Литературное чтение и изобразительное искусство. Л.Н. Толстой. "Акула". Художественные приемы изображения неба и моря

Разделы: Начальная школа


Тип урока: интегрированный.

Цель урока:

  1. Учить работе с текстом посредством материала учебника.
  2. Развивать творческое мышление учащихся.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся внимательному чтению текста с последующим его анализом.
  2. Формировать опыт публичного выступления.
  3. Развивать умение работать в творческих группах.
  4. Познакомить с художественными приёмами изображения моря и неба.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в творческих группах.

Оборудование:

  • учебник, толковый словарь;
  • доска, мультимедийное устройство;
  • DVD проигрыватель;
  • лупы, мольберты, краски, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, подарите своим друзьям улыбку. На душе от ваших приветствий стало тепло и радостно. Я хочу, чтобы сегодняшний наш урок был плодотворным

2. Речевая разминка.

а) И о ы у а:

  • прочитайте с интонацией удивления, огорчения, восхищения;
  • передайте голосом шелест травы, шум морской волны.

б) Отгадайте загадку:

Нет в море у неё врагов,
Ведь зубы в несколько рядов.
Она по морю рыщет,
Себе добычу ищет.

Подсказка: собрав и расположив буквы в правильном порядке, вы узнаете, о ком речь: л а у к а.

Правильно, это акула.

3. Новый материал.

Постановка учебной цели и задач.

- Сегодня вы познакомитесь с новым для вас произведением - рассказом Л.Н. Толстого «Акула». Наша задача не просто прочитать рассказ, но и почувствовать себя в роли художников, консультантов, декораторов, а также побывать в картинной галерее.

Сообщение о писателе.

- Ребята, что вы знаете об авторе рассказа?

Давайте послушаем сообщение вашего товарища о Л.Н. Толстом (на экране дети видят портрет Л.Н. Толстого).

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. В 9 лет мальчик остался сиротой, воспитывался у тетки в Казани, получил домашнее воспитание. Учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в армии. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне, открыл школу для сельских детей. Создал «Русскую азбуку», где поместил свои были, рассказы и сказки. «Филиппок», «Косточка», «Прыжок», «Котёнок», «Лев и собачка» и многое другое написано Львом Николаевичем Толстым.

Энциклопедические сведения об акуле.

- Рассказ, который мы сегодня прочитаем, называется «Акула». А что вы знаете об акуле?
Ваш товарищ расскажет, что он узнал об акуле, работая с различными источниками информации.

Акула – это самый страшный морской хищник. Она живёт во многих морях. Самая опасная - белая акула. Длина её тела достигает 12 метров. В гигантской пасти может быть более 3 тысяч острых зубов, расположенных в 6 рядов. Такая акула может напасть на человека.
А вот самая большая акула – китовая. Её длина бывает более 15 метров, а тело покрыто белыми пятнами.

(Дети видят фотографии акулы на экране.)

- Что нового для себя вы узнали из информационной части урока?

Физкультурная минутка.

Работа с толковым словарем.

В рассказе вам встретятся трудные и непонятные слова. Давайте обратимся к словарю за разъяснением значения слов.

- Какие учебные словари вам знакомы? («Пиши правильно», «Словарь происхождения слов», «Произноси правильно», «Обратный словарь», «Толковый словарь».)

- Какой словарь поможет? (Толковый.)

- Обоснуйте своё мнение.

- По какому принципу расположены слова в словаре?

Поиск слов в словаре.

  1. Артиллерист – военнослужащий рода войск, где применяют огнестрельное оружие.
  2. Африка – самый жаркий материк на планете.
  3. Купальня – место для купания.
  4. Наперегонки – кто вперед.
  5. Палуба – горизонтальная открытая поверхность на корабле.
  6. Пронзительный визг – громкий, оглушительный.
  7. Пустыня Сахара – выжженное солнцем пространство в Африке, где нет растений.
  8. Ропот – неуверенный, тихий возглас.
  9. Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела.
  10. Хобот – дуло пушки.
  11. Якорь – тяжелое металлическое приспособление на корабле, удерживающее его на месте.

Чтение рассказа учителем

Первоначальное впечатление от рассказа.

- Как называется рассказ? Кто его автор?

- Какова тема рассказа? Какова основная мысль рассказа?

- Что раскрывается в заголовке: тема или основная мысль?

Физкультурная минутка двигательная.

Самостоятельная работа с текстом.

1. Чтобы понять и почувствовать рассказ, перечитаем его поэтапно ещё раз.

A) Чтение от начала до слов «Не выдавай! Понатужься!»

- Где стоял корабль? Найдите в тексте.

- Охарактеризуйте, какой был день. Зачитайте из текста.

- Каким вы представляете небо, море?

- Как восприняли матросы команду капитана «Купаться!» Почему?

- Кто особенно был рад оказаться в море?

- С кем сравнивает автор мальчиков? Почему?

- Как вели себя мальчики в море?

- Как подбадривал старый артиллерист своего сына? Для чего он это делал?

Б) Чтение отрывка до слов «...и мальчики поплыли в разные стороны» по цепочке, бегло, выразительно.

- Что заметили люди, стоящие на палубе?

- Почему они испугались акулы?

- Видели ли акулу мальчики? Подтвердите словами из текста.

- Как выглядел артиллерист, увидав акулу?

- Как повели себя мальчики?

B) Жужжащее чтение до конца.

- Что сделал артиллерист, услышав визг детей?

- Почему на палубе все замерли?

- Что увидели матросы, стоявшие на палубе, когда дым разошёлся?

2. Деление текста на части.

- Можно ли сказать, что мы поделили текст на смысловые части?

- Сколько их получилось?

- О чем 1-я часть?

- О чем 2-я часть?

- О чем 3-я часть?

- В какой части рассказа вы пережили самый напряженный момент?

- Когда вам было особенно страшно?

Динамическая пауза под музыку.

4. Творческая работа учащихся

- Сейчас вы приступите к творческой части урока – иллюстрирование частей рассказа. Я разделю вас на 3 группы, каждая будет изображать одну из частей рассказа. В каждой группе будут работать:

  1. Художник – его задача нарисовать море и небо.
  2. Консультант – его задача консультировать художника по изображению моря и неба.
  3. Декоратор – его задача дополнить рисунок элементами аппликации.

- Художнику для работы понадобятся приспособления для рисования. Как они называются?

- На мольберте закреплен лист бумаги, рисовать будете акварельными красками. Почему краски так называют?

- Главные составляющие части рисунка – море и небо. Как называется картина, на которой изображена природа?

- Давайте поучимся у великих художников – маринистов (т.е. изображающих море), как это правильно делать.

- Дети подходят к доске, на которой развешаны репродукции картин художников-маринистов, при помощи лупы рассматривают детали, обращают внимание на изображение моря и неба, делятся впечатлениями от увиденного.

- Какой приём будут использовать наши художники для изображения неба, моря?

- Как на рисунке отделить море от неба?

Дети делятся на группы, получают задания в группах, приступают к творческой работе. Звучит музыка.

5. Рефлексия

По завершении работы, на доску вывешиваются картины детей.

- Ребята, я приглашаю вас в картинную галерею.

Дети подходят к картинам, рассматривают их при помощи луп, делятся своими впечатлениями от увиденного, оценивают работу групп.

- Какое произведение вы проиллюстрировали?

- Кто его автор?

- Расскажите кратко, что изображено на ваших иллюстрациях?

- Вам понравился урок? Какие впечатления остались от урока?

- Я благодарю всех за сегодняшний урок, на память о нём дарю вам альбомы, чтобы развивали художественные способности и книги Л.Н. Толстого, чтобы вы полюбили этого автора и его произведения.