Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода мы найдем “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребенка – это основное в работе педагогов и психологов. Основной документ в котором фиксируются индивидуальные особенности детей – это психолого-педагогическая характеристика, она же является и формой изучения индивидуальных особенностей.
Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Так, муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка-Детский сад № 21” особую роль отводит индивидуальному подходу в воспитании детей.
Этапы планирования индивидуальной работы с детьми:
I этап.
Составление паспорта группы.
Цель: Провести анализ контингента родителей и детей.
В паспорте группы отражается:
- Количество детей
- Состав семьи
- Возраст родителей
- Образование родителей
- Место работы родителей
II этап.
Изучение педагогом основ личностно-ориентированного воспитания, установление контакта с детьми. Наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: игровой, трудовой, творческой.
III этап.
Составление индивидуально-образовательных маршрутов на детей.
По результатам педагогической и психологической диагностики выявляются дети с низким и высоким уровнем освоения программы. Педагог вместе со специалистами подбирают игры и задания для детей. Для детей с высоким уровнем освоения программы подбирают игры и задания повышенной сложности. Большую часть обследуемых детей составляют дети со средним уровнем освоения программы. Для них используют план психопрофилактической работы, разработанный педагогом-психологом детского сада.
Большую роль на этом этапе играет ПМПк дошкольного учреждения. Отслеживает детей с низким уровнем освоения программы, проводит с ними определенную работу, подключает к участию родителей воспитанников, дает рекомендации как педагогам так и родителям.
IV этап.
Включение специалистов в индивидуальную работу с детьми. Специалисты оказывают адресную помощь педагогам. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где специалисты дают рекомендации по каждому конкретному ребенку.
V этап.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.
Формы работы с родителями:
- Посещение семьи ребенка. С целью выявления особенностей и причин формирования индивидуальных качеств детей.
- Консультации о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Совместный анализ педагога с родителем поступков ребенка, для выявления причины поступать именно так.
- Оформление папок-передвижек “Особенности психофизического развития детей”, “Детские капризы и упрямство”, “Воспитание застенчивых детей” и т.п.
- Подбор рекомендаций статей, книг, журналов, в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений детей.
- Групповые родительские собрания “Индивидуальный подход к детям в семье”, “Нравственное воспитание в семье” и т.д.
В работе с родителями педагогу отводится роль помощника родителей в познании детей с научной позиции, а не через призму суждений.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.
Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.
Список литературы
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение, 1981.