Актуальность программы
Происшедшие за последние годы перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания молодежи. В современных условиях развития общества стало сложнее привить любовь к своему Отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
В постсоветское время всё большее внимание стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада. Под натиском этих перемен традиционная система воспитания в образовательных учреждениях страны встретилась со значительными трудностями и противоречиями. Средства массовой информации стали пропагандировать совсем иные идеалы жизни человека, и эти идеалы сейчас играют определяющую роль в воспитании молодежи. Экспортированные в Россию продукты материального и духовного производства, преподносимые средствами массовой информации как достижения мировой культуры, в действительности направлены лишь на деградацию и уничтожение русской культуры. Такие непреходящие ценности, как благо, добро, человек, труд, Родина, патриотизм стали подменяться антиценностями, такими, как беспредельная свобода, индивидуализм, богатство, сила, власть, мистика и другие. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем гражданско-патриотического воспитания, и об актуальности этой работы.
В этих условиях воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку чувства патриотизма и любви к Отечеству, гордости за великие свершения своего народа, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества. Результативность этого процесса может обеспечить музейная педагогика – через изучение музейной экспозиции, развитие любознательности и творчества обучающихся, организацию личностно ориентированного воспитания в результате участия в социально значимой деятельности.
Программа “Отечество славлю, которое есть!” направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, и призвана обеспечить расширение кругозора обучающихся в области исторического прошлого, воспитание их на примерах мужества, героизма и мудрости народов разных стран и национальностей, изучение традиций народов, населяющих нашу страну, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, коллективизма, чувство долга и ответственности перед обществом и своим Отечеством.
Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Концептуальные подходы
Программа “Отечество славлю, которое есть!” на 2007–2011 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы, федеральными законами Российской Федерации “Об образовании”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О ветеранах”, “О днях воинской славы (победных днях) России”, “Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов”, “О музейном фонде и музеях Российской Федерации”, законом города Москвы “О развитии образования в городе Москве” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, а музейная педагогика – неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса. Одним из направлений деятельности школы №627 в настоящее время является организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности (в соответствии с методической темой школы – “Управление качеством образования на основе новых информационных технологий, образовательного и психологического мониторинга”). Музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Проблемы обучения и воспитания неотделимы от внешних изменений в стране и мире, и настойчивое внедрение информационно-коммуникационных технологий в эти процессы – не требующая доказательства насущная необходимость.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей Центра образования №627 по основному содержанию своей деятельности является военно-историческим, поэтому составной частью его работы является формирование готовности к военной службе, ознакомление учащихся с составом и достижениями Вооруженных сил Российской Федерации в различные исторические периоды. Кроме того, патриотическое воспитание должно обеспечивать активное участие будущих граждан в защите страны от внешней и внутренних угроз, что предполагает проведение систематического анализа различных исторических ситуаций, связанных с обороной страны и её отдельных территорий.
Основополагающие принципы программы:
- принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную работу школьных подразделений и внешкольных организаций и объединений по патриотическому воспитанию обучающихся;
- принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
- принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея с учетом личностных и возрастных особенностей.
Цель и задачи программы
Цель программы – организация системы работы по воспитанию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся через использование музейных фондов и средств ИКТ.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- изучение военной истории и пропаганда подвигов воинов Великой отечественной войны 1941–1945гг;
- воспитание уважения к боевым традициям и военной истории советского народа и народов Российской Федерации;
- пополнение методической копилки “Использование музейных фондов при организации уроков и внеклассных мероприятий”.
- организация планомерного сотрудничества с различными государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами патриотического воспитания;
- обеспечение музея необходимыми научно-исследовательскими, расходными материалами и оборудованием в соответствии с требованиями времени;
- систематическое обновление нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности музея;
- создание постоянно действующего информационного органа, освещающего деятельность музея.
Критерии оценки эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- обеспечение заинтересованности учащихся и педагогического коллектива в развитии музейной педагогики;
- формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование;
- готовность выпускников к защите Российского государства, сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций;
- повышение уровня толерантности обучающихся;
- внедрение новых подходов к формированию и развитию гражданственности и патриотизма;
- повышение места Музея 4-ой Гвардейской танковой армии в рейтинге городских музеев образовательных учреждений.
Количественные параметры – это количество:
- проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и музейной педагогики, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
- подготовленных экскурсоводов и представителей актива музея;
- действующих на базе музея патриотических объединений, клубов, кружков;
- учащихся и педагогов, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- проведенных выставок патриотической направленности;
- проведенных на базе музея (или с использованием музейных фондов) мероприятий по патриотической тематике;
- изданных книг или проектов гражданско-патриотической направленности.
Конечными результатами реализации Программы должны стать повышение уровня воспитанности учащихся, достижение высоких результатов в различных видах деятельности гражданско-патриотической направленности, рост авторитета музея и Центра образования в целом.
Механизм реализации программы
Общее руководство деятельностью музея осуществляет директор ГОУ ЦО
№ 627. Непосредственное руководство практической деятельностью по реализации Программы осуществляют заместитель директора по воспитательной работе в сотрудничестве с руководителем музея, руководителями структурных подразделений, педагогическим коллективом и коллективом обучающихся. Организационно-методическую поддержку оказывает Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г.Москвы, Окружной методический центр ЦОУО.
Предполагается активно привлекать ветеранские, общественные и государственные организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций российского народа.
Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные (по мере возможности).