Цель: создание условий для знакомства с жизнью диких животных в последний месяц зимы.
Задачи:
- дать представление о том, какие изменения произошли в жизни диких животных в феврале, показать связь их жизни с состоянием неживой природы;
- развивать умение логически верно выражать свои мысли, отбирать нужный материал по теме;
- воспитывать интерес и любовь к животным, растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.
Оборудование: иллюстрации с изображением зверей и птиц, таблички для составления моделей, иллюстрация «Зима в природе», учебник «Окружающий мир» 1класс, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
На-на-на – наступит скоро весна.
Ло-ло-ло – нам от солнышка тепло.
– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (п.о да)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам также будет тепло и уютно. А теперь за работу!
II. Введение в тему урока
– В начале урока заслушаем бюро погоды.
Расскажем о погоде по своим наблюдениям.
- Дата…
- Продолжительность дня…
- Температура воздуха…
- Осадки…
Февраль – это последний месяц зимы.
а) работа с пословицей
– Прочитаем хором пословицу, записанную на доске.
ФЕВРАЛЬ ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ, НОВОМУ СЕЗОНУ ДОРОЖКУ ПОКАЗЫАЕТ.
– О каком новом сезоне говорится в этой пословице. (п. о. Это значит, что скоро наступит весна)
– Да, ребята в феврале Зима с Весной борются.
15 февраля по народному календарю Сретение, как ещё говорят, Встреченье. В этот день зима с весной встречаются, борются, кто одолеет, тому и идти вперёд. В народе примечают какова погода на Сретение, такова и весна будет.
Вам было дано задание узнать у своих мам, бабушек или самим найти народные приметы об этом дне.
- (Снег метёт через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метёт – то ранняя.)
- (Если в это день по дороге несёт снег, то уродится хлеб.)
- (Если в Сретеньев день ветер, то будет урожай фруктовых деревьев. В этот день садовники трясут деревья руками, чтоб были с плодами.)
III. Работа над новым материалом
– Ребята, не зря в начале урока мы с вами послушали сообщения синоптиков. Я предлагаю вам совершить заочную прогулку в зимний лес.
– Вы любите гулять зимой?
Я советую вам правильно одеваться на прогулку, чтобы вам было не слишком холодно, но и не жарко, т.е одеваться по погоде.
Должны также и правильно дышать.
А кто знает, как правильно дышать. (п.о дышать необходимо через нос, а не через рот, т.к. если дышать через рот можно заболеть ангиной)
Мы идем не спеша, не обгоняем друг, друга, всё, всё наблюдаем на своем пути.
Ребята, а за кем можно наблюдать зимой в лесу? (п.о за зверями, за птицами).
А ещё за чем? (п. о. за растениями)
Сегодня на уроке мы должны с вами понаблюдать за жизнью зверей, птиц в последний месяц зимы и обязательно сделать выводы
1. ОСТАНОВКА «ПРОПУСК В ЛЕС»
– Необходимо вспомнить правила поведения в лесу
Учитель
Если в лес пришёл гулять.
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур,не забывай,
Ученики:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги
И вот мы с вами в лесу.
Обрядила зима деревья в тяжёлые снеговые шубы. Вот перед вами дерево с белой корой.
_Что это за дерево? (п.о. берёза)
Правильно других деревьев с белой корой не существует. Теперь подойдём к дереву с чёрной корой.. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба.
Как их отличить зимой?
а) познавательная минутка
У дуба ствол мощнее, чем у липы. И на дубе зимой можно увидеть сморщенные бурые листья.
– Какие знаете хвойные деревья?
Вы проводили исследовательскую работу. Давайте вспомним, чем ель отличается от сосны.
б) работа у доски; заполнение таблицы.
Спят под снегом травянистые растения и ждут не дождутся, когда же пригреет солнышко, растает снег и наступит весна.
– Ребята, пока мы с вами за растениями наблюдали, послушайте какой-то шум в лесу поднялся. Что же здесь происходит?
Так это же лесные звери решили провести лесное собрание и рассказать о своей жизни в последний месяц зимы. И они нас приглашают принять участие в собрании, но чтобы не выглядеть уставшими, давайте немного отдохнём.
IV. Физкультминутка
Угадайте, кто пришёл на собрание?
в) отгадывание загадок
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну конечно это …(белка).
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный (волк).
Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки (заяц).
Посмотрите-ка какая –
Вся горит как золотая
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой (лиса).
– Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании.
– Итак, лесное собрание объявляется открытым.
Мороз мне не страшен. Шубка у меня тёплая, да и в норке тепло. А вот если кушать захочется, тогда приходится и хитрость проявить. Меня считают злейшим заячьим врагом. Действительно люблю я зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мыши. Но трудно их сейчас из под снега достать. Скорей бы снег растаял.
– Ребята, а вы знаете, что лисью охоту на мышей называют мышкованием. Где-нибудь в поле или у реки можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, прислушивается, наклонив голову. И вдруг подпрыгивает и начинает рыть снег. Так она добывает мышей. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу.
А про нас говорят, что волка ноги кормят. Зимой приходится выходить на охоту не только ночью, но даже и днём.
Много времени приходится проводить в поисках корма и зайцам. День проводят зайцы в укромных местах. А ночь в поисках корма. В сильные морозы роют в снегу норы. Приближаясь к своей лёжке зайцы запутывают следы.
А мне не беда
Я орешков припасла.
Высоко моё дупло
В нём и сухо и тепло.
Бывает, что белка не всегда находит свои запасы. И тогда ей приходится питаться только семенами хвойных растений. А найти шишки в конце зимы бывает очень трудно.
г) работа по учебнику
Ребята, а почему же медведь не пришёл на лесное собрание. Давайте мы об этом прочитаем в учебнике.
А вот и птицы услышали, что звери проводят лесное собрание и тоже прилетели сюда.
д) работа по карточкам
Отметьте галочкой зимующих птиц.
Вы дома подготовили сообщения о зимующих птицах и изготовили книжки раскладушки. Послушаем вас.
е) выступления учащихся
В нашей области остаётся зимовать до 30 видов птиц. Самая маленькая птица – это королёк. Она весит всего 5-6 граммов. Воробей в пять раз тяжелее. Но вот что удивительно6 зимой 5корольки никуда не улетают – остаются такие крошки в наших холодных заснеженных лесах. Держатся стайками, а в одиночку не перенесли бы морозов, особенно ночных. Ночью корольки садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
А почему королёк корольком называется? На голове у этой птички золотая (ярко-жёлтая или оранжевая) полоска. Как будто корона!
И всё же зимой птицы нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов и метелей. Поэтому птиц повсеместно подкармливают . Птицы, которые прилетают на кормушки, тщательно осматривают деревья и кустарники. Отыскивая в них насекомых, поедают их и тем самым охраняют деревья.
Рассказ о следах на снегу.
Все лесные жители ушли, а посмотрите сколько следов они оставили.
V. Итог урока
Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас на партах рисунки с изображением животных. Вам необходимо по моему сигналу прикрепить рисунок возле той таблицы, которая ему соответствует.
Много времени проводят в поисках корма |
Кормятся запасами, заготовленными осенью |
У этих животных в феврале рождаются детёныши |
Для них мы сделаем кормушки и будем подкармливать |
VI. Оценка работы
За вашей работой весь урок наблюдал старичок-лесовичок. Ему очень понравилось как вы работали и он для вас приготовил сюрприз. Давайте откроем коробку чудес.
VII. Рефлексия
– Ребята оцените вы свою работу на уроке. Если вам было интересно, вы узнали что-то новое, то отразите свои успехи на цветах в « Корзине успеха». Раскрасьте в своём цветке лепесток.
Спасибо за работу. Мне было приятно с вами общаться.