Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Межпредметные связи: 

  • литература;
  • изобразительное  искусство;
  • МХК.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы урока:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • метод эмоциональной драматургии.

Средства обучения на уроке:

  • Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)
  • Художественно-словесные (использование произведений поэтов)
  • Наглядные (репродукции, презентации, таблица, историческая карта)

Время проведения:  1 академический час (40 минут)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • обеспечить в ходе урока усвоение основного материала по изучаемой теме;
  • Развивающие:
  • развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать творческие способности учащихся в ходе подготовки к уроку и выполнения самостоятельных заданий;
  • развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Смысловые:
  • создание для учащихся ситуации эмоциональной сопричастности изучаемому периоду;
  • Предметно-практические:
  • совершенствование умения работать с историческими источниками;
  • Воспитывающие:
  • на материале урока воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре родного края.

Материалы и оборудование:

  • персональный компьютер;
  • сканер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • карта России;
  • флажки с названиями городов (на булавке)
  • сообщения учащихся;
  • выставка книг;
  • рабочая тетрадь для учащихся (Приложение 1);
  • презентации (Презентация 1, Презентация 2, Презентация 3);
  • макет церкви;
  • маркеры или цветные ручки у учащихся (для работы с картой)

ХОД  УРОКА

I этап. Подготовка к уроку

Учащиеся получают задание подобрать дополнительный материал по теме урока;
Отдельные учащиеся совместно с учителем занимаются созданием творческого проекта (презентации);
Группа «оформители» занимаются подготовкой  кабинета к уроку;
Учителем разрабатывается макет рабочей тетради для учащегося.

Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее.

II этап. Проведение урока

1. Организационный момент

Учитель ставит перед учащимися цели работы на уроке, создает эмоциональную обстановку.

Душный день догорал,
Дальний звон меня звал,
И, как в рай, в Божий храм
Запросилась душа...

Крест на храме сиял,
Он один затмевал
Сотни наших свечей,
Весь в багрянце лучей.

2. Изучение нового материала

Слово учителя

– Актуальность изучаемой темы в наши дни велика: нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». В современном, очень сложном и противоречивом мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности, своего исторического лица, чтобы быть по-настоящему образованным человеком, чтобы воспринять самим и передать своим детям  моральные и нравственные основы, которыми всегда была богата русская земля.
«Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее»

Историческая справка

– Русская церковь в XIX веке (с.136-137 учебник  П.Н.Зырянов «История России» М. «Дрофа» 2005г)

На протяжении XIX века положение русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре великом, в которых православие объявлялось «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем православия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие. Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавие и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 000 человек.  Оно делилось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое – приходские священники.
Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Значительно возросло в XIX веке количество соборных и приходских церквей: к 1860г в России было около 38 000 церквей. Росло и количество монастырей. Одними из крупнейших были Троице – Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, Соловецкий монастырь.

Слово учителя

Явление старчества на Руси:

Еще в конце  XVIII  века русская церковь переживает период возрождения. Символом этого становится появление особенно важного явления – старчества, которое затем необыкновенно распространяется, и увеличение количества русских православных святых, которое также приходится на XIX век.

Историческая справка

– Одним из великих старцев Русской Земли становится преподобный Серафим Саровский, которому, как и Сергию Радонежскому, было явление Матери Божьей. За духовной помощью, советом, утешением к преподобному Серафиму стекались сотни людей со всех концов России. Для всех он находил доброе слово, всем оказывал помощь и утешение. Преподобный Серафим, как известно, много пророчествовал о будущем России, предупреждал о полосе бедствий. Но пророчества его не были вовремя поняты.
После его смерти Саровская пустынь продолжала привлекать богомольцев. А через 70 лет после своей смерти Серафим Саровский был причислен к лику святых.
= в XIX веке также прославился своими трудами митрополит Московский Филарет. При нем в России было основано Библейское общество, занимавшееся исследованием текстов Священного Писания и заложившего основу для первого в России издания Библии на русском языке. При нем также была основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

– Во второй половине XIX века в Петербурге становится широко известна в народе блаженная Ксения Петербургская. В течение многих лет ходила она по улицам Петербурга, нередко снося насмешки, принося духовную радость и утешение верующим. После ее смерти и погребения над могилой Ксении стали, по словам очевидцев, происходить чудеса и исцеления. Позднее блаженную Ксению причислили к лику святых и стали считать покровительницей Петербурга.

– Всеобщим почитанием пользовался старец Амвросий из Оптиной пустыни . В монастырь он ушел совсем молодым, к 4о годам еле ходил и был слаб здоровьем, и тем не менее ежедневно принимал толпы людей, которые приходили к нему за советом и утешением. Встречался с ним Лев Толстой. Довелось встретиться со старцем и Федору Достоевскому, который черты Амвросия запечатлел в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».
Огромный вклад внес старец Амвросий в идею открытия при монастырях хорошо оборудованных больниц, детских приютов, школ и училищ.

Микроитог

– Какова была роль русской православной церкви?

Слово учителя

Православная архитектура

Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный.

– Посмотрите на макет храма. На Руси  все они строились по образу и подобию человека: у храма была глава, барабан – шея, тулово и подошва.

(Одновременно с показом на макете, дети отмечают эти части храма на рисунке в рабочей тетради)

– Сегодня мы с вами можем совершить заочное путешествие по основным центрам архитектуры России. Я покажу вам одни из лучших памятников, расскажу необычные истории, связанные с ними, а в конце моего рассказа мы попробуем сделать вывод об особенностях стилей зодчества.
Не забывайте, что необходимо заполнять страницы рабочей тетради: отмечайте на карте те города, о которых пойдет речь.

Презентация 1 и работа с картой

Кратко комментируются слайды презентации, на карте у доски флажками отмечаются города, о которых рассказывает учитель. Дети на контурной карте также отмечают эти города.

Презентация 2

– Нельзя говорить о культурных духовных традициях России, не сказав хотя бы несколько слов о наследии Донского края.

(Просмотр презентации с кратким комментарием)

Презентация 3

– И, конечно, наиболее близко и важно знать о духовном наследии нашего города.
Некоторые из вас, объединившись в творческую группу, выполнили проект «Храмы моего города». Представьте свою работу.

(Просмотр презентации с кратким комментарием)

3. Подведение итогов урока

Вывод о значении духовного православного наследия для современности.

Выставление оценок за устные ответы, работу на уроке и творческий проект.

4. Домашнее задание

  1. § 14, 35 (уч «История России» П.Н.Зырянов)
  2. Выполнить задания №5, №6 и №7 в рабочей тетради
  3. Написать мини-сочинение (в рабочей тетради)
  4. Задание творческого характера:
    • составить путеводитель по местам России, имеющим духовное значение (например «Монастыри России», «Центры православного зодчества» и.т.д.)
    • составить биографический справочник или презентацию (например «Великие зодчие России», «Знаменитые иконописцы», «Святые Земли Русской» и.т.д.)

Приложение 1