Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся

Разделы: Начальная школа


Проблема повышения качества знаний у младших школьников не нова, а с реализацией комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» решение ее становится особенно значимым.

Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта направлена на разработку условий повышения качества знаний путем формирования у младших школьников учебной мотивации и обусловлена противоречиями:

  • между повышением успешности обучения младшего школьника, созданием максимальных условий для сохранения и развития познавательных способностей учащихся и усреднением личности в условиях массовой школы;
  • между усиленным вниманием к ученику, к повышению качества обучения и признанием того, что у большинства учащихся низкая учебная мотивация;
  • между природной любознательностью ребенка, стремлением к творческому самовыражению и его фактической пассивностью на уроках, обусловленной условиями образовательной среды, когда в классе обучаются дети по разным общеобразовательным программам.

Проведенный мною анализ педагогической практики показал, что несмотря на позитивные изменения в разрешении указанных противоречий уровень качества обучения учащихся остается невысоким:

  • у 45% учащихся снижена учебная мотивация;
  • качество знаний по предмету составляет 62%.

Поэтому возникает необходимость находить новые приемы, методы, технологии, позволяющие обучать всех и каждого.

Одной из таких технологий, на мой взгляд, является дифференцированное обучение.

Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для развития учебной мотивации учащихся и (как следствие) повышение качества обучения.

В современной научной и педагогической литературе ряд работ посвящены рассмотрению различных аспектов дифференцированного обучения, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий.

Н.П. Гузик свою систему назвал, комбинированной системой обучения, имеющей две отличительные стороны: развивающий цикл уроков и организация уровневой внутриклассной дифференциации по трем уровням: С – базовый стандарт, минимальный или репродуктивный; В – дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С», реконструктивная деятельность; А – творческий или продуктивный уровень, позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

В.В. Фирсов раскрывает сущность уровневой дифференциации на основе обязательных требований и предлагает введение двух стандартов обучения: уровень, который должна обеспечить школа способному, увлеченному школьнику и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки ( уровень, которого должен достичь каждый).

Н.В. Рыжова описывает дифференциацию в различных моделях школы:

  1. модель потоков;
  2. модель гибкого состава класса;
  3. модель разнородных классов.

В.Ф. Одегова описывает работу над художественным произведением с использованием разноуровневых заданий к изучаемому тексту.

Н.Н. Деменева предлагает различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на этапе закрепления материала.

Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений для обоснования педагогического опыта:

  • Учебная мотивация – система целей и потребностей, побуждающих учащихся к активному усвоению знаний, овладению учебными умениями, навыками; характеризуется направленностью на учение (освоение содержания, способов, приемов учения), а так же познавательной активностью. (А.К. Маркова)
  • Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
  • Дифференцированное обучение – часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
  • Уровневая дифференциация – организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях: на обязательном и повышенном. (К.Г. Селевко)
  • Принципы уровневой дифференциации:
    1. Овладение обязательным уровнем подготовки.
    2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
    3. Добровольность в выборе уровня усвоения.
    4. Контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

В основу своего педагогического опыта по названной выше теме я положила основные идеи уровневой дифференциации Н.П. Гузика и В.В. Фирсова. В отличие от большинства педагогов-практиков, которые используют в своей работе разноуровневые карточки разного цвета, я использую внутриклассную дифференциацию по уровням усвоения учебного материала. Данную форму работы можно представить с помощью таблицы:

Уровни усвоения учебного материала Деятельность обучающихся Варианты заданий
А (базовый уровень) Репродуктивная деятельность · Решение арифметических задач знакомых видов (по образцу, алгоритму);
· Нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов;
· Выполнение тренировочных упражнений.
А, В (продвинутый уровень) Конструктивная деятельность · Задания с недостающими или лишними данными;
· Преобразование математического объекта в новый;
· Задание на сравнение (в чем сходство, чем отличаются);
· Решение задач в несколько действий.
А, В, С (творческий уровень) Продуктивная деятельность · Поиск закономерностей;
· Классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
· Выполнение задания разными способами;
· Поиск рационального способа решения;
· Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений;

Учу от базового уровня до творческого:

  • на базовом уровне через репродуктивную деятельность,
  • на продвинутом уровне через конструктивную деятельность,
  • на творческом уровне через продуктивную деятельность.

Изучение каждой темы заканчиваю продуктивной деятельностью.

Для учащихся с разным уровнем психического развития необходима различная сложность учебных заданий, время выполнения, уровень усвоения учебного материала. Учитывая это, дифференцирую:

  • Содержание учебных заданий по уровню:
    1. объема;
    2. трудности;
    3. творчества;
  • Учебную деятельность:
    1. по степени самостоятельности учащихся;
    2. по характеру помощи учащимся.

Использую следующие методы:

  • игровой метод;
  • метод наглядности (таблицы, схемы);
  • алгоритмический;
  • комментированное управление;
  • метод моделирования (переход от текстовой задачи к таблице и др.);
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • исследовательский метод.

Мною отобрано содержание для организации дифференцированного обучения на уроках математики, которое позволяет проводить работу со всем классом одновременно на разных уровнях на одном учебном материале.

Приведу примеры некоторых заданий:

Раздел программы Задания Вид дифференцированной работы
Геометрический материал Начерти ломаную из четырех звеньев, длины которых 2 см, 3 см, 4 см, 2 см. 1. Найди длину ломаной.
2. Начерти отрезок, длина которого равна длине ломаной.
3. Начерти ломаную такой же длины, но из трех звеньев.
Дан прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. 1. Вычисли площадь этого прямоугольника.
2. Начерти прямоугольник с такой же площадью, но с другими сторонами.
3. Проведи диагональ прямоугольника и найди площадь полученной фигуры.
Арифметические действия Даны выражения
15-7
13-8
14-9
       12-6
16-7
11-8
1. Найди значение выражений.
2. Найди сумму ответов в каждом столбике.
3. Из данных выражений составь одно равенство и одно неравенство.
Даны выражения
72 – 9+17
24: 4+28
46+14 – 12 – 8
63+5х 4 – 64: 8
40: 8+3х 8: 6
23+4 х7 – 7
1. Раздели на три группы.
2. Выбери любую группу и найди значение выбранных выражений.
3. Составь свое выражение в выбранной группе.
Решение задач













Дана задача.
На первой полке 8 книг, а на второй на 3 книги меньше.
1. Поставь вопрос, чтобы задача решалась
- в одно действие
- в два действия
2. Реши задачу с выбранным вопросом.
3. Измени условие задачи, чтобы она решалась так:
8+(8 – 3)+5
8+(8 – 3) – 7
Сравни задачи.
1) Оля вырезала 8 картинок с животными, а с цветами в 3 раза больше. Сколько картинок с цветами вырезала Оля?
2) Оля вырезала 8 картинок с животными, а с цветами 24. Сколько всего картинок вырезала Оля?
1. Из данных задач составь новую, чтобы она решалась двумя действиями.
2. Измени условие, получившейся задачи так, чтобы она решалась тремя действиями.
3. Подумай, можно ли решить задачу другими способами?

Все три уровня тесно взаимосвязаны между собой целями, приемами и результатами обучения.

Такая организация дифференцированного подхода к обучению позволяет формировать учебную мотивацию школьников, более осознанно и прочно усваивать знания, обозначенные в стандарте, дает возможность применять эти знания в новой ситуации и проводить процесс обучения в комфортной обстановке.