Цель:
На примере творчества И.К. Айвазовского познакомить учащихся с художественным изображением морской стихии. Выяснить, как художник показал разобщенность и драматизм в отношениях Человека и Природы в своих произведениях.
Задачи:
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- Развивать речь, самостоятельность мышления, воображение, умение высказывать свою точку зрения, наблюдательность (учить, не только смотреть, но и видеть).
- Воспитывать любовь к прекрасному.
План урока:
- Биография И.К. Айвазовского. (Сказка о Волне и художнике) Вид пейзажа – марина и метод работы художника над ним.
- Игра “Море волнуется”
- Викторина по картинам: “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря у мыса Айа”, “Буря на ледовитом океане”, “Черное море”.
- Подведение итогов
Оборудование: Репродукции картин Айвазовского, костюмы: художников, зрителей и волн; портрет И.К. Айвазовского, CD-диск “Шедевры русской живописи”, аудиозаписи с шумом моря, морского прибоя, шторма с инструментальным сопровождением, записи на доске.
Данный урок продолжает изучение темы “Человек в мире Природы”.
Урок строится в форме ролевой игры. Класс делится на три группы: “художники”, “зрители”, “волны”. Группы формируются по желанию, в зависимости от чувств, настроения, близости к роли учащегося.
Каждая группа одета в соответствующие костюмы и сидит за отдельным столом. На протяжении всего урока группы выступают от своего имени и отстаивают свою точку зрения (художников, зрителей, волн). Все действия происходят на фоне музыки.
Ход урока
I. Организационный момент
(Проверка готовности класса к уроку.)
Эмоциональный настрой учащихся.
II. Актуализация опорных знаний
Краткая беседа по теме “Благословляю вас, леса, долины, нивы горы, воды…” (Г.И. Данилова МХК 7 – 8классы. §10.2 )
III этап
Формулирование совместно с учащимися на основе темы урока, его целей, задач, составление плана работы. Определяется место темы в учебном курсе и в жизни.
IV. Приобретение новых знаний
– Жизнь человека неотъемлема от природы. Отношения Человека и Природы неоднозначны. Гармония часто сменяется разобщенностью, доходящей до драматизма….
(Учитель вводит учащихся в тему урока и объясняет, что урок строится в форме ролевой игры…)
1. Знакомство с биографией художника, видом пейзажа – мариной и методом работы художника над ней.
а) Сказка о Волне и художнике. (Приложение 1)
В ролях: автор, художник, Волна.
Заранее подготовленные дети (по одному человеку от каждой группы) показывают театрализованное представление, а тем временем остальные учащиеся во время просмотра, на основе получаемой информации заполняют тест (Приложение 2), в результате заполнения получается небольшой рассказ о художнике И.К. Айвазовском.
б) После заполнения теста каждой группе дается еще небольшая информация о художнике, виде пейзажа – марине.( Дети готовятся в течение 1–2 минут, после чего рассказывают ее классу). (Приложение 3)
г) Делается вывод и сопоставляется с темой урока и первым пунктом плана.
2. Игра “Море волнуется”
– Морская стихия изменчива. Море, даже когда оно спокойное, всегда находится в движении, и волны никогда не останавливаются – то исчезают, то появляются. Море волнуется.
Представим набегающие на нас волны. Они, как и люди не похожи друг на друга, и каждая новая волна несет берегу новое настроение. Какая волна – такое и настроение.
Берутся волны: ласковая, игривая, упрямая, бурная, яростная.
Каждая группа должна в нескольких словах описать: “Волны” – желание каждой волны и настроение, которое она несет и передает; “Зрители” – чувства, желания и настроение Человека, находящегося на таких волнах “Художники” – чувства, желания и настроение художника. Сначала каждая группа описывает ласковую волну, затем игривую и т. д. При описании каждой волны звучит соответствующая музыка.
Вопросы:
– Совпадают ли чувства, желания и настроение
всех групп?
– Видите ли вы на примере данной игры
разобщенность в отношениях человека и природы?
3. Викторина по картинам Айвазовского “Девятый вал”, “Волна”, “Радуга”, “Буря на ледовитом океане”.
Группам даются репродукции данных картин и вопросы, на которые они в течение 4–5 минут готовят ответы, а затем по очереди выступают, не забывая о своих ролях.
При обсуждении картин на мониторе компьютера показано их изображение на фоне соответствующей музыки.
Вопросы:
1. Что изображено на картинах?
2. Какое состояние моря запечатлел художник? Что
общего в этих картинах?
3. Каково ваше отношение такому состоянию моря?
4. Прочтите отрывок из повести А.А. Бестужева –
Марлинского “Фрегат “Надежда”:
“Море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху; водяная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком… белою стеною катится вал… ближе, близко – и ударил! Нет слов, нет звуков, чтобы выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана…”
Сопоставьте прочитанное с картинами Айвазовского. Какие картины более всего соответствуют описанию шторма.
5. В какой мере удалось художнику передать
внутренний мир человека перед лицом
разбушевавшейся стихии?
6. В каких произведениях на ваш взгляд людям
удастся спастись, а в каких нет? (Ответ обоснуйте)
7. Хочется ли вам “войти” в картины Айвазовского?
8. Можно ли с натуры написать морскую стихию?
9. Что своими картинами хотел показать художник?
10. Каково ваше впечатление от этих картин?
11. Сделайте вывод и сопоставьте его с темой урока.
Сколько в мире людей, столько и мнений. Поэтому каждый человек одну и ту же картину художника видит, воспринимает, чувствует по-своему. И сегодняшняя наша беседа – это один из возможных вариантов.
Рефлексия.
Учащиеся заполняют листы рефлексии.
- Я узнал что…
- Я нашел подтверждение тому, что…
- Мне понравилось…
- Я разочарован тем, что…
- Самым важным для меня было…
- Вошел в роль и почувствовал, что…
- На месте учителя я бы…
Выставление оценок.
Учащимся раздаются оценочные бланки, в которых каждый ребенок выставляет сам себе оценку, каждый из группы выставляет оценку и учитель. В журнал выставляется средний балл.
Критерии выставления оценок:
- Внимательно слушал
- Активно работал
- Выступал
- Получил новые знания
- Достиг поставленной цели
- Появилось желание самостоятельно добыть знаний по данной теме
VI. Домашнее задание
Отношения Человека и Природы на протяжении
веков складывались по-разному.
Каковы на ваш взгляд отношения Человека и
Природы в современном мире?
Выразите свой ответ в стихотворении, музыкальном
сочинении, рисунке и т.д.(по выбору)