Игровые технологии на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

На примере творчества И.К. Айвазовского познакомить учащихся с художественным изображением морской стихии. Выяснить, как художник показал разобщенность и драматизм в отношениях Человека и Природы в своих произведениях.

Задачи:

  • Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, самостоятельность мышления, воображение, умение высказывать свою точку зрения, наблюдательность (учить, не только смотреть, но и видеть).
  • Воспитывать любовь к прекрасному.

План урока:

  1. Биография И.К. Айвазовского. (Сказка о Волне и художнике) Вид пейзажа – марина и метод работы художника над ним.
  2. Игра “Море волнуется”
  3. Викторина по картинам: “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря у мыса Айа”, “Буря на ледовитом океане”, “Черное море”.
  4. Подведение итогов

Оборудование: Репродукции картин Айвазовского, костюмы: художников, зрителей и волн; портрет И.К. Айвазовского, CD-диск “Шедевры русской живописи”, аудиозаписи с шумом моря, морского прибоя, шторма с инструментальным сопровождением, записи на доске.

Данный урок продолжает изучение темы “Человек в мире Природы”.

Урок строится в форме ролевой игры. Класс делится на три группы: “художники”, “зрители”, “волны”. Группы формируются по желанию, в зависимости от чувств, настроения, близости к роли учащегося.

Каждая группа одета в соответствующие костюмы и сидит за отдельным столом. На протяжении всего урока группы выступают от своего имени и отстаивают свою точку зрения (художников, зрителей, волн). Все действия происходят на фоне музыки.

Ход урока

I. Организационный момент

(Проверка готовности класса к уроку.)
Эмоциональный настрой учащихся.

II. Актуализация опорных знаний

Краткая беседа по теме “Благословляю вас, леса, долины, нивы горы, воды…” (Г.И. Данилова МХК 7 – 8классы. §10.2 )

III этап

Формулирование совместно с учащимися на основе темы урока, его целей, задач, составление плана работы. Определяется место темы в учебном курсе и в жизни.

IV. Приобретение новых знаний

– Жизнь человека неотъемлема от природы. Отношения Человека и Природы неоднозначны. Гармония часто сменяется разобщенностью, доходящей до драматизма….

(Учитель вводит учащихся в тему урока и объясняет, что урок строится в форме ролевой игры…)

1. Знакомство с биографией художника, видом пейзажа – мариной и методом работы художника над ней.

а) Сказка о Волне и художнике. (Приложение 1)

В ролях: автор, художник, Волна.

Заранее подготовленные дети (по одному человеку от каждой группы) показывают театрализованное представление, а тем временем остальные учащиеся во время просмотра, на основе получаемой информации заполняют тест (Приложение 2), в результате заполнения получается небольшой рассказ о художнике И.К. Айвазовском.

б) После заполнения теста каждой группе дается еще небольшая информация о художнике, виде пейзажа – марине.( Дети готовятся в течение 1–2 минут, после чего рассказывают ее классу). (Приложение 3)

г) Делается вывод и сопоставляется с темой урока и первым пунктом плана.

2. Игра “Море волнуется”

– Морская стихия изменчива. Море, даже когда оно спокойное, всегда находится в движении, и волны никогда не останавливаются – то исчезают, то появляются. Море волнуется.

Представим набегающие на нас волны. Они, как и люди не похожи друг на друга, и каждая новая волна несет берегу новое настроение. Какая волна – такое и настроение.

Берутся волны: ласковая, игривая, упрямая, бурная, яростная.

Каждая группа должна в нескольких словах описать: “Волны” – желание каждой волны и настроение, которое она несет и передает; “Зрители” – чувства, желания и настроение Человека, находящегося на таких волнах “Художники” – чувства, желания и настроение художника. Сначала каждая группа описывает ласковую волну, затем игривую и т. д. При описании каждой волны звучит соответствующая музыка.

Вопросы:

– Совпадают ли чувства, желания и настроение всех групп?
– Видите ли вы на примере данной игры разобщенность в отношениях человека и природы?

3. Викторина по картинам Айвазовского “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря на ледовитом океане”.

Группам даются репродукции данных картин и вопросы, на которые они в течение 4–5 минут готовят ответы, а затем по очереди выступают, не забывая о своих ролях.

При обсуждении картин на мониторе компьютера показано их изображение на фоне соответствующей музыки.

Вопросы:

1. Что изображено на картинах?
2. Какое состояние моря запечатлел художник? Что общего в этих картинах?
3. Каково ваше отношение такому состоянию моря?
4. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева – Марлинского “Фрегат “Надежда”:

“Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана…”

Сопоставьте прочитанное с картинами Айвазовского. Какие картины более всего соответствуют описанию шторма.

5. В какой мере удалось художнику передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии?
6. В каких произведениях на ваш взгляд людям удастся спастись, а в каких нет? (Ответ обоснуйте)
7. Хочется ли вам “войти” в картины Айвазовского?
8. Можно ли с натуры написать морскую стихию?
9. Что своими картинами хотел показать художник?
10. Каково ваше впечатление от этих картин?
11. Сделайте вывод и сопоставьте его с темой урока.

V. Итог урока

Сколько в мире людей, столько и мнений. Поэтому каждый человек одну и ту же картину художника видит, воспринимает, чувствует по-своему. И сегодняшняя наша беседа – это один из возможных вариантов.

Рефлексия.

Учащиеся заполняют листы рефлексии.

  • Я узнал что…
  • Я нашел подтверждение тому, что…
  • Мне понравилось…
  • Я разочарован тем, что…
  • Самым важным для меня было…
  • Вошел в роль и почувствовал, что…
  • На месте учителя я бы…

Выставление оценок.

Учащимся раздаются оценочные бланки, в которых каждый ребенок выставляет сам себе оценку, каждый из группы выставляет оценку и учитель. В журнал выставляется средний балл.

Критерии выставления оценок:

  • Внимательно слушал
  • Активно работал
  • Выступал
  • Получил новые знания
  • Достиг поставленной цели
  • Появилось желание самостоятельно добыть знаний по данной теме

VI. Домашнее задание

Отношения Человека и Природы на протяжении веков складывались по-разному.
Каковы на ваш взгляд отношения Человека и Природы в современном мире?
Выразите свой ответ в стихотворении, музыкальном сочинении, рисунке и т.д.(по выбору)