Рабочая программа элективного курса "Русская народная песня". 8-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 8


Программа элективного курса «Русская народная песня» предназначена для учащихся  8 «А» класса и направлена на расширение знаний по базовому предмету «Музыка».

Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета. Программа курса не дублирует программу учебного материала, а восполняет знания учащихся, переводя их на более высокий уровень.

На современном этапе третьего тысячелетия главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания – изучение народной музыки, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия ребенка, формируется речь и мышление. Развиваются умения, навыки, способности.

Очень важно в настоящее время возродить преемственность поколений передать подрастающему поколению те нравственные устои и патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд патриотизма.

Основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является русская народная песня.

Именно русская народная песня может и должна стать альтернативой увлечению учащихся массовой культурой, вредному воздействию которой может противостоять только сильная личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной культуры.
Освоение песенных традиций способствует укреплению взаимоотношений  между детьми и родителями, учениками и учителями, сохраняя тем самым условия исторической преемственности.

Цель программы:

  • воспитать  учащихся в уважительном  и заинтересованном отношении к культуре своего народа,
  • приобщить учащихся к традициям исполнения народной песни,
  • помочь осознать себя наследниками народно-песенных традиций.
  • показать многообразие народных песен Урала.

Задачи программы:

  • сформировать знания о народной песне, ее истории и культуре.
  • познакомить с народными обычаями и русскими народными песнями во время обрядов и праздников;
  • привить навыки исполнения народных песен;
  • развивать творческие способности (сочинять частушки, варьировать мелодии, придумывать подголоски).

Программа «Русская народная песня» рассчитана на один год обучения.

Песенный фольклор – явление синкретическое, в нем органично соединены все стороны жизнедеятельности человека: трудовые, мировоззренческие, календарно-обрядовые, творческие и досуговые. Для полноты представлений учащихся о песенном фольклоре, в программу включены все темы, раскрывающие содержание этого понятия.

Через всю программу проходит линия музыкального фольклора – уникального достояния русской культуры, послужившего основанием  русской музыкальной классики.
Основу программы составляет русский музыкальный фольклор, изучение которого дает возможность обращаться к народной культуре разных национальностей нашей страны.

Очень важно привить детям с раннего возраста интерес к культурному наследию каждого народа.

Музыкальное воспитание учащихся ориентируется на  песенный фольклор родного края, материал которого очень близок детям, так как связан с диалектной речевой интонацией, особенностями жизненного уклада и отношений между людьми, выражением чувств и переживаний.

Данная программа дает естественную возможность воспитывать интерес и уважение к культуре и традициям различных народов и положительно влияет на формирование межэтнических отношений на Урале.

Занятия с детьми младшего возраста проводятся 1 раз в неделю, что составляет 34 часа в год.

Основополагающий принцип методики работы над освоением курса – понимание ребенком смысла и значения выполняемого им дела.

Задачей этой программы – является поиск убедительных для современных детей арок от прошлого к настоящему.

Программа  признает самодостаточность каждого ребенка и помогает ему воспитать активную жизненную позицию и реализовать себя.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемее результаты

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

учащиеся должны знать:

  • особенности строения голосового аппарата,
  • упражнения на тренировку певческого дыхания,
  • несколько приемов скороговорок,
  • упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,
  • музыкальную терминологию,
  • понятие слова фольклор, его отличие от профессиональной культуры,
  • функции и значение родного языка,
  • устные формы народного словесного творчества,
  • о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников,
  • о видах и жанрах русской народной песни,
  • о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.

учащиеся должны уметь:

  • применять полученные знания на практике,
  • петь открытым звуком, правильно брать дыхание,
  • произносить гласные и согласные в естественно-речевой манере,
  • уметь петь без сопровождения,
  • петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,
  • овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,
  • пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,
  • выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,
  • играть на простейших шумовых инструментах,
  • заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,
  • осознавать себя частицей своего народа и своей страны,
  • быть трудолюбивым и общительным,
  • мирно сосуществовать в коллективе.

Основное содержание курса:

Название темы

Содержание

Кол-во часов

Фольклор –традиционное народное творчество

Фольклор – словесное, музыкальное, песенно-танцевальное творчество народа. Его прямая связь с природой, жизнью  и бытом народа, представления о мире. Устные формы фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора.

4

Времена года и народный календарь

Круговорот явлений природы. Четыре времени года – круг. Их особые приметы в календарно-обрядовых песнях, в творчестве писателей, художников и композиторов. Воспроизведение календарного круга русских песен через народные праздники: Осенины, Покров, Рождество, Масленица, Сорок сороков, Вербное Воскресение, Пасха, Семик, Троица, Ивана Купала. Круговорот явлений природы.

3

Песни и народные сказания

Песня есть достояние народа, кладовая его сознания, памяти: средство общения, взаимопонимания, передача информации от поколения к поколению. Язык песни и  его взаимосвязь с музыкой, танцами и жестами. Былины и сказания– основной вид устного народного  песенного творчества. Народные песни из детских сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка».

4

Детский песенный фольклор

Детский песенный фольклор – особая самостоятельная часть народного музыкального творчества.
Традиционный  песенный фольклор взрослых для детей: колыбельные, пестушки, потешки и т.д.
Традиционный детский  песенный фольклор: считалки, дразнилки, заклички, игровые припевки. Их функциональные, стилевые и интонационные различия.
Русские народные инструменты: ложки, трещотки,  бубенцы, свистульки, жалейка, рожок, волынка, балалайка, гусли, домра, гармошка и их использование при исполнении народных песен

4

Народное музыкальное творчество (песни и танцы)

Песни – основной жанр русской народной музыки. Её многообразные связи с жизнью  русского народа, трудом и праздниками. Песни хороводные и плясовые, их календарно-обрядовое происхождение.
Связь русской песни и народной хореографии.

5

Русская народная песня и народная игра

Игра – как вид деятельности. Соединение в игре действия, слова, напева.
Сочетание противоположностей – традиционной сюжетной основы и индивидуально-эмоционального « сиюминутного» поведения, жесткого выполнения правил и творческой импровизации.
Использование игровой методики в освоении других жанров фольклора и видов

4

Игровой и потешный фольклор

Игровой фольклор-область детского поэтического творчества, необходимый элемент игры в лапту, городки, прятки, жмурки и др. Виды игрового фольклора – считалки, игровые песни, приговорки. Их характеристика.
Потешный фольклор – творчество взрослых и детей, не связанное рамками места и времени действия. Виды потешного фольклора: скороговорки, молчанки, голосянки, прибаутки, небылицы-перевертыши.
Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.

5

Народная песня – неотъемлемая часть обрядов и праздников

Праздник – проявление всех форм и видов культурной традиции народа: от принятых форм общения и поведения до манеры исполнения песен, танцев, игр и ношения костюмов. Возрождение народных обрядов и праздников в современных условиях. Содержательная и технологическая подготовка к ним. Праздники: урожая, Колядки, Святки, Новый год, Масленица, праздник жаворонка,  встреча весны, Зеленая неделя и т.д..

3

Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков

Неразрывная связь композиторов-классиков с народной песней. Внимательное изучение народной музыки, песенного и инструментального творчества народа. Запись, обработка и изучение лучших образцов народных песен

2

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Концертный баян.
  • Ученический баян.
  • Гармошки.
  • Ложки.
  • Бубны.
  • Трещётки лепестковые.
  • Трещётки флюгерные.
  • Ксилофон.
  • Металлофоны.
  • Треугольник малый.
  • Треугольник средний.
  • Кастаньеты.
  • Фортепиано.
  • Рубель.
  • Сборники русских народных песен, сказки, прибаутки, игры, скороговорки.
  • Сценические костюмы.
  • Концертная сцена.
  • Магнитофон, кассеты.
  • Проигрыватель DVD, диски.
  • Компьютер.

Тематическое планирование приведено в Приложении 1. Список литературы приведен в Приложении 2.