Цели:
- ознакомление с новым видом аппликации – аппликация из цельных нитей;
- выполнение аппликации “Снежинка”;
- расширение кругозора обучающихся: знакомство с образованием снежинок;
- развитие мышления, памяти, мелкой мускулатуры рук.
Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, снежинки, образец готовой работы, схема выкладывания снежинки, цветная бумага (картон), циркуль, линейка, простой карандаш, ножницы, салфетка, клей, шерстяные нити белого, голубого или синего цвета.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети повторяют за учителем.)
Учитель:
Мы готовы к уроку.
Мы внимательны.
Мы успеем сделать всё.
У нас всё получится.
II. Организация рабочего места
Обучающиеся вспоминают правила подготовки рабочего места:
– положить на парту клеёнку или доску;
– приготовить необходимые материалы и
инструменты к работе, мультифору для изделий;
– надеть фартук;
– на край парты положить салфетку для рук.
III. Работа над темой урока
1. Вводная часть.
а) Отгадывание загадки, работа с
иллюстрацией.
У.: Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? Дети: Идёт снег, падают красивые снежинки, а девочка почему-то грустит. |
У.: Чтобы поднять девочке настроение, давайте прочитаем стихи о снежинках, которые вы приготовили дома.
б) Чтение стихотворений (сопровождается вывешиванием иллюстраций)
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
(А. Фет)Засыпав тропинки и тропки,
Стирая свежие следы,
На землю свежие снежинки
Ложатся блёстками слюды.
Но и хрупки и музыкальны,
Когда на них не наступи,
Скрипят то нежно, то печально
Как коростель в ночной степи.
(А. Пришелец)Робкой, потревоженной пушинкой,
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь, и пройти не смею –
Я не знаю, что мне делать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадёт под сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью:
– У меня тебя никто не тронет!
На ладони – долго ль до беды! –
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти, тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
(А. Пришелец)
в) Беседа
У.: О чём эти стихотворения?
Д.: Эти стихотворения о снеге и о снежинках.
У.: Откройте учебник на с.33 и вы увидите перед собой увеличенное изображение настоящих снежинок. Полюбуйтесь на эти удивительные ледяные цветы: какими причудливыми и разнообразными бывают их узоры! Но у них есть что-то общее. Посмотрите внимательно и скажите – что это?
Д.: У всех снежинок шесть лучей.
У.: А кто знает, из чего образуются снежинки и снег?
(Заслушиваются ответы детей.)
У.: Как вы думаете – какого цвета снежинки?
Д.: Белого, синего, голубого.
г) Дополнительные сведения.
Почему снег белый?
Снег – это замёрзшая вода, а как мы знаем, лёд бесцветный. Почему же снег белый?
Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым.
Снег образуется, когда вода, находящаяся в атмосфере в виде пара, замерзает. Получаются чистые, прозрачные кристаллы. Движение воздуха заставляет эти кристаллы лететь вверх и вниз. Двигаясь таким образом кристаллы соединяются друг с другом или вокруг крохотных частичек, которые постоянно присутствуют в воздухе. Когда кристаллов собирается слишком много, они падают на землю в виде снежинок.
Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определённым образом. Это или шестиконечная звезда, или тонкая пластинка, имеющая форму шестиугольника. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую, но едва ли можно встретить две одинаковые снежинки.
Мы считаем, что снег бывает только белым. Но известны случаи, когда выпадал цветной снег. Такой случай описан Чарльзом Дарвином. Во время одной из своих экспедиций он заметил, что копыта мулов покрылись красными пятнами после того, как они прошли по выпавшему снегу. Покраснение снега было вызвано присутствием в воздухе пыльцы красного цвета.
2. Постановка целей и задач.
У.: Ребята, может кто-то уже догадался, какую работу мы будем выполнять на уроке?
Д.: На уроке мы будем делать снежинки.
У.: Верно, на уроке мы будем делать снежинки. Обычно их вырезают из бумаги. Мы сегодня сделаем снежинки из ниток.
3. Анализ образца.
У.: С каким материалом мы сегодня будем работать?
Д.: Мы будем работать с нитками.
У.: Чем можно заменить нитки.
Д.: Их можно заменить шнуром или тесьмой.
У.: Что можно использовать в качестве основания?
Д.: Для основания нам потребуется цветной картон или цветная бумага.
У.: Посмотрите, пожалуйста, на образец (вывешивает на доску), как выполнена эта работа?
Д.: Нитки приклеены к основанию, но не как захочется, а по определённому рисунку.
У.: Какими должны быть нитки, чтобы снежинка получилась красивой и ровной?
Д.: Нитки должны быть цельными.
4. Повторение правил безопасности.
Обучающиеся повторяют основные правила работы с ножницами и клеем.
(см. Приложение 1, Приложение 2)
IV. Пальчиковая гимнастика
Поглаживание от кончиков пальцев до окончания
кисти с внешней и тыльной сторон.
Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
Сгибание-разгибание рук в кистевом суставе.
Проводится сначала на одной руке, затем на
другой.
V. Практическая часть
1. Ход выполнения работы.
Снежинка.
Приготовь основание из цветного картона (бумаги). Оно может быть как квадратным, так и иметь другую форму (круглую, шестиугольную).
Начерти циркулем окружность диаметром 7 см и раздели её на 6 одинаковых частей, используя знания, полученные на уроках математики.
Придумай узор.
Нарисуй узор простым карандашом. Обведи узор ещё раз , не отрывая карандаш от бумаги.
Нанеси клей на контур снежинки. Клей наноси частями.
Аккуратно приклей нитку.
2. Гимнастика для глаз.
Вы крутили завитки –
В этом руки помогли.
А глаза за всем следили,
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.
VI. Физкультминутка
Упражнение “Снежинки кружатся”.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.
VII. Итог урока
Беседа.
У.: С каким материалом мы работали на уроке?
Д.: Мы работали с бумагой и нитками.
У.: Какую работу выполняли на уроке?
Д.: Аппликацию “Снежинка”
У.: Что нового вы узнали на уроке?
Д.: Мы познакомились с новым видом аппликации.
Узнали новую информацию о снежинках, о том, что
бывает цветной снег.
Выставка работ и их оценивание.
Уборка рабочего места.
Дети повторяют правила уборки рабочего места (см.
Приложение 3).