Цели и задачи:
- Расширить знания детей о букве “З”;
- Открыть новый секрет этой буквы;
- Развивать концентрацию внимания; осмысленное запоминание; воображение; скорость, гибкость, самостоятельность мышления, наблюдательность;
- Продолжить работу над развитием техники чтения на основе развития интереса к чтению;
- Воспитывать любовь к прекрасному, к окружающей нас природе, к художественному слову;
- Следить за осанкой учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого и класса в целом.
Материал к уроку:
- В.Эдигей “Увлечение чтением”.
- Рассказ В.Гумилева “Снежные узоры на окнах”.
- Работы фотографов на тему “Зима”.
- Коллаж на тему “Зима в лесу”.
- Аудио кассета “Волшебство леса”
Ход урока
I. Организационный момент
II. Тема урока
Учитель: Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, нужно разгадать загадку.
– Что заметили на доске?
ТЫКРЕСЕ АМИР ВУБК
– Попробуйте разгадать анаграмму.
(Секреты мира букв)
– Сегодня мы поговорим о новых секретах букв. А вот о какой букве пойдет речь, узнаете, выполнив математические действия с буквами и слогами.
На доске:
CИ + О – О + ЗА – СИ – А =
– Итак, на работу сегодня выходит буква “З”.
– Что можете рассказать о ней?
(Учащиеся дают характеристику буквы и звуков.)
– Покажите работу буквы в разных словах.
(Учащиеся приводят примеры слов с буквой “З” и объясняют звуки, которые она обозначает.)
III. “Играй городок”. Игра “Слово на лошадке”
Учитель: А сейчас мы посетим “Играй-городок” и поиграем в игру “Слово на ладошке”.
Мы найдём слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.
– За окном зима и мы поговорим о “зимних” словах. Возьмите слово на ладошку и расскажите о нём всё, что можете.
(Дети называют слова и характеризуют их: местонахождение и вид звука З, гласный в сильной позиции, делят на слоги.)
– Слова не могут жить одни, им скучно и работу они выполняют очень небольшую. Давайте их подружим с другими словами.
(Дети составляют предложения на тему “Зима”, называют грамматическую основу предложения, характеризуют звуки [З], [З’].)
IV. Физкультминутка
Нам немножко стало холодно от “зимних” слов. Давайте представим себе лето и красивых разноцветных бабочек.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела
V. Работа над новым материалом
Учитель: Ребята, а чем интересно слово “МОРОЗ”, кто скажет?
(Дети отвечают, характеризуя слово и его смысл с разных позиций.)
– А давайте посмотрим, как это слово пишется – мороз.
– А как оно произносится?
[ М А Р О С ]
– Сравним написание и транскрипцию слова.
– Что заметили? Что можете рассказать?
(Буква “З” стоbт в конце слова, выполняет
другую работу: она обозначает звук [С].
Звонкий согласный [ З ] оглушается и становится
похожим на свою пару [ С ] ).
– Вот такая богатая у нас буква “З”, секрет которой мы сегодня раскрыли.
IV. Работа с “Тетрадью по письму”
– Посмотрите внимательно на первую рабочую
строчку в тетради.
– Что заметили?
(Что буква з и у имеют одинаковый элемент.)
– Выпишите этот элемент.
– А сейчас поработаем с тестплеями.
(Дети 6 раз прописывают букву “З”. Затем прописывают её в тетради и записывают слоги с верхним и нижним соединением – оз, за, зи.)
VII. Психологический настрой учащихся
1. Представьте себе свой любимый уголок природы зимой. Расскажите, что вы увидели, что почувствовали?
(Рассказ детей.)
2. Работа фотографов (выставка)
– Так увидели и запечатлели зиму талантливые
фотографы.
– Расскажите, что вам понравилось?
– На что похожи деревья, снег?
3. Творческие работы учащихся.
– А теперь поделитесь своими маленькими стихотворческими зарисовками.
(Дети читают стихи, которые написали сами.)
Зима
Снег ложится на поля,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки.
Зима
Снова к нам пришла зима,
Заморозив лужицы.
И иду я на каток
По красивой улице.
Все деревья в серебро
Доверху одеты.
В нашем парке на катке
Веселятся дети.
(Работа над группой упражнений, развивающих технику чтения на основе развития интереса к чтению.)
– Ребята! А кто ещё может писать зимние картины?
(Писатели.)
– Отрывок из рассказа М. Гумилевской лежит у вас
на партах.
Для того чтобы ваше чтение радовало и вас, и
окружающих, мы сегодня продолжим работу над
некоторыми видами упражнений.
(На доске столбики слов.)
– Сначала читаем слова медленно, вчитываясь и
прочитывая по 1 слову, а при повторе темп
ускоряем. (“Круговое чтение”.)
– Научитесь читать, как одно слово:
За ночь и в блеске и в синеве
(Чтение рассказа сначала слабым, затем средним и сильным учеником.)
– Прочитайте, выделяя голосом ключевые слова (слова
подчёркнуты).
– Помните, что здесь вам будут встречаться слова
из “кругового чтения”.
После чтения:
– Как вы думаете, зачем автор написала такой
рассказ?
– О чём этот рассказ?
– Здесь нет названия. Что бы вы предложили?
(Дети предлагают свои варианты названия.)
– Обратите внимание, какую работу здесь выполняет буква “З”.
(Дети обращают внимание на предложение “Их рисует Мороз Иванович”.)
VIII. Физминутка (глазная гимнастика)
IX. Картина “Зима в лесу”
– Мы поговорили о фотографах, поэтах,
писателях. А кто ёще пишет картины? (Художники.)
– У художников свой, особый способ восприятия
действительности.
– Хотя сейчас декабрь, зима на дворе. Но самое
интересное нас ждёт впереди: Мороз Иванович и
зимние метели нам ещё покажут свои чудеса.
– А у меня для вас сюрприз.
– Глаза закрыли …….а теперь смотрим ……
(На доске картина “Зима в лесу”.)
– Ваше ощущение?
– Ваше настроение?
– Попробуйте войти в картину и расскажите, что вы
увидели, что вас удивило?
– Какую работу здесь выполнила буква “З”?
(Зачарованный, заколдованный лес, забытые
тропинки, заснеженные деревья, мороз сковал всё
кругом.)
X. Итог урока
– Обо всей этой зимней сказке мы продолжим
разговор завтра.
– А что вы узнали сегодня?
– Что повторяли?
– Вы случайно не устали?
– Что было интересного для вас на уроке?
– Что хотели бы повторить ещё раз?
– Какой секрет мы сегодня узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– Мы хорошо поработали и имеем право на отдых.
Глазки закрыли, отдыхаем.
(Звучит музыка для релаксации “Волшебство леса”.)