Интегрированный урок обучения грамоте "Буква З, звуки [з], [з'], [с]. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  • Расширить знания детей о букве “З”;
  • Открыть новый секрет этой буквы;
  • Развивать концентрацию внимания; осмысленное запоминание; воображение; скорость, гибкость, самостоятельность мышления, наблюдательность;
  • Продолжить работу над развитием техники чтения на основе развития интереса к чтению;
  • Воспитывать любовь к прекрасному, к окружающей нас природе, к художественному слову;
  • Следить за осанкой учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого и класса в целом.

Материал к уроку:

  • В.Эдигей “Увлечение чтением”.
  • Рассказ В.Гумилева “Снежные узоры на окнах”.
  • Работы фотографов на тему “Зима”.
  • Коллаж на тему “Зима в лесу”.
  • Аудио кассета “Волшебство леса”

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель: Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, нужно разгадать загадку.

– Что заметили на доске?

ТЫКРЕСЕ АМИР ВУБК

– Попробуйте разгадать анаграмму.

(Секреты мира букв)

– Сегодня мы поговорим о новых секретах букв. А вот о какой букве пойдет речь, узнаете, выполнив математические действия с буквами и слогами.

На доске:

CИ + О – О + ЗА – СИ – А =

– Итак, на работу сегодня выходит буква “З”.
– Что можете рассказать о ней?

(Учащиеся дают характеристику буквы и звуков.)

– Покажите работу буквы в разных словах.

(Учащиеся приводят примеры слов с буквой “З” и объясняют звуки, которые она обозначает.)

III. “Играй городок”. Игра “Слово на лошадке”

Учитель: А сейчас мы посетим “Играй-городок” и поиграем в игру “Слово на ладошке”.

Мы найдём слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.

– За окном зима и мы поговорим о “зимних” словах. Возьмите слово на ладошку и расскажите о нём всё, что можете.

(Дети называют слова и характеризуют их: местонахождение и вид звука З, гласный в сильной позиции, делят на слоги.)

– Слова не могут жить одни, им скучно и работу они выполняют очень небольшую. Давайте их подружим с другими словами.

(Дети составляют предложения на тему “Зима”, называют грамматическую основу предложения, характеризуют звуки [З], [З’].)

IV. Физкультминутка

Нам немножко стало холодно от “зимних” слов. Давайте представим себе лето и красивых разноцветных бабочек.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела

V. Работа над новым материалом

Учитель: Ребята, а чем интересно слово “МОРОЗ”, кто скажет?

(Дети отвечают, характеризуя слово и его смысл с разных позиций.)

– А давайте посмотрим, как это слово пишется – мороз.
– А как оно произносится?

[ М А Р О С ]

– Сравним написание и транскрипцию слова.
– Что заметили? Что можете рассказать?

(Буква “З” стоbт в конце слова, выполняет другую работу: она обозначает звук [С].
Звонкий согласный [ З ] оглушается и становится похожим на свою пару [ С ] ).

– Вот такая богатая у нас буква “З”, секрет которой мы сегодня раскрыли.

IV. Работа с “Тетрадью по письму”

– Посмотрите внимательно на первую рабочую строчку в тетради.
– Что заметили?

(Что буква з и у имеют одинаковый элемент.)

– Выпишите этот элемент.
– А сейчас поработаем с тестплеями.

(Дети 6 раз прописывают букву “З”. Затем прописывают её в тетради и записывают слоги с верхним и нижним соединением – оз, за, зи.)

VII. Психологический настрой учащихся

1. Представьте себе свой любимый уголок природы зимой. Расскажите, что вы увидели, что почувствовали?

(Рассказ детей.)

2. Работа фотографов (выставка)

– Так увидели и запечатлели зиму талантливые фотографы.
– Расскажите, что вам понравилось?
– На что похожи деревья, снег?

3. Творческие работы учащихся.

– А теперь поделитесь своими маленькими стихотворческими зарисовками.

(Дети читают стихи, которые написали сами.)

Зима

Снег ложится на поля,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки.

Зима

Снова к нам пришла зима,
Заморозив лужицы.
И иду я на каток
По красивой улице.
Все деревья в серебро
Доверху одеты.
В нашем парке на катке
Веселятся дети.

(Работа над группой упражнений, развивающих технику чтения на основе развития интереса к чтению.)

– Ребята! А кто ещё может писать зимние картины? (Писатели.)
– Отрывок из рассказа М. Гумилевской лежит у вас на партах.
Для того чтобы ваше чтение радовало и вас, и окружающих, мы сегодня продолжим работу над некоторыми видами упражнений.

(На доске столбики слов.)

– Сначала читаем слова медленно, вчитываясь и прочитывая по 1 слову, а при повторе темп ускоряем. (“Круговое чтение”.)
– Научитесь читать, как одно слово:

За ночь и в блеске и в синеве

(Чтение рассказа сначала слабым, затем средним и сильным учеником.)

– Прочитайте, выделяя голосом ключевые слова (слова подчёркнуты).
– Помните, что здесь вам будут встречаться слова из “кругового чтения”.

После чтения:

– Как вы думаете, зачем автор написала такой рассказ?
– О чём этот рассказ?
– Здесь нет названия. Что бы вы предложили?

(Дети предлагают свои варианты названия.)

– Обратите внимание, какую работу здесь выполняет буква “З”.

(Дети обращают внимание на предложение “Их рисует Мороз Иванович”.)

VIII. Физминутка (глазная гимнастика)

IX. Картина “Зима в лесу”

– Мы поговорили о фотографах, поэтах, писателях. А кто ёще пишет картины? (Художники.)
– У художников свой, особый способ восприятия действительности.
– Хотя сейчас декабрь, зима на дворе. Но самое интересное нас ждёт впереди: Мороз Иванович и зимние метели нам ещё покажут свои чудеса.
– А у меня для вас сюрприз.
– Глаза закрыли …….а теперь смотрим ……

(На доске картина “Зима в лесу”.)

– Ваше ощущение?
– Ваше настроение?
– Попробуйте войти в картину и расскажите, что вы увидели, что вас удивило?
– Какую работу здесь выполнила буква “З”? (Зачарованный, заколдованный лес, забытые тропинки, заснеженные деревья, мороз сковал всё кругом.)

X. Итог урока

– Обо всей этой зимней сказке мы продолжим разговор завтра.
– А что вы узнали сегодня?
– Что повторяли?
– Вы случайно не устали?
– Что было интересного для вас на уроке?
– Что хотели бы повторить ещё раз?
– Какой секрет мы сегодня узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– Мы хорошо поработали и имеем право на отдых. Глазки закрыли, отдыхаем.

(Звучит музыка для релаксации “Волшебство леса”.)