Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к ее усвоению. Поэтому проблема речевого развития – одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Для развития речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении создано множество педагогических условий, одним из которых является театрализованная деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.

Занятия в детской театральной студии «Синяя птица» являются частью воспитательно-образовательного процесса. В них упражняются и поднимаются на более высокую ступень развития отдельные психические процессы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованные представления прививают ребенку устойчивый интерес к родной культуре, театру.

Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, комфортному пребыванию ребенка в детском саду.

Словесное русское народное творчество, используемое на занятиях театрализованной деятельностью, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к постановке спектаклей идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Детские спектакли оказывают огромное эстетическое влияние на ребенка, которое может быть очень глубоким. Восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, вызывают эмоциональный отклик, повышают жизненный тонус ребят, побуждают их к активному обсуждению постановки.

В нашей студии занимаются дети от 5 до 7 лет. Это определяется тем, что дети этого возраста становятся более активными и самостоятельными, творчески относятся к исполнению ролей на сцене.

Задачи театрализованной студии «Синяя птица»

Обучающие:

  1. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной культуре;
  2. Знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов;
  3. Обучение детей передаче образов персонажей с помощью вербальной и не вербальной стороны речи.

Развивающие:

  1. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения);
  2. Вербальной и не вербальной стороны речи;
  3. Творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль);
  4. Специальных умений (актер, зритель).

Воспитывающие:

  1. Воспитывать положительное театрализованное отношение к театрализованным представлениям;
  2. Желание выступать на сцене или с театральными куклами;
  3. Эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  4. Воспитание воли и уверенности к себе.

Методы организации театрализованной деятельности:

  1. Практические – игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки, драматизации;
  2. Словесные – рассказ, чтение педагога, рассказ детей, беседа, подбор синонимов, разучивание произведений устного народного творчества (скороговорки, поговорки и др.).

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.

Большинство детей, пришедших в театральную студию впервые имеют следующие проблемы:

  1. Неумение представлять ребенком самого себя;
  2. Снижена речевая память;
  3. Не выразительная речь;
  4. Трудности диалоговой речи;
  5. Частичная или полная закрепощенность;
  6. Снижена эмоционально-волевая сфера.

Практически все участники спектакля уже после первой постановки избавляются от выше перечисленных проблем.

Таким образом, театрализованные представления, несущие в себе огромные воспитательные возможности, пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Приложение.