Задачи:
- закрепить и обобщить знания об основных органах человека и их функциях – выполнить самостоятельную работу;
- формировать понятия об органах чувств, о глазах как органах зрения;
- формировать знания о правилах гигиены зрения, умения применять эти знания в жизни.
Оборудование. Слайдовая презентация; Рабочая тетрадь №1, Окружающий мир учебник (авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Самостоятельная работа (15 минут). Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам. Задания учащимся даются поочерёдно, проговаривая чётко.
1 вариант
Слайд 1. Основные органы человека.
1 задание:
перечислите основные органы человека;
какую работу выполняет печень?
2 задание:
запишите названия только основных органов
человека – почки, головной мозг, сердце, нервы,
печень, лёгкие, мочеточники;
какую функцию выполняет сердце, головной мозг?
Слайд 4. Кровеносная система.
3 задание: какова функция системы кровообращения в нашем организме?
2 вариант
1 задание:
запишите названия только тех органов, которые
относятся к нервной системе – сердце, головной
мозг, мышцы, череп, спинной мозг, нервы; какую
функцию выполняет нервная система?
Слайд 2. Нервная система.
2 задание:
какими цифрами на рисунке обозначены –
нервы, головной мозг, спинной мозг;
какую функцию в организме человека выполняет
нервная система?
Слайд 3. Дыхательная система.
3 задание:
закончите предложение – При вдохе лёгкие
забирают из воздуха (кислород), а при выходе
выбрасывают из организма (углекислый газ). Какую
функцию выполняют лёгкий?
Задания учащимся даются поочерёдно, проговаривая чётко.
3. Физкультминутка
4. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, как человек воспринимает окружающий мир.
На доске тема урока:
Органы зрения – глаза. Береги глаза.
У. Сколько органов чувств у человека? Что он воспринимает с их помощью?
Д. Зрение, вкус, обоняние, осязание, слух.
5. Работа с учебником
В учебнике (стр. 26) найдите рубрику “Выскажи своё предположение” и дайте ответ.
Слайд 5. Как человек воспринимает окружающий мир.
У. Наши помощники, с помощью которых мы видим окружающий мир – глаза. Мы видим предметы, их цвет, форму, размер, где и как они расположены. Органы зрения есть и у животных, например, острое зрение у орла позволяет ему с большой высоты заметить добычу, а сове – ориентироваться в ночной темноте.
Работа с текстом в учебнике стр. 26. Прочитайте первый абзац текста.
У. Хотите узнать, как “работает” наш глаз?
Слайд 6. Как видит глаз.
Роговица и хрусталик фокусирует свет от предмета, и на сетчатке появляется чёткое, но перевёрнутое изображение. Фоторецепторы посылают нервные импульсы в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы все предметы видим правильно. О строении глаза вы узнаете в средней школе.
Работа с текстом в учебнике, чтение второго абзаца.
У. Ребята, как вы думаете, а нужно ли беречь органы зрения?
Д. Глаза беречь необходимо.
Слайд 7. Информация из детской энциклопедии “Кирилл и Мефодий”.
Глаз
Вес глаза 7-8 г, диаметр глазного яблока 2,5 см.
Человеческий глаз в 15 раз меньше глаза
гигантского кальмара диаметром 38 см, по размеру
соответствующего двум человеческим головам.
Ресницы
Ресницы защищают глаза от пыли и обеспечивают
смыкание век при прикосновении постороннего
предмета. Поскольку на каждом веке насчитывается
80 ресниц, наши глаза защищает настоящий занавес
из 320 ресниц. Ресницы выпадают и вырастают вновь
за 100 дней. Таким образом, мужчина за свою жизнь
сменит ресницы 260 раз, а женщина – 290. Общее число
ресниц. Общее число ресниц у мужчин и женщин
составляет 83000 и 93000 соответственно.
Лица, страдающие плохим зрением, имеют застывший взгляд и редко моргают. Мужчины обычно моргают один раз за 5 с. За вычетом 8 часов сна получится, что они ежедневно моргают 11500 раз. За всю жизнь мужчина моргает 298 млн. раз, а женщина – 331 млн. раз.
Слёзы
Слёзная жидкость (слеза), увлажняет поверхность
глаза. При отсутствии слёз произошло бы
обезвоживание такого нежного органа, как глаз, и
очень быстро наступила бы слепота. Слёзные
железы обоих глаз ежедневно производят три
напёрстка слёз (0,01 л).
Слёзы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40%. Не в укор женщинам следует заметить, что благодаря выделению гормона с приятным названием “пролактин” они плачут в четыре раза, чем мужчины.
Работа по тексту учебника стр.27.
Составление памятки “Береги глаза”.
Слайд 8. Стихотворение Н. Орловой.
Береги глаза
Отразиться лучик света
От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремиться
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки,нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу-
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик -
Помутнеет чудный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет,
И, чтоб видел глаз опять,
Хрусталик надо поменять.
У. Что автор рассказал в стихотворении?
Д. Как мы видим окружающий мир.
6. Домашнее задание
Стр. 26–27, подготовить упражнения для глаз.
7. Итог урока
Какой орган помогает видеть окружающее?
Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?
(Ответы учещихся.)
Молодцы! Если вы будете придерживаться памятки
об охране зрения, то сможете сберечь его.