Мезени в 40 км от Белого моря.

Уже в XII веке пришли сюда новгородцы, несмотря на пугающие фантастические слухи об этой земле, распространенные среди славян. Летописец Нестор называет ее “страной Полуночной”, населенной людьми, коих “долговременные ночи хладных климатов, озаряемые в течение нескольких месяцев одним северным сиянием, принуждают спать шесть месяцев в году” [Каталог выставки “Народное гончарство России”. – М.: изд-во “Советский художник”, 1987].

Вплоть до начала XX столетий жители деревень, расположенных по рекам Пинеге и Мезени с ее притоками, сами производили все необходимое для жизни. Во многих деревнях и селах были развиты различные, необходимые для нужд населения ремесла (предлагаю детям подумать и объяснить значение термина, даю объяснение из “Толкового словаря русского языка” В.И. Даля).

Вопрос: как вы понимаете слово “ремесло”?

Ответ: рукодельное мастерство, ручной труд; занятие, коим человек живет, промысел его.

Самым прославленным центром художественного ремесла на Мезени было село Палащелье. Расписные прялки местного производства, украшенные бысроногими конями и оленями, пользовались заслуженной славой далеко за пределами Мезени.

А вот село Тимощелье считалось центром гончарства. Большую известность имела посуда тимощельских гончаров.

Вопрос: кто такой гончар?

Ответ: мастер глиняной посуды (горшечник, горшеня).

Вопрос: как вы понимаете слово “гончарство”?

Ответ: изготовление глиняной посуды.

Посуду тимощельских гончаров можно было увидеть даже на Соловках.

До начала XX века гончарным ремеслом в Тимощелье занимались во всех домах, а их было более ста. Лепили большие кубаны для кипячения белья, тазы, горшки, ладки (сковородки для приготовления рыбы), рукомойники, чашки, масленицы, солоницы, сальники (светильники), цветочники, кебасы (грузила для сетей), вьюшки и пр. Сушили и обжигали посуду в специальных избушках, поставленных где-нибудь в угорье. Каждой избушкой пользовалось несколько семей. Посуду покрывали свинцовой глазурью и называли “муравленой”.

Особенно хороши были блюда для ритуального киселя. Дно украшали орнаментом – солнце с расходящимися лучами; иногда солнце заменял крест. Графический рисунок близок к орнаментам вышивки и росписи палащельских прялок.

Такие необычные блюдца, связанные с поминальным обрядом, и другую тимощельскую посуду по сей день лепят в Тимощелье.

2. Народный мастер А.С. Рюмин – хранитель традиций в мезенском гончарном промысле

Много лет посвятил гончарному делу мастер А.С. Рюмин.

“Саша да Саша” – так долго обращались к Александру Степановичу, хотя он уже был взрослым человеком. Александром Степановичем стали называть его, когда узнали, что человек этот сохранил для России уникальную технологию изготовления глиняной посуды.

Впрочем, вот как рассказывает о себе, своем деле сам мастер А.С. Рюмин [газета “Правда Севера”, 1998 год].

“У нас раньше каждая деревня отличалась каким-нибудь ремеслом. Нас, жителей Тимощелья, горшками прозвали, потому что в моей родной деревне умели ладить глиняную посуду.

Есть такая байка про тимощела. С давней войны приехал он с молодой женой. Не только потому она за него замуж пошла, что был он ей люб, но и потому, что больно здорово он ей о Тимощелье рассказывал. “У нас, – говорил, – 40 заводов да две лавки”. Вот добралась молодая чета до Тимощелья. Жена удивилась: “Где же твои заводы и лавки?” Солдат показал на печные трубы мастерских: “Вон заводы, у каждого свой или на двоих с братом. А в каждой избе вдоль стен как раз две лавки”.

Тимощела с детства ремеслу обучались. Мне лет десять было, когда отец стал давать уроки: “Пока не сделаешь горшок, бегать не пойдешь”. Ну, я хотел, не хотел, а за гончарный круг садился... У меня неважное выходило, а отец подправит, – и совсем другое дело.

Потом… 40 лет не работал с глиной. …Про горшки да латки – глиняные сковородки и забыл. Времени свободного стало много, бездельничать-то не хотелось. Вспомнил, что я ведь “горшок” – поехал в Тимощелье. Там уже последний мастер оставался… Пообещал он мне ничего не таить. За неделю все показал. Да я и сам не все забыл. Но, конечно, поначалу руки неуверенно работали. А теперь могу и слепком что-то сделать.

Всякие ошибки были по-первости. То полено сыроватое в печи оказывалось, то глину нехорошо вытаптывал, – латки и лопались. Но понемногу все наладилось. Родственники и знакомые стали брать мои горшки, латочки, кринки, масленники. Ведь рыба и грибы, которые готовят в тех же латках, и вкуснее, и для здоровья полезней.

В общем, жил не тужил… Участвовал я в областных, всероссийских, всесоюзных выставках умельцев. Обо мне в газетах писали. Телевизионщики, киношники, фотографы приезжали из Архангельска, Ленинграда, Москвы…

Владимир Николаевич (В.Н. Бурчевский, директор Детской школы народных ремесел г. Архангельска) стал мне предлагать: давай филиал откроем в Каменке, будешь тут преподавателем… Мол, надо, чтобы не пропало ремесло, единственное в своем роде, только на Мезени такое есть. Дескать, сотни лет гончарное дело на Мезени жило, а теперь пропадать ему? На тебе, спрашивал, все закончится, ты ничего не оставишь?! По картинкам да старым латкам никто ремесло не восстановит, как некоторую роспись по дереву не восстановили…

Ну я и согласился... В преподаватели пошел… Дело строгое, серьезное, ответственное. Оставляем лучших… Сотни штук всего понаделали. Ребята рыбешку поймают, да в своей латке испекут – оно вкусней получается!.. Домой они и цветочники, и кринки, и горшки, кувшины принесли. Будет кому вместо меня работать, толковые парни растут…”

И вот уже 15 лет в Каменке существует гончарная мастерская, где поселковые мальчишки делают ладки и горшки. Правда, со временем в мастерской остаются только самые упрямые, терпеливые и увлеченные. О юных каменских гончарах и их мастере стали говорить не только в районе, но и в области.

А в 1999 году о них узнал даже президент страны Владимир Путин, присудив и лично вручив Александру Степановичу Рюмину в числе других преподавателей областной школы ремесел свою президентскую премию.

Сейчас дело А.С. Рюмина продолжают его ученики. Гончарное дело на Мезени не будет предано забвению.

Александра Степановича по праву называют народным мастером.

Вопрос: как вы понимаете словосочетание “народный мастер”?

Ответ: мастер – это человек, достигший высокого искусства в своем деле.

Народный мастер – это не только человек, достигший высокого уровня в своем деле, ремесле; это – хранитель народных традиций, духовных народных ценностей.

Народный мастер несет в себе традиции прошлого.

Вопрос: как вы понимаете слово “традиция”?

Ответ: традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому. В течение веков народ творит и отбирает самое лучшее – то, что ему по душе, то, что прекрасно.

Вопрос: что является традицией в народном творчестве, что передается из поколения в поколение?

Ответ: из поколения в поколение передаются секреты работы с материалом (глиной, деревом, берестой, соломой, тканью и др.), способы изготовления посуды, утвари, одежды, игрушек и т.д., сюжеты игрушек, приемы лепки, элементы и цветовая гамма росписи и т.д.

Александр Степанович Рюмин – хранитель традиций в мезенском гончарном промысле. Он выполнил важную культурно-историческую миссию: сохранил для России уникальную технологию изготовления глиняной посуды. И за это ему – почет и уважение!

3. Творческая работа: лепка ладки, декорирование по мотивам Тимощелья

1. Рассматривание образца – глиняной ладки, выполненной мастером Рюминым А.С. Знакомство с особенностями лепки мезенской посуды:

- способ изготовления – жгутом. Это один из самых древних способов изготовления глиняной посуды – “кольцевой налеп”. К дну посудины примазывается кольцо глины – получается ладка, три кольца – горшок.

- нанесение геометрического орнамента на дно изделия (крест, круг), (сравниваем элементы орнаментов, используемых в декорировании каргопольской и мезенской посуды.

- нанесение свинцовой поливы только изнутри изделия.

2. Показ с объяснением процесса изготовления ладки педагогом:

- кладем на досочку (гончарный круг) небольшой кусок глины,

- делаем плоскую лепешку,

- срезаем деревянным ножом (клепиком) излишки глины, округляя лепешку,

- накладываем на ее края глиняный жгут,

- вращая досочку (гончарный круг), пальцами придаем изделию нужную форму,

- наносим геометрический орнамент на дно изделия (крест, круг и др.)

Требования к материалу: глина должна быть без комков, камушков , т.к. от них изделие пострадает при обжиге.

3. Самостоятельная работа детей.

4. Оценка работ по заданным критериям: соответствие изделия стилевым особенностям, уровень творческого решения, уровень завершенности, техника исполнения.

4. Рефлексия

В конце занятия спрашиваю детей:

- нужно ли знакомиться с северными ремеслами, мастерами, их жизнью, творчеством; для чего нам это нужно?

- согласны ли вы с утверждением “Мастерство всегда в почете”; почему?

Литература

  1. Каталог. Коллекция. Народные мастера. Арх-ск, 2000.
  2. Каталог выставки “Народное гончарство России”. – М.: изд-во “Советский художник”, 1987.
  3. Ковалева. “Не перевелись гончары на Мезени” // “Север”, 4 апреля 2006.
  4. Доморощенков С. “Не затихнет чистый и радостный звон” // “Правда Севера”, 1998.
  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001. – 992 с.
  6. Русские пословицы и поговорки / Сост. Е.Ю.Нещименко. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 304 с.

Презентация