Цель урока: изучить теорему Пифагора.
Задачи урока:
- Образовательные – показать применение теоремы Пифагора при решении задач.
- Развивающие – развивать познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность путем постановки проблемного вопроса.
- Воспитательные – показать, что источник возникновения геометрии – реальный мир, что она возникла из практических потребностей людей.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- сигнальные карточки;
- магнитная доска, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока.
Пользуясь свойствами площадей многоугольников, мы установим сегодня замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, которое позволит нам находить гипотенузу, зная катеты прямоугольного треугольника.
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Я просила вас повторить свойства площадей и все, что мы знаем о прямоугольном треугольнике. Устные упражнения подготовят вас к изучению новой темы.
а) Один ученик у доски решает задачу, которая проверяется после устных упражнений.
Дано: ΔАВС,
С =
90°,
АС =10 см,
А =
30°,
АВ =16 см.
Найти: SАВС.
b) Устные упражнения.
- ΔАВС, С = 90°, А = 20°, В = ? (Приложение 1. Слайд №3)
- ΔАВС, С = 90°, В = 30°, АВ = 8 см., АС = ? (Приложение 1. Слайд №4)
- ΔАВС, С = 90°, АС = 9см., АВ = 18 см., В = ? А = ? (Приложение 1. Слайд №5)
- ΔАВС, С = 90°, АС = 8 см., ВС = 5 см. , S = ? ((Приложение 1. Слайд №6)
- Найти площадь квадрата. (Приложение 1. Слайд №7)
- 1 + 2 = 90° , 3 = ? (Приложение 1. Слайд №8)
- Доказать, что МNKP – квадрат. (Приложение 1. Слайд №9)
IV. Изучение нового материала.
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Мы с вами умеем находить острый угол прямоугольного треугольника, зная другой острый угол; находить катет, лежащий против угла в 30°; находить площадь прямоугольного треугольника.
- Как найти гипотенузу, зная катеты прямоугольного треугольника? Как вы думаете? (Приложение 1. Слайд №10-11)
2. Доказательство теоремы Пифагора.
Древнегреческий математик Пифагор еще в 6 веке до н.э. установил соотношение между сторонами прямоугольного треугольника и доказал, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
а) Запись в тетради условия и заключения теоремы (Приложение 1. Слайд №12)
Дано: ΔАМР,
А = 90°,
АР = a, МА = b, МР = с.
Доказать: c2 =a2 + b2
б) Построение чертежа (Приложение 1. Слайд №13), учитель комментирует.
в) Доказательство (учитель задает вопрос, учащиеся дают ответ, учитель делает соответствующую запись на доске, учащиеся в тетради) по плану:
- Чему равна площадь квадрата АВСD?
SАВСD = (а + b)2. - Из каких фигур состоит квадрат ABCD? Чему равна его площадь?
SАВСD = SMNKP + SMВN + SNСK + SKDP + SAMP (по свойству площадей многоугольников). - Чему равна площадь квадрата MNKP?
SMNKP = с2. - Что можно сказать о ΔMBN, ΔNCK, ΔKDP, ΔPAM?
Они равны по двум катетам: SMВN= SNСK= SKDP= SPAM (по свойству площадей). - Чему равна площадь каждого из этих треугольников?
ΔMBN = ΔNCK = ΔKDP = ΔPAM = ab. - Имеем: SАВСD = (а + b)2 и SАВСD = с2
+ 4 *
ab.
Получаем: (а + b)2 = с2 + 2ab
a2 + 2ab + b2 = с2 + 2ab | -2ab
с2 = a2 + b2
На магнитной доске вывешивается сигнальная карточка:
с2 = a2 + b2 |
Давайте сформулируем, что мы доказали: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
V. Закрепление.
1) Устно:
а) № 483 (а) (Приложение 1. Слайд № 15)
б) № 484 (а) (Приложение 1. Слайд №16)
в) № 484 (б) (Приложение 1. Слайд №17)
По мере решения задач на магнитной доске вывешиваются сигнальные карточки:
2) Письменно:
а) самостоятельно в тетрадях: № 483 (б)(Приложение 1. Слайд №18).
Дано: а, b – катеты,
а = 5, b = 6
Найти: гипотенузу c.
б) один ученик у доски, все в тетрадях: № 486 (Приложение 1. Слайд №19).
Дано: АВСД – прямоугольник,
АВ = 5 см., АС = 13 см.
Найти: АД.
в) дополнительно: № 487 (при наличии времени).
VI. Презентация « Теорема Пифагора».
(Приложение 1. Слайд №21-30)
(Приложение 2)
Савчук Женя самостоятельно изучал биографию Пифагора, все, что касается теоремы Пифагора, подготовил реферат на эту тему и сейчас предлагает вам презентацию своей работы «Теорема Пифагора».
VII. Домашнее задание.
- § 3, п.54, №483 (в, г), №488 (а) (Приложение 1. Слайд №31).