Февраль. Лесные новости. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: создание условий для знакомства с жизнью диких животных в последний месяц зимы.

Задачи:

  • дать представление о том, какие изменения произошли в жизни диких животных в феврале, показать связь их жизни с состоянием неживой природы;
  • развивать умение логически верно выражать свои мысли, отбирать нужный материал по теме;
  • воспитывать интерес и любовь к животным, растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.

Оборудование: иллюстрации с изображением зверей и птиц, таблички для составления моделей, иллюстрация «Зима в природе», учебник «Окружающий мир» 1класс, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой

На-на-на – наступит скоро весна.
Ло-ло-ло – нам от солнышка тепло.

– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (п.о да)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам также будет тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Введение в тему урока

– В начале урока заслушаем бюро погоды.

Расскажем о погоде по своим наблюдениям.

  • Дата…
  • Продолжительность дня…
  • Температура воздуха…
  • Осадки…

Февраль – это последний месяц зимы.

а) работа с пословицей

Прочитаем хором пословицу, записанную на доске.

ФЕВРАЛЬ ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ, НОВОМУ СЕЗОНУ ДОРОЖКУ ПОКАЗЫАЕТ.

– О каком новом сезоне говорится в этой пословице. (п. о. Это значит, что скоро наступит весна)

– Да, ребята в феврале Зима с Весной борются.

15 февраля по народному календарю Сретение, как ещё говорят, Встреченье. В этот день зима с весной встречаются, борются, кто одолеет, тому и идти вперёд. В народе примечают какова погода на Сретение, такова и весна будет.

Вам было дано задание узнать у своих мам, бабушек или самим найти народные приметы об этом дне.

  • (Снег метёт через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метёт – то ранняя.)
  • (Если в это день по дороге несёт снег, то уродится хлеб.)
  • (Если в Сретеньев день ветер, то будет урожай фруктовых деревьев. В этот день садовники трясут деревья руками, чтоб были с плодами.)

III. Работа над новым материалом 

Ребята, не зря в начале урока мы с вами послушали сообщения синоптиков. Я предлагаю вам совершить заочную прогулку в зимний лес.

– Вы любите гулять зимой?

Я советую вам правильно одеваться на прогулку, чтобы вам было не слишком холодно, но и не жарко, т.е одеваться по погоде.

Должны также и правильно дышать.

А кто знает, как правильно дышать. (п.о дышать необходимо через нос, а не через рот, т.к. если дышать через рот можно заболеть ангиной)

Мы идем не спеша, не обгоняем друг, друга, всё, всё наблюдаем на своем пути.

Ребята, а за кем можно наблюдать зимой в лесу? (п.о за зверями, за птицами).

А ещё за чем? (п. о. за растениями)

Сегодня на уроке мы должны с вами понаблюдать за жизнью зверей, птиц в последний месяц зимы и обязательно сделать выводы

1. ОСТАНОВКА «ПРОПУСК В ЛЕС»

– Необходимо вспомнить правила поведения в лесу

Учитель

Если в лес пришёл гулять.
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур,не забывай,

Ученики:

Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги

И вот мы с вами в лесу.

Обрядила зима деревья в тяжёлые снеговые шубы. Вот перед вами дерево с белой корой.

_Что это за дерево? (п.о. берёза)

Правильно других деревьев с белой корой не существует. Теперь подойдём к дереву с чёрной корой.. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба.

Как их отличить зимой?

а) познавательная минутка

У дуба ствол мощнее, чем у липы. И на дубе зимой можно увидеть сморщенные бурые листья.

– Какие знаете хвойные деревья?

Вы проводили исследовательскую работу. Давайте вспомним, чем ель отличается от сосны.

б) работа у доски; заполнение таблицы.

Спят под снегом травянистые растения и ждут не дождутся, когда же пригреет солнышко, растает снег и наступит весна.

– Ребята, пока мы с вами за растениями наблюдали, послушайте какой-то шум в лесу поднялся. Что же здесь происходит?

Так это же лесные звери решили провести лесное собрание и рассказать о своей жизни в последний месяц зимы. И они нас приглашают принять участие в собрании, но чтобы не выглядеть уставшими, давайте немного отдохнём.

IV. Физкультминутка

Угадайте, кто пришёл на собрание?

в) отгадывание загадок

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну конечно это …(белка).

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный (волк).

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки (заяц).

Посмотрите-ка какая –
Вся горит как золотая
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой (лиса).

– Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании.

– Итак, лесное собрание объявляется открытым.

Мороз мне не страшен. Шубка у меня тёплая, да и в норке тепло. А вот если кушать захочется, тогда приходится и хитрость проявить. Меня считают злейшим заячьим врагом. Действительно люблю я зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мыши. Но трудно их сейчас из под снега достать. Скорей бы снег растаял.

– Ребята, а вы знаете, что лисью охоту на мышей называют мышкованием. Где-нибудь в поле или у реки можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, прислушивается, наклонив голову. И вдруг подпрыгивает и начинает рыть снег. Так она добывает мышей. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу.

А про нас говорят, что волка ноги кормят. Зимой приходится выходить на охоту не только ночью, но даже и днём.

Много времени приходится проводить в поисках корма и зайцам. День проводят зайцы в укромных местах. А ночь в поисках корма. В сильные морозы роют в снегу норы. Приближаясь к своей лёжке зайцы запутывают следы.

А мне не беда
Я орешков припасла.
Высоко моё дупло
В нём и сухо и тепло.

Бывает, что белка не всегда находит свои запасы. И тогда ей приходится питаться только семенами хвойных растений. А найти шишки в конце зимы бывает очень трудно.

г) работа по учебнику 

Ребята, а почему же медведь не пришёл на лесное собрание. Давайте мы об этом прочитаем в учебнике.

А вот и птицы услышали, что звери проводят лесное собрание и тоже прилетели сюда.

д) работа по карточкам 

Отметьте галочкой зимующих птиц.

Вы дома подготовили сообщения о зимующих птицах и изготовили книжки раскладушки. Послушаем вас.

е) выступления учащихся

В нашей области остаётся зимовать до 30 видов птиц. Самая маленькая птица – это королёк. Она весит всего 5-6 граммов. Воробей в пять раз тяжелее. Но вот что удивительно6 зимой 5корольки никуда не улетают – остаются такие крошки в наших холодных заснеженных лесах. Держатся стайками, а в одиночку не перенесли бы морозов, особенно ночных. Ночью корольки садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
А почему королёк корольком называется? На голове у этой птички золотая (ярко-жёлтая или оранжевая) полоска. Как будто корона!
И всё же зимой птицы нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов и метелей. Поэтому птиц повсеместно подкармливают . Птицы, которые прилетают на кормушки, тщательно осматривают деревья и кустарники. Отыскивая в них насекомых, поедают их и тем самым охраняют деревья.

Рассказ о следах на снегу.

Все лесные жители ушли, а посмотрите сколько следов они оставили.

V. Итог урока

Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас на партах рисунки с изображением животных. Вам необходимо по моему сигналу прикрепить рисунок возле той таблицы, которая ему соответствует.

Много времени проводят в поисках корма
Кормятся запасами, заготовленными осенью
У этих животных в феврале рождаются детёныши
Для них мы сделаем кормушки и будем подкармливать

VI. Оценка работы

За вашей работой весь урок наблюдал старичок-лесовичок. Ему очень понравилось как вы работали и он для вас приготовил сюрприз. Давайте откроем коробку чудес.

VII. Рефлексия

Ребята оцените вы свою работу на уроке. Если вам было интересно, вы узнали что-то новое, то отразите свои успехи на цветах в « Корзине успеха». Раскрасьте в своём цветке лепесток.

Спасибо за работу. Мне было приятно с вами общаться.