Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучат голоса птиц.
С. Погорельский
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1
II. Сообщение темы и целей урока.
– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?
(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)
– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)
Тема нашего урока: “Лес и человек”.
Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
III. Проверка знаний и умений.
1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1.
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
Леса
Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
ель | берёза | клён |
сосна | лиственница | дуб |
лиственница | пихта | липа |
пихта | ольха | |
кедровая сосна | сосна |
2. Групповая работа.
Вопросы для ботаников:
I-я Группа ботаников
Карточка-помогайка:
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге?
(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2
Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
II-я группа ботаников
Карточка-помогайка:
- Расположение смешанных и широколиственных лесов.
- Природные условия в этих лесах.
- Что объединяет растения этих лесов?
- Какие растения растут в этих лесах?
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6
Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.
Зоологи
Карточка-помогайка:
- Птицы тайги, что их объединяет.
- Животные тайги, что их объединяет.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.
– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)
– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
– Какое дерево является символом России? (Берёза)
– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)
– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)
– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)
4. Работа с тестом. Приложение 2.
– Какой лес мы называем тайгой?
IV. Работа с новой темой
С.Никулина “Русский лес” Слайд 9
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. |
Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. |
А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. |
Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. |
Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. |
Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. |
Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. |
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(Между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека?
Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…
Место отдыха
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .)
Аптека
– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”
Источник чистой воды и пищи
А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
– Значит, лес для человека – это источник топлива.
Источник топлива
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”
– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)
– Чем для них является лес?
– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)
– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.
Дом для растений, животных, грибов
– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!
Статья “Роль леса в природе и жизни людей”
Значение леса | место отдыха |
аптека | |
источник чистой воды и пищи | |
источник древесины | |
источник топлива | |
дом для растений, животных, грибов | |
защитник воздуха, водоёмов, почв |
– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
– Чем является лес для воздуха? (Защитник)
– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).
Защитник воздуха, водоёмов и почв
– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)
– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11
– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)
– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?
– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.
Проблема леса | вырубка |
незаконная охота (браконьерство) |
– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12
растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13
птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14
звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15
– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
VI. Работа по теме.
Продолжение изучения новой темы.
– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.
– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.
В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.
Чтение памятки (с.111-учебник).
– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
Какие это действия?
- Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
- Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
- Загрязнение леса бытовым мусором.
- Разведение костров.
– О чём должны помнить люди, приходя в лес?
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Слайд 17
VIII. Подведение итогов урока.
– Назовите значение леса для человека.
IX. Домашнее задание.
Учебник (С.106-113).
Тетрадь (с.35).
Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.