Программа элективного курса «Русская народная песня» предназначена для учащихся 8 «А» класса и направлена на расширение знаний по базовому предмету «Музыка».
Особенностью содержания данного элективного курса является расширение границ базового предмета. Программа курса не дублирует программу учебного материала, а восполняет знания учащихся, переводя их на более высокий уровень.
На современном этапе третьего тысячелетия главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания – изучение народной музыки, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия ребенка, формируется речь и мышление. Развиваются умения, навыки, способности.
Очень важно в настоящее время возродить преемственность поколений передать подрастающему поколению те нравственные устои и патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд патриотизма.
Основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является русская народная песня.
Именно русская народная песня может и
должна стать альтернативой увлечению учащихся
массовой культурой, вредному воздействию
которой может противостоять только сильная
личность, обладающая устойчивыми
художественно-нравственными образами и
эстетическими представлениями, умеющая понимать
и оценивать подлинную художественную ценность
предметов и явлений, воспитанная на лучших
образцах национальной культуры.
Освоение песенных традиций способствует
укреплению взаимоотношений между детьми и
родителями, учениками и учителями, сохраняя тем
самым условия исторической преемственности.
Цель программы:
- воспитать учащихся в уважительном и заинтересованном отношении к культуре своего народа,
- приобщить учащихся к традициям исполнения народной песни,
- помочь осознать себя наследниками народно-песенных традиций.
- показать многообразие народных песен Урала.
Задачи программы:
- сформировать знания о народной песне, ее истории и культуре.
- познакомить с народными обычаями и русскими народными песнями во время обрядов и праздников;
- привить навыки исполнения народных песен;
- развивать творческие способности (сочинять частушки, варьировать мелодии, придумывать подголоски).
Программа «Русская народная песня» рассчитана на один год обучения.
Песенный фольклор – явление синкретическое, в нем органично соединены все стороны жизнедеятельности человека: трудовые, мировоззренческие, календарно-обрядовые, творческие и досуговые. Для полноты представлений учащихся о песенном фольклоре, в программу включены все темы, раскрывающие содержание этого понятия.
Через всю программу проходит линия
музыкального фольклора – уникального достояния
русской культуры, послужившего основанием
русской музыкальной классики.
Основу программы составляет русский музыкальный
фольклор, изучение которого дает возможность
обращаться к народной культуре разных
национальностей нашей страны.
Очень важно привить детям с раннего возраста интерес к культурному наследию каждого народа.
Музыкальное воспитание учащихся ориентируется на песенный фольклор родного края, материал которого очень близок детям, так как связан с диалектной речевой интонацией, особенностями жизненного уклада и отношений между людьми, выражением чувств и переживаний.
Данная программа дает естественную возможность воспитывать интерес и уважение к культуре и традициям различных народов и положительно влияет на формирование межэтнических отношений на Урале.
Занятия с детьми младшего возраста проводятся 1 раз в неделю, что составляет 34 часа в год.
Основополагающий принцип методики работы над освоением курса – понимание ребенком смысла и значения выполняемого им дела.
Задачей этой программы – является поиск убедительных для современных детей арок от прошлого к настоящему.
Программа признает самодостаточность каждого ребенка и помогает ему воспитать активную жизненную позицию и реализовать себя.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемее результаты
В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
учащиеся должны знать:
- особенности строения голосового аппарата,
- упражнения на тренировку певческого дыхания,
- несколько приемов скороговорок,
- упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,
- музыкальную терминологию,
- понятие слова фольклор, его отличие от профессиональной культуры,
- функции и значение родного языка,
- устные формы народного словесного творчества,
- о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников,
- о видах и жанрах русской народной песни,
- о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.
учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике,
- петь открытым звуком, правильно брать дыхание,
- произносить гласные и согласные в естественно-речевой манере,
- уметь петь без сопровождения,
- петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,
- овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,
- пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,
- выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,
- играть на простейших шумовых инструментах,
- заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,
- осознавать себя частицей своего народа и своей страны,
- быть трудолюбивым и общительным,
- мирно сосуществовать в коллективе.
Основное содержание курса:
Название темы |
Содержание |
Кол-во часов |
Фольклор –традиционное народное творчество |
Фольклор – словесное, музыкальное, песенно-танцевальное творчество народа. Его прямая связь с природой, жизнью и бытом народа, представления о мире. Устные формы фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора. |
4 |
Времена года и народный календарь |
Круговорот явлений природы. Четыре времени года – круг. Их особые приметы в календарно-обрядовых песнях, в творчестве писателей, художников и композиторов. Воспроизведение календарного круга русских песен через народные праздники: Осенины, Покров, Рождество, Масленица, Сорок сороков, Вербное Воскресение, Пасха, Семик, Троица, Ивана Купала. Круговорот явлений природы. |
3 |
Песни и народные сказания |
Песня есть достояние народа, кладовая его сознания, памяти: средство общения, взаимопонимания, передача информации от поколения к поколению. Язык песни и его взаимосвязь с музыкой, танцами и жестами. Былины и сказания– основной вид устного народного песенного творчества. Народные песни из детских сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка». |
4 |
Детский песенный фольклор |
Детский песенный фольклор –
особая самостоятельная часть народного
музыкального творчества. |
4 |
Народное музыкальное творчество (песни и танцы) |
Песни – основной жанр русской
народной музыки. Её многообразные связи с
жизнью русского народа, трудом и праздниками.
Песни хороводные и плясовые, их
календарно-обрядовое происхождение. |
5 |
Русская народная песня и народная игра |
Игра – как вид деятельности.
Соединение в игре действия, слова, напева. |
4 |
Игровой и потешный фольклор |
Игровой фольклор-область
детского поэтического творчества, необходимый
элемент игры в лапту, городки, прятки, жмурки и др.
Виды игрового фольклора – считалки, игровые
песни, приговорки. Их характеристика. |
5 |
Народная песня – неотъемлемая часть обрядов и праздников |
Праздник – проявление всех форм и видов культурной традиции народа: от принятых форм общения и поведения до манеры исполнения песен, танцев, игр и ношения костюмов. Возрождение народных обрядов и праздников в современных условиях. Содержательная и технологическая подготовка к ним. Праздники: урожая, Колядки, Святки, Новый год, Масленица, праздник жаворонка, встреча весны, Зеленая неделя и т.д.. |
3 |
Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков |
Неразрывная связь композиторов-классиков с народной песней. Внимательное изучение народной музыки, песенного и инструментального творчества народа. Запись, обработка и изучение лучших образцов народных песен |
2 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Концертный баян.
- Ученический баян.
- Гармошки.
- Ложки.
- Бубны.
- Трещётки лепестковые.
- Трещётки флюгерные.
- Ксилофон.
- Металлофоны.
- Треугольник малый.
- Треугольник средний.
- Кастаньеты.
- Фортепиано.
- Рубель.
- Сборники русских народных песен, сказки, прибаутки, игры, скороговорки.
- Сценические костюмы.
- Концертная сцена.
- Магнитофон, кассеты.
- Проигрыватель DVD, диски.
- Компьютер.
Тематическое планирование приведено в Приложении 1. Список литературы приведен в Приложении 2.