Цели урока:
- Ввести понятие вычитания отрицательных чисел;
- Способствовать выработке навыков вычитания отрицательных чисел;
- Тренировать способность к сложению рациональных чисел с одинаковыми и разными знаками;
- Развивать логическое мышление.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Устная работа
- Тест
- Объяснение нового материала
- Закрепление
- Итоги урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
№ 1083
а) -1,6 + 3,2=1,6
б) -2,6 +1,9 = - 0,7
в) + =
№ 1086
14
3. Устная работа:
а) Ответить на вопросы:
- Какие числа называются противоположными?
- Какое число противоположно самому себе?
- Что называется модулем числа?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками?
б) Игра “7 тестовых вопросов”
На доске написано число, нужно всё рассказать о нём.
“–23”.
- Какое это число?
- Его модуль?
- Где располагается на координатной прямой?
- Соседние с ним целые числа?
- Два числа, меньших его?
- Два числа, больших его?
- Противоположное число?
4. Тест
1. Вычислите: –543 + 485
1) –85,
2) 85,
3) 1028
2. Вычислите: –3,54 + (–0,83)
1) –4,37,
2) 4,73,
3) –2,71
3. Вычислите: –89,97 + (–89,97)
1) 0,
2) 179,94,
3) –179,94
4. Значение выражения (0,48 + (–1)) + (–0,55)равно:
1) –1,07,
2) 1,07,
3) –2,03
5. Укажите неверное неравенство.
1) 7 > –3
2) –15 > –12
3) –40 < 0
6. Расположите в порядке убывания числа 7; –7; –10; 0.
1) 0; –7; –10; 7.
2) 7; 0; –7; –10.
3) –10; –7; 0; 7.
Тест (ответы)
1. Вычислите: –543 + 485
1) –85
2. Вычислите: –3,54 + (–0,83)
1) –4,37
3. Вычислите: –89,97 + (–89,97)
3) –179,94
4. Значение выражения (0,48 + (–1)) + (–0,55) равно:
1) –1,07
5. Укажите неверное неравенство.
2) –15 > –12
6. Расположите в порядке убывания числа 7; –7; –10; 0.
2) 7; 0; –7; –10
5. Объяснение нового материала.
Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел: по заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое, можно прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому.
Например: 10 + 8 = 18, и потому 18 – 10 = 8, но 18 + (–10) = 8
Правило: Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а – в = а + (–в)
Любые выражения содержащие лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму.
Например: –6 – 7 = –6 + (–7) ,
27 – 7 = 20
5 – 25 = –20
23 – 23 = 0
Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого.
Отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого.
Если уменьшаемое и вычитаемое равны, то их разность равна нулю.
Чему равна длина отрезка АВ, если А(–4) и В (8)?
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. 8 – (–4) = 12
а – (–а) = а + а
6. Закрепление.
№ 1091 (а, ж, з) (б, д, и) (на доске и в тетрадях)
№ 1094 устно
№ 1091 (в, г, е) самостоятельно.
№ 1091 (а, ж, з)
а) 10 – (–13) = 10 + 13 = 23
ж) 2,5 – 8,5 = –6
з) 0 – (–40,6) = 0 + 40,6 = 40,6
7. Итог урока:
Что означает вычитание отрицательных чисел?
Каким действием можно заменить вычитание числа, а из числа в?
Выполните действия.
48 – (–15) = 63
25 – 32 = –7
–5,5 – 2,8 = –8,3
3,7 – 4,5 = –0,8
–3 – 1/5 = –2 4/5
Д/з № 1110, 1109, пункт 34.