Цель урока – обобщить знания учащихся о жанре этюда и о его значимости в учебном репертуаре.
Задачи:
- Образовательная – закреплениетеоретических знаний по музыкальной терминологии (фактурно-технические формулы, штриховые особенности, аппликатурная позиция, средства музыкальной выразительности, различные практические исполнительские навыки).
- Развивающая – обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта учащихся, реализация их исполнительских возможностей через учебную деятельность.
- Воспитательная – расширение кругозора учеников, привитие любви к инструменту, на котором они обучаются, поиск активных и интересных форм работы по изучению фортепианных этюдов.
Как известно, вся работа в исполнительском классе фортепиано проходит индивидуально с каждым учеником. Сегодня наше занятие будет несколько необычным, потому что его мы проведём в групповой форме.
Начинаю урок с вопроса: «Скажите, ребята, кто из вас с удовольствием играет дома этюды?». (Получаю всего один положительный ответ.) Задаю следующий вопрос: «Почему?». (Большинство учеников класса говорят, что это очень скучно и неинтересно.) Вновь продолжаю диалог и прошу пояснить значение этого слова. (Дают неточные ответы).
Напоминаю, что этюдом в музыке называется инструктивная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков исполнителя. Изучением технических приёмов своего искусства занимаются не только музыканты. Поэтому слово «этюд» употребляют художники (у них даже есть выражение – поехать на этюды – значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или иные приёмы живописи).Для наглядности демонстрирую репродукции картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)» и этюдов к ней великого русского художника А. Иванова. Вам,конечно не раз встречался этот термин и в применении к шахматам. Шахматные этюды публикуются в специальных книгах для всех, кто желает их изучать.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни – австрийский композитор-пианист, чех по национальности. Он является автором более тысячи фортепианных этюдов на разные виды техники, объединённые им в циклы (Школа беглости, Искусство беглости пальцев и др.). Каждый этюд заключает в себе определённую техническую трудность и служит для её преодоления. Например, такими трудностями могут быть :триоли, пунктирный ритм, четырёх- и пятипальцевые позиции, различные виды арпеджио, аккорды, гаммообразные пассажи, хроматические гаммы, октавы, скачки, трели и другие.
Далее предлагаю провести маленькую музыкальную викторину, где один из учеников будет исполнять этюд, а остальные на слух постараются определить техническую трудность, заложенную композитором в основу произведения. Обращаюсь к аудитории с вопросом : «Хочет ли кто-нибудь из присутствующих сыграть этюд?» (Желающих оказывается больше, чем я предполагала. Форма викторины является достаточно эффективной, поскольку даже очень стеснительные и робкие по характеру дети ,охотно соглашаются выступать перед своими товарищами.)В исполнении учеников средних классов звучат этюды К. Черни под редакцией А. Гермера, которые ребята готовят к техническому зачёту. В предлагаемых этюдах сами ученики довольно легко дают определение технической сложности, показывают варианты её решения.
Как и в любом другом произведении, в каждом этюде композитор выражает определённое настроение, какой-то конкретный образ. Иногда автор это отражает в названии этюда. Перед прослушиванием этюда Л.Шитте «Танец гномов» ставлю перед учащимися задачи: определить, с помощью какого штриха композитор показывает нам образ танцующих гномов; какое фактурное решение выбирает автор этого произведения. В исполнении ученицы 3-го класса слушаем предлагаемый этюд. (Слушатели верно определяют штрихи стаккато и нон легато, а так же – унисон как основу фактурного рисунка.)
Далее говорю, что в репертуаре начинающих пианистов часто встречаются этюды, написанные композиторами на темы народных песен, как например , в этюде на украинскую тему композитора И. Берковича. Слушаем этюд в исполнении ученицы 1-го класса. Вместе с учениками определяем штрих легато, имитирующий человеческий голос как техническую сложность этогопроизведения.
Конечно, вы знаете, что этюды пишут для всех музыкальных инструментов. Скрипачи, например, играют этюды Р. Крейцера, П. Роде, Н. Паганини. Тема 24-го скрипичного каприса (этюда) Н.Паганини вдохновляла многих композиторов на создание интересных произведений. Сейчас мы послушаем этюд И.Берковича на эту знаменитую тему в исполнении ученицы 2-го класса.
В XIX веке появился особый тип концертного этюда – виртуозная пьеса, предназначенная для публичного выступления. На новый уровень этот жанр вывел польский композитор Ф. Шопен. Пианисты часто играют эти великолепные этюды в концертах, и никому в голову не приходит, что это – «упражнения». А между тем в основе каждого из этюдов Ф.Шопена лежит какой-то один технический приём, как например, движение триолей по звукам ломаных арпеджио в этюде «Чёрная клавиша». Слушаем его в моём исполнении.
Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к этому жанру А.Скрябин. Послушайте, пожалуйста, внимательнокакая красивая темалежит в основе этого этюда, и охарактеризуйте вид технической трудности. Играю этюд А. Скрябина соч. № 8. (Отвечают, что аккорды и октавные скачкив обеих руках представляют для исполнителя определённую сложность.).
Далее спрашиваю: «А вы знаете, ребята, что джазовые музыканты тоже играют этюды?» Часто в джазовых этюдах отрабатываются определённые ритмические формулы или конкретные гармонические обороты. Сейчас ученица 6-го класса исполнит этюд М.Дворжака. Но этюды пишутся не только для сольного исполнения. Некоторые современные композиторы отдают предпочтение ансамблевым формам музицирования. Вашему вниманию предлагается джазовый этюд О.Хромушина с очень забавным названием «Печатная машинка». Определите средства музыкальной выразительности и конкретный приём, с помощью которого автор изображает передвижение каретки на печатной машинке. (Ответы дают полные и точные: глиссандо, плавно переходящее из партии одного исполнителя в партию другого, а хлопки в ладоши, чередующиеся с простукиваниями по корпусу инструмента – удачная находка композитора.)
В заключении нашей с вами встречи хотелось бы напомнить слова великого венгерского композитора, пианиста-виртуоза Ф. Листа, обращённые к молодым музыкантам: «Хотите быть великими? Тогда играйте этюды Черни!»
Список литературы
- Иванов А. Из собрания ГТГ, живопись, автор-составитель Л. З. Иткина. – М., 1988.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М., 1986
- Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М., 1990