Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Разделы: Работа с родителями


Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неразрывно связано с построением взаимодействия между родителями и участниками образовательного процесса, а главное оказанием психолого-педагогической поддержки взрослых, воспитывающих детей-инвалидов и организацией социальной адаптации детей.

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах – дефектологах, педагоге-психологе. Мы имеем уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей – родителей, которые становятся нашими партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

Главной задачей психолога и учителя-дефектолога при взаимодействии с семьей больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Мы используем разные формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии:

Индивидуальные формы работы с семьей

1. Анкетирование и опрос, диагностические методики. Проводятся по планам дефектологов, психолога и по мере необходимости.

Задачи:

  • сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
  • определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
  • определение оценки родителями эффективности работы специалистов.
  • определение особенностей личностных и межличностных отношений в семье.

2. Индивидуальное консультирование родителей.

Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. В процессе индивидуального консультирования предоставляется возможность обратившемуся человеку отреагировать на накопившиеся эмоции, чувства, раскрыть собственные потенциальные возможности как родителя и возможности развития ребёнка.

3. “Родительский час”.

Проводится учителями – дефектологами 1 раз в неделю.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,разъяснение “домашних заданий”.

4. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.

Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде “мать – ребенок”. Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

Коллективные формы взаимодействия с семьей

1. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем – дефектологом, педагогом-психологом совместно с другими специалистами МДОУ.

Тематика собраний:

  • “Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы”;
  • “Создание коррекционно-развивающей среды для ребенка дома”;
  • “Как подготовить ребенка к школе”.
  • “Адаптация ребёнка к детскому саду”.
  • “Психические особенности ребёнка с трудностями в развитии” (например, нарушения опорно-двигательного аппарата с ранним детским аутизмом).

2. День открытых дверей.

Знакомство с учреждением, направлениями и условиями работы.

3. “Клуб для родителей”.

Основной целью “Клуба для родителей” выступает психологическое, медицинское и социальное просвещение родителей, создание их психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии малышей и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Отмечено, что посещаемость данного мероприятия составляет более 50% родителей. Наиболее актуальные темы “Клуба для родителей” касаются здоровья детей, обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах.

За счет создания “Клуба для родителей” взрослым, с идентичными проблемами их детей, предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.

Структура проведения “Клуба для родителей” варьируется в зависимости от основных запросов родителей, наиболее актуальных форм предоставления информации.

Для примера предлагается содержание тем “Клуба для родителей”: “Детская ревность” и “Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка”:

Детская ревность

1. Музыкальное приветствие детей: песня “Хомячок” (музыка В. Варламова, слова В. Шаинского), танец “Ванечка” (музыка П. Ушакова). (Музыкальный руководитель – Богданова О.А.)

2. Теоретическая часть: выступление педагога-психолога ДОУ Спицыной О.В. “Проблема ревности между детьми в семье”. Практическая часть: обсуждение вариантов поведения ревнующего ребёнка. Рассмотрение стратегий и ситуаций развития второго ребёнка (раздаточный материал).

3. Просмотр фильма “Творчество с песком” (эмоциональная релаксация). Выставка детских рисунков на тему “Брат и сестра мои лучшие друзья”. Беседа по результатам детского творчества. (Воспитатель – Тогочакова А.Ф.)

Роль семьи в воспитании
эмоциональной отзывчивости ребёнка
(практическое занятие с элементами тренинга)

  1. Приветствие “Клубок симпатий”
  2. Игра “Мои ощущения” (сплочение группы)
  3. Теоретическая часть: “Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка”
  4. Упражнение “Какой ты родитель” (определение эмоциональной чувствительности)
  5. Предоставление результатов диагностической работы (методика “Цветик -семицветик”) с детьми старшего дошкольного возраста
  6. Мультимедийная презентация “Задумайся” (актуализация значимости оказания помощи другим, принципа жить “здесь и сейчас”)

Формы наглядного информационного обеспечения

1. Информационные стенды и тематические выставки.

Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Темы стендов и выставок:

  • “Игра на развитие зрительно-моторной координации детей”;
  • “ Игрушки в жизни ребенка”;
  • “Как помочь ребенку в домашних условиях”;
  • “Готовимся к школе”.
  • “Советы родителям леворуких детей”.
  • “Создание благоприятной семейной атмосферы”.
  • “Развитие мелкой моторики детей с детским церебральным параличом”.
  • “Как родители могут помочь детям справиться со своими чувствами”.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции.

Реализуется на базе детского сада, с целью создания психолого-педагогических условий, способствующих социализации и предшкольной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Направления коррекционно-развивающего обучения по сопровождению:

  • развитие психических процессов;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция познавательной сферы;
  • консультативная помощь родителям.

Таким образом, определена эффективность проведения данных форм работы с родителями, включающими предоставление информации по психолого-педагогическому просвещению в сочетании с активным участием родителей, реализацией возможности изучения собственных возможностей и интенсивной групповой и индивидуальной поддержкой в ситуации воспитания ребёнка с нарушениями в развитии.