Тип урока: интегрированный.
Цель урока:
- Учить работе с текстом посредством материала учебника.
- Развивать творческое мышление учащихся.
Задачи урока:
- Научить учащихся внимательному чтению текста с последующим его анализом.
- Формировать опыт публичного выступления.
- Развивать умение работать в творческих группах.
- Познакомить с художественными приёмами изображения моря и неба.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в творческих группах.
Оборудование:
- учебник, толковый словарь;
- доска, мультимедийное устройство;
- DVD проигрыватель;
- лупы, мольберты, краски, бумага.
Ход урока
1. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, подарите своим друзьям улыбку. На душе от ваших приветствий стало тепло и радостно. Я хочу, чтобы сегодняшний наш урок был плодотворным
2. Речевая разминка.
а) И о ы у а:
- прочитайте с интонацией удивления, огорчения, восхищения;
- передайте голосом шелест травы, шум морской волны.
б) Отгадайте загадку:
Нет в море у неё врагов,
Ведь зубы в несколько рядов.
Она по морю рыщет,
Себе добычу ищет.
Подсказка: собрав и расположив буквы в правильном порядке, вы узнаете, о ком речь: л а у к а.
Правильно, это акула.
3. Новый материал.
Постановка учебной цели и задач.
- Сегодня вы познакомитесь с новым для вас произведением - рассказом Л.Н. Толстого «Акула». Наша задача не просто прочитать рассказ, но и почувствовать себя в роли художников, консультантов, декораторов, а также побывать в картинной галерее.
Сообщение о писателе.
- Ребята, что вы знаете об авторе рассказа?
Давайте послушаем сообщение вашего товарища о Л.Н. Толстом (на экране дети видят портрет Л.Н. Толстого).
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. В 9 лет мальчик остался сиротой, воспитывался у тетки в Казани, получил домашнее воспитание. Учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в армии. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне, открыл школу для сельских детей. Создал «Русскую азбуку», где поместил свои были, рассказы и сказки. «Филиппок», «Косточка», «Прыжок», «Котёнок», «Лев и собачка» и многое другое написано Львом Николаевичем Толстым.
Энциклопедические сведения об акуле.
- Рассказ, который мы сегодня прочитаем, называется «Акула». А что вы знаете
об акуле?
Ваш товарищ расскажет, что он узнал об акуле, работая с различными источниками
информации.
Акула – это самый страшный морской хищник. Она живёт во многих морях.
Самая опасная - белая акула. Длина её тела достигает 12 метров. В гигантской
пасти может быть более 3 тысяч острых зубов, расположенных в 6 рядов. Такая
акула может напасть на человека.
А вот самая большая акула – китовая. Её длина бывает более 15 метров, а тело
покрыто белыми пятнами.
(Дети видят фотографии акулы на экране.)
- Что нового для себя вы узнали из информационной части урока?
Физкультурная минутка.
Работа с толковым словарем.
В рассказе вам встретятся трудные и непонятные слова. Давайте обратимся к словарю за разъяснением значения слов.
- Какие учебные словари вам знакомы? («Пиши правильно», «Словарь происхождения слов», «Произноси правильно», «Обратный словарь», «Толковый словарь».)
- Какой словарь поможет? (Толковый.)
- Обоснуйте своё мнение.
- По какому принципу расположены слова в словаре?
Поиск слов в словаре.
- Артиллерист – военнослужащий рода войск, где применяют огнестрельное оружие.
- Африка – самый жаркий материк на планете.
- Купальня – место для купания.
- Наперегонки – кто вперед.
- Палуба – горизонтальная открытая поверхность на корабле.
- Пронзительный визг – громкий, оглушительный.
- Пустыня Сахара – выжженное солнцем пространство в Африке, где нет растений.
- Ропот – неуверенный, тихий возглас.
- Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела.
- Хобот – дуло пушки.
- Якорь – тяжелое металлическое приспособление на корабле, удерживающее его на месте.
Чтение рассказа учителем
Первоначальное впечатление от рассказа.
- Как называется рассказ? Кто его автор?
- Какова тема рассказа? Какова основная мысль рассказа?
- Что раскрывается в заголовке: тема или основная мысль?
Физкультурная минутка двигательная.
Самостоятельная работа с текстом.
1. Чтобы понять и почувствовать рассказ, перечитаем его поэтапно ещё раз.
A) Чтение от начала до слов «Не выдавай! Понатужься!»
- Где стоял корабль? Найдите в тексте.
- Охарактеризуйте, какой был день. Зачитайте из текста.
- Каким вы представляете небо, море?
- Как восприняли матросы команду капитана «Купаться!» Почему?
- Кто особенно был рад оказаться в море?
- С кем сравнивает автор мальчиков? Почему?
- Как вели себя мальчики в море?
- Как подбадривал старый артиллерист своего сына? Для чего он это делал?
Б) Чтение отрывка до слов «...и мальчики поплыли в разные стороны» по цепочке, бегло, выразительно.
- Что заметили люди, стоящие на палубе?
- Почему они испугались акулы?
- Видели ли акулу мальчики? Подтвердите словами из текста.
- Как выглядел артиллерист, увидав акулу?
- Как повели себя мальчики?
B) Жужжащее чтение до конца.
- Что сделал артиллерист, услышав визг детей?
- Почему на палубе все замерли?
- Что увидели матросы, стоявшие на палубе, когда дым разошёлся?
2. Деление текста на части.
- Можно ли сказать, что мы поделили текст на смысловые части?
- Сколько их получилось?
- О чем 1-я часть?
- О чем 2-я часть?
- О чем 3-я часть?
- В какой части рассказа вы пережили самый напряженный момент?
- Когда вам было особенно страшно?
Динамическая пауза под музыку.
4. Творческая работа учащихся
- Сейчас вы приступите к творческой части урока – иллюстрирование частей рассказа. Я разделю вас на 3 группы, каждая будет изображать одну из частей рассказа. В каждой группе будут работать:
- Художник – его задача нарисовать море и небо.
- Консультант – его задача консультировать художника по изображению моря и неба.
- Декоратор – его задача дополнить рисунок элементами аппликации.
- Художнику для работы понадобятся приспособления для рисования. Как они называются?
- На мольберте закреплен лист бумаги, рисовать будете акварельными красками. Почему краски так называют?
- Главные составляющие части рисунка – море и небо. Как называется картина, на которой изображена природа?
- Давайте поучимся у великих художников – маринистов (т.е. изображающих море), как это правильно делать.
- Дети подходят к доске, на которой развешаны репродукции картин художников-маринистов, при помощи лупы рассматривают детали, обращают внимание на изображение моря и неба, делятся впечатлениями от увиденного.
- Какой приём будут использовать наши художники для изображения неба, моря?
- Как на рисунке отделить море от неба?
Дети делятся на группы, получают задания в группах, приступают к творческой работе. Звучит музыка.
5. Рефлексия
По завершении работы, на доску вывешиваются картины детей.
- Ребята, я приглашаю вас в картинную галерею.
Дети подходят к картинам, рассматривают их при помощи луп, делятся своими впечатлениями от увиденного, оценивают работу групп.
- Какое произведение вы проиллюстрировали?
- Кто его автор?
- Расскажите кратко, что изображено на ваших иллюстрациях?
- Вам понравился урок? Какие впечатления остались от урока?
- Я благодарю всех за сегодняшний урок, на память о нём дарю вам альбомы, чтобы развивали художественные способности и книги Л.Н. Толстого, чтобы вы полюбили этого автора и его произведения.