Цели урока:
- закрепить знания таблиц сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- отрабатывать навык употребления названий компонентов сложения в речи;
- отрабатывать умение различать простейшие геометрические фигуры;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, любовь к природе, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- иллюстрации осенней природы, птиц (стрижа, грача, гагары), иллюстрации белки, грибов;
- осенние листья из бумаги с примерами;
- волшебная цепочка примеров на геометрических фигурах с заданиями Незнайки;
- таблица с примерами на логическое мышление;
- светофоры у детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, к нам на урок сегодня опять пришел Незнайка. Он хочет поучиться у вас и задать свои примеры. Начнем.
2. Устный счёт.
Посчитать от 0 до 20 и обратно.
Назвать числа:
- предыдущие 11, 14, 20;
- следующие за числом 9, 17, 19;
- больше 17 на 1, 18 на 2;
- меньше 14 на 1, 16 на 3.
Решить задачи:
Девочки 1 класса для урока труда собрали 9 кленовых листьев, а мальчики 7 березовых листьев.
Поставь вопрос к задаче, чтобы задача решалась:
а) сложением;
б) вычитанием.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем повторять изученные табличные случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
4. Работа по теме.
А) Беседа об изменениях в природе осенью.
- Какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
- Что делают многие птицы с наступлением холодов?
- Какие птицы покидают наши края?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с птицами, которые покидают наши края и отправляются в теплые страны. Мы отправляемся на прогулку в осенний парк. Посмотрите на деревья! Как они красивы! Но как много уже опавших листьев. А листья эти не простые, а волшебные: они нам помогут узнать еще птиц, улетающих в теплые края.
Б) Работа в тетрадях.
Вызванный ученик к доске должен будет снять листочек с записанным на нем примером, пример прочитать, записать на доске, остальные учащиеся - в тетрадях, решить. Ответ записать в соответствии с заданной буквой в таблицу на доске. (На доске представлены числа с соответствующими им буквами: 1 – а, 4 – г, 7 – ж, 9 – и, 16 – р, 17 – с, 18 – т, 19 – ч). И мы сможем прочитать слова, если примеры будут решены правильно.
10 – 1 + 8 = 17 13 – 3 – 1 = 9 9 – 2 + 9 = 16 12 – 2 + 8 = 18 8 + 9 – 10 = 7 6 + 3 – 0 =9 |
|
17 |
18 |
16 |
9 |
7 |
9 |
С |
Т |
Р |
И |
Ж |
И |
4 |
16 |
1 |
19 |
9 |
Г |
Р |
А |
Ч |
И |
Прочитаем получившиеся слова. Посмотрим на иллюстрацию на доске. Найдем этих птиц в осеннем парке. Стрижи улетают ранней осенью, когда насекомых становится все меньше, так как основная пища стрижей, так же как и ласточек – насекомые, которых птички хватают прямо на лету. Поздней осенью едва ли ни последними улетают на зимовку грачи. А часть грачей остается зимовать здесь, и тогда можно их видеть в стаях ворон. И зимой важно позаботиться о птицах. Как мы, люди, можем помочь птицам?
В) Задание Незнайки.
- Незнайка внимательно слушал вас. Вы хорошо работали. Но Незнайка приготовил задание для вас и думает, что пора выполнить и его. Приготовились. Решив правильно примеры, мы сможем прочитать слово. Ребята, решаем любой пример, не забываем правильно называть компоненты действия сложения. И, конечно, внимательно работают контролеры. А ученик, выполняющий задание, следит за сигналом светофора.
9+3 |
5+6 |
7+8 |
6+9 |
7+7 |
9+8 |
5+7 |
8+8 |
- Что же говорит нам Незнайка? Читаем хором.
О |
Т |
Д |
О |
Х |
Н |
И |
! |
Г) Выполняется физминутка.
Д) Работа с геометрическим материалом.
- Давайте вспомним, все ли птицы, перебираясь в теплые края, летят? Какая птица до места зимовки идет пешком?
- Да, это коростель.
- А сегодня мы узнаем, какие птицы большую часть пути до места зимовки плывут. Решив правильно цепочку примеров, мы сейчас это и узнаем. Прочитав названия птиц, которые записаны на доске, и числа, соответствующие названиям птиц.
На доске:
Утка - 12
Кукушка – 14
Гагара – 13
- Посмотрите на цепочку. Как называются геометрические фигуры, используемые в записи данного задания?
- Какая фигура лишняя? (Овал.)
- Почему?
- Теперь выполните вычисления. Сколько получили?
- Какая птица плывет до места зимовки? Прочитаем. Посмотрим на иллюстрацию парка.
Внешне гагары похожи на уток, но в отличие от них, гагары плохо летают. Поэтому большую часть пути плывут до зимовки, а не летят. Зимуют они в водах Балтийского моря (море согревается теплым течением и не замерзает).
Е) Решение задачи.
- С деревьев в парке облетели листья. Но что мы увидели на веточках дерева?
- Как грибы попали на ветки, как вы думаете?
- Да, белка – зверек запасливый. С утра до вечера хлопочет, еду себе запасает. Зато зимой голодать не будет. Какие еще запасы, кроме грибов, делает белка?
- Сколько грибов на первой веточке? Сколько - на второй? (6; 4)
- Составьте задачу, чтобы она решалась действием сложения.
- Рассказать задачу.
- Запишем краткое условие и решение задачи на доске и в тетрадях.
- Сколько грибов уже сушит белочка? (10)
5. Итог урока.
- На этом заканчивается наша прогулка по осеннему парку. Как много мы узнали нового! Повторили то, что знали.
- Что делали? Что узнали нового? Что вспомнили?
- Молодцы! Хорошо потрудились.