Урок в 6-м классе "Вычитание"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Ввести понятие вычитания отрицательных чисел;
  • Способствовать выработке навыков вычитания отрицательных чисел;
  • Тренировать способность к сложению рациональных чисел с одинаковыми и разными знаками;
  • Развивать логическое мышление.

Ход урока

Приложение 1

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Устная работа
  4. Тест
  5. Объяснение нового материала
  6. Закрепление
  7. Итоги урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

№ 1083

а) -1,6 + 3,2=1,6

б) -2,6 +1,9 = - 0,7

в)  + =

№ 1086

14

3. Устная работа:

а) Ответить на вопросы:

  1. Какие числа называются противоположными?
  2. Какое число противоположно самому себе?
  3. Что называется модулем числа?
  4. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
  5. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками?

б) Игра “7 тестовых вопросов”

На доске написано число, нужно всё рассказать о нём.

“–23”.

  1. Какое это число?
  2. Его модуль?
  3. Где располагается на координатной прямой?
  4. Соседние с ним целые числа?
  5. Два числа, меньших его?
  6. Два числа, больших его?
  7. Противоположное число?

4. Тест

1. Вычислите: –543 + 485

1) –85,

2) 85,

3) 1028

2. Вычислите: –3,54 + (–0,83)

1) –4,37,

2) 4,73,

3) –2,71

3. Вычислите: –89,97 + (–89,97)

1) 0,

2) 179,94,

3) –179,94

4. Значение выражения (0,48 + (–1)) + (–0,55)равно:

1) –1,07,

2) 1,07,

3) –2,03

5. Укажите неверное неравенство.

1) 7 > –3

2) –15 > –12

3) –40 < 0

6. Расположите в порядке убывания числа 7; –7; –10; 0.

1) 0; –7; –10; 7.

2) 7; 0; –7; –10.

3) –10; –7; 0; 7.

Тест (ответы)

1. Вычислите: –543 + 485

1) –85

2. Вычислите: –3,54 + (–0,83)

1) –4,37

3. Вычислите: –89,97 + (–89,97)

3) –179,94

4. Значение выражения (0,48 + (–1)) + (–0,55) равно:

1) –1,07

5. Укажите неверное неравенство.

2) –15 > –12

6. Расположите в порядке убывания числа 7; –7; –10; 0.

2) 7; 0; –7; –10

5. Объяснение нового материала.

Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел: по заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое, можно прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому.

Например: 10 + 8 = 18, и потому 18 – 10 = 8, но 18 + (–10) = 8

Правило: Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а – в = а + (–в)

Любые выражения содержащие лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму.

Например: –6 – 7 = –6 + (–7) ,

27 – 7 = 20

5 – 25 = –20

23 – 23 = 0

Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого.

Отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого.

Если уменьшаемое и вычитаемое равны, то их разность равна нулю.

Чему равна длина отрезка АВ, если А(–4) и В (8)?

Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. 8 – (–4) = 12

а – (–а) = а + а

6. Закрепление.

№ 1091 (а, ж, з) (б, д, и) (на доске и в тетрадях)

№ 1094 устно

№ 1091 (в, г, е) самостоятельно.

№ 1091 (а, ж, з)

а) 10 – (–13) = 10 + 13 = 23

ж) 2,5 – 8,5 = –6

з) 0 – (–40,6) = 0 + 40,6 = 40,6

7. Итог урока:

Что означает вычитание отрицательных чисел?

Каким действием можно заменить вычитание числа, а из числа в?

Выполните действия.

48 – (–15) = 63

25 – 32 = –7

–5,5 – 2,8 = –8,3

3,7 – 4,5 = –0,8

–3 – 1/5 = –2 4/5

Д/з № 1110, 1109, пункт 34.