При подготовки урока и последующего его проведения возможно использование:
- Учебно-методических комплектов, допущенных Министерством Образования РФ.
- Наглядных пособий, подобранных учителем по теме урока.
- Мультимедийного оборудования для демонстрации презентации.
- Компьютерного класса для индивидуальной работы учащихся.
- Исторических источников (текстов исторических документов).
Ход урока
Алгоритм мастерской | Алгоритм урока | Деятельность учащихся |
Индукция | 1. Мотивация учащихся.
Деление учащихся по группам.
Презентация. Слайд 2. |
1. При входе в класс уч-ся выбирают
изображение оружия (две группы – оружие крестоносцев, две группы – оружие золотоордынцев).
Рассаживаются по группам. |
2. Просмотр 3-го слайда презентации и
изображений оружия (+ на партах). Поиск ответа на вопросы:
- Оружие каких народов вы видите? - Как вы думаете, каким образом эти рисунки могут относиться к теме сегодняшнего урока (частично тема связана с предыдущим уроком); предложения-мнения уч-ся записываются группами на листках. |
2. Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Обсуждают в группах, записывают предложения на листках. | |
3. Просмотр слайдов 4-8 презентации. | 3. Учащиеся рассматривают слайды и высказывают свои предположения о смысле этих слайдов. | |
Афиширование | 1.Результаты мнений вывешиваются на
магнитной доске.
2. Просмотр слайда 9 презентации.
(Русский философ Владимир Соловьев.) 3. Обсуждение мнений, формулирование Темы урока, запись Темы на доске. Презентация, 10 слайд. |
1. Учащиеся вывешивают (афишируют) свои
результаты.
2. Обсуждение мнений, коллективный поиск Темы урока. 3. Фиксирование темы урока на листках работы групп. |
Деконструкция | Отрывки из Лаврентьевской и Тверской
летописей.
|
Знакомство уч-ся с текстовым материалом, обсуждение текстов, нахождение и выделение главного (отбрасывание второстепенного), поиск ответов на поставленные учителем вопросы. |
Социализация | Работа в команде. | Обсуждение, подготовка ответов в устной форме. |
Реконструкция | Отрывки из Лаврентьевской и Тверской
летописей.
|
Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения). |
Афиширование | 1. Представление результатов работы групп. | Зачитывание представителями групп
результатов работ и вывешивание листков на доске.
Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Монгольское нашествие»). |
2. Просмотр 11-13 слайдов презентации. | Закрепление уч-ся изученного материала. | |
Деконструкция | Работа с картами (учебник VI или
дополнительно подготовленные карты).
|
Рассмотреть карту, определить пути (земли) вторжения монгольских войск. |
Социализация | Работа в группах. | Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с картой. |
Реконструкция | Работа с картами (учебник VI или
дополнительно подготовленные карты).
Приложение 2 или интерактивная карта в интернете в Википедии. |
Уметь показывать пути вторжения монголов и называть порабощенные русские территории. |
Афиширование | На подготовленной большой карте «Борьба народов против иноземных захватчиков в ХIII веке» отметить и назвать территории, подвергшиеся вторжению монголов. | Флажками определенного цвета отметить на большой карте пути вторжения монголов и указать устно название указываемых русских территорий (один представитель от группы). |
Деконструкция | На основе деформированного текста
анализирование материала и формулирование предложений-выводов: «Какие
последствия имело монгольское нашествие для Руси?»
|
Учащиеся читают деформированный текст, составляют варианты предложений по теме задания. |
Социализация | Работа в группах (по предложенным заданиям). | Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с деформированным текстом. |
Реконструкция | На основе деформированного текста
анализирование материала и формулирование предложений-выводов: «Какие
последствия имело монгольское нашествие для Руси?»
|
Представители от групп зачитывают получившиеся в ходе дискуссии предложения. Обсуждают услышанное. |
Афиширование | На доске текстовой материал-выводы: «Последствия монгольского нашествия на Русь». | Представители от групп вывешивают на магнитной доске составленные предложения, обобщение материала. |
Индукция | 1. Рассмотрите еще раз изображения оружия. У
вас имеется только оружие монголов?
2. Предположите народы или страны, в которых могли использовать данное вооружение. 3. Предположите, почему в данном уроке мы рассматриваем оружие рыцарей? |
1. Учащиеся рассматривают картинки с
оружием. 2. Высказывают предположения о народах и странах, в которых могли пользоваться воины данным вооружением. 3. Высказывают предположение, что русичи воевали не только с монголами, но и рыцарями. |
Беседа по слайду 14 презентации
«Александр Невский»: - Кто изображен? - Чем известен в истории Руси? - Как россияне-потомки чтят память А. Невского? |
На основании изученного материала в 6 классе, уч-ся отвечают на вопросы. | |
Деконструкция | Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище».
|
Работа с текстовым материалом «Ледовое
побоище».
|
Социализация | Работа в группах (по предложенным заданиям). | Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с текстом. |
Реконструкция | Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище».
|
Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения). |
Афиширование | Представление результатов работы групп. | Зачитывание представителями групп
результатов работ и вывешивание листков на доске.
Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Ледовое побоище»). |
Деконструкция | Работа с картами-схемами битвы на
Чудском озере.
|
Уметь показывать построение немецких рыцарей и русской дружины перед боем, передислокацию войск во время боя, рассказывать ход битвы. |
Социализация | Работа в группах. | Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с картами-схемами. |
Реконструкция | Работа с картами-схемами битвы на
Чудском озере.
|
Участники групп кратко записывают ход битвы, указывая построение и движение войск. |
Афиширование | Работа с картами-схемами битвы на
Чудском озере – слайды презентации.
|
Представители от групп рассказывают ход битвы, показывая построение и движение войск на слайдах презентации. |
Деконструкция | Работа над понятийным аппаратом темы.
|
Учащимся в группах представлены термины и
понятия с определениями. Старшеклассники должны соотнести определение и термин или понятие. |
Социализация | Работа в группах. | Обсуждение вариантов ответов, коллективно-групповая работа с карточками-терминами и понятиями. |
Реконструкция | Работа над понятийным аппаратом темы.
|
Старшеклассники обобщают мнения и в группе составляют «правильные пары»: термин или понятие-определение. |
Афиширование | 1. Представление результатов работ групп. 2. Обобщение знаний понятийного аппарата у учащихся. 3. Закрепление: просмотр слайдов 15-16 презентации. |
Учащиеся каждой из групп поочередно
вывешивают на доску выполненное задание с комментариями.
Старшеклассники из других групп заслушивают термины-определения, высказывают свои согласия-несогласия. |
Разрыв | Слайд 17 презентации:
ХIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее хлынули монголы, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остатки народонаселения. С северо- запада ей угрожало западное католичество. Задача политического деятеля того времени формулировалась так: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу и определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории _______________________. Его победы в _____________ и ___________ Сделали самым авторитетным и уважаемым среди русских князей. Наметились два пути отношения Руси с Западом и Востоков. Князь _______________ Сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза __________________ против ____________________, обосновывая свой выбор _________________, __________, ______________.____________, ___________. |
Учащиеся читают текст слайда,
предлагают варианты недостающего текста. Обсуждают, доказывают свои точки зрения. Окончательно формулируют правильные предложения. |
Разрыв | Устно учитель спрашивает, вопросы учащихся
записывает на доске.
- Какой материал вызвал у вас вопросы? - Что осталось непонятным? - Какие есть предложения-мнения по вопросам одноклассников? |
Учащиеся сначала мысленно обобщают
изученный материал. Выясняют для себя все ли понятно, не осталось ли вопросов? При возникновении вопросов по теме урока, уч-ся озвучивают их. Высказываются по вопросам одноклассников. |
Рефлексия | Место Ледового побоища в наше время
находится в стороне от оживлённых проезжих дорог. Сюда можно добраться
на перекладных, а далее пешком.
Этот район у Чудского озера интересен
в историческом, археологическом и иных планах. В этих местах имеются
древние курганные захоронения, загадочные подземелья и т.п. Здесь также
отмечаются периодические появления НЛО и загадочного "снежного человека"
(к северу от реки Желча). Учеными проведён важный этап работы по
определению местоположения братских могил (захоронений) воинов, погибших
в Ледовом побоище, остатков Вороньего камня, района старого и нового
городищ и ряда других объектов, связанных с битвой. Дело - за археологами и … - Значит, не все исторические тайны открыты… - Кто из присутствующих задумывался о том, хочет ли он (она) стать ученым- историком и открывать- писать новые неизведанные страницы истории? |
Учащиеся заслушивают информацию – вопрос
учителя. Составляют творческий ответ. |
Разрыв | - Демонстрация фрагментов из кинофильма
«Александр Невский» (1938 г.) режиссера Эйзенштейна.
- Отрывки из кинофильма, в которых звучат известные цитаты: Ни пожить спокойно не дадут, ни помереть! Эх, коротка кольчужка… Без прибора и вши не забьешь. Умеючи и ведьму бьют! А господа рыцари в обмен пойдут. На мыло менять будем. - Позабудь обиды, Ярославич. Встань за дело новгородское. Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская! |
Учащиеся просматривают кинофрагменты.
Анализируют цитаты (самостоятельно). Поясняют друг другу непонятные фразы. Особое внимание при анализе обратить на последнюю цитату. |
Рефлексия | Вопросы учащимся (слайд 18 презентации):
- Считаешь ли ты себя патриотом? Почему? - Кто и как должен защищать Родину? |
Любовь к Родине, Отчизне!
Свобода и Процветание Родины – забота и долг каждого гражданина. |