Межпредметные связи:
- литература;
- изобразительное искусство;
- МХК.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- метод эмоциональной драматургии.
Средства обучения на уроке:
- Словесные (характеристика периода, описание памятников архитектуры, рассказ учителя и учащихся)
- Художественно-словесные (использование произведений поэтов)
- Наглядные (репродукции, презентации, таблица, историческая карта)
Время проведения: 1 академический час (40 минут)
Цели урока:
- Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение основного материала по изучаемой теме;
- Развивающие:
- развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать творческие способности учащихся в ходе подготовки к уроку и выполнения самостоятельных заданий;
- развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач;
- Смысловые:
- создание для учащихся ситуации эмоциональной сопричастности изучаемому периоду;
- Предметно-практические:
- совершенствование умения работать с историческими источниками;
- Воспитывающие:
- на материале урока воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре родного края.
Материалы и оборудование:
- персональный компьютер;
- сканер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- карта России;
- флажки с названиями городов (на булавке)
- сообщения учащихся;
- выставка книг;
- рабочая тетрадь для учащихся (Приложение 1);
- презентации (Презентация 1, Презентация 2, Презентация 3);
- макет церкви;
- маркеры или цветные ручки у учащихся (для работы с картой)
ХОД УРОКА
I этап. Подготовка к уроку
Учащиеся получают задание подобрать
дополнительный материал по теме урока;
Отдельные учащиеся совместно с учителем
занимаются созданием творческого проекта
(презентации);
Группа «оформители» занимаются подготовкой
кабинета к уроку;
Учителем разрабатывается макет рабочей тетради
для учащегося.
Знать и уважать свою историю, свое прошлое – значит смело и уверенно шагать в будущее.
II этап. Проведение урока
1. Организационный момент
Учитель ставит перед учащимися цели работы на уроке, создает эмоциональную обстановку.
Душный день догорал,
Дальний звон меня звал,
И, как в рай, в Божий храм
Запросилась душа...Крест на храме сиял,
Он один затмевал
Сотни наших свечей,
Весь в багрянце лучей.
2. Изучение нового материала
Слово учителя
– Актуальность изучаемой темы в наши дни
велика: нельзя быть «Иванами, не помнящими
родства». В современном, очень сложном и
противоречивом мире особенно важно вернуться к
духовным истокам своей культуры, чтобы не
потерять своей индивидуальности, своего
исторического лица, чтобы быть по-настоящему
образованным человеком, чтобы воспринять самим и
передать своим детям моральные и
нравственные основы, которыми всегда была богата
русская земля.
«Знать и уважать свою историю, свое прошлое –
значит смело и уверенно шагать в будущее»
Историческая справка
– Русская церковь в XIX веке (с.136-137 учебник П.Н.Зырянов «История России» М. «Дрофа» 2005г)
На протяжении XIX века положение русской
православной церкви определялось законами,
принятыми еще при Петре великом, в которых
православие объявлялось «первенствующей
и господствующей» в России верой.
Император провозглашался «верховным
защитником и хранителем догматов господствующей
церкви и блюстителем православия и всякого в
церкви благочиния». Это давало
самодержавию право распоряжаться церковными
делами и преследовать религиозное инакомыслие.
Закон разрешал исповедовать в России все
религии, если их вероучение признает
самодержавие и не вступает в противоречие с
законами. Но православие имело ряд важных
привилегий.
В середине XIX века численность православного
духовенства доходила до 60 000 человек. Оно
делилось на черное и белое. Черное духовенство
составляли монахи и монахини. Белое – приходские
священники.
Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Значительно возросло в XIX веке количество
соборных и приходских церквей: к 1860г в России
было около 38 000 церквей. Росло и количество
монастырей. Одними из крупнейших были Троице –
Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра,
Соловецкий монастырь.
Слово учителя
Явление старчества на Руси:
Еще в конце XVIII века русская церковь переживает период возрождения. Символом этого становится появление особенно важного явления – старчества, которое затем необыкновенно распространяется, и увеличение количества русских православных святых, которое также приходится на XIX век.
Историческая справка
– Одним из великих старцев Русской Земли
становится преподобный Серафим
Саровский, которому, как и Сергию
Радонежскому, было явление Матери Божьей. За
духовной помощью, советом, утешением к
преподобному Серафиму стекались сотни людей со
всех концов России. Для всех он находил доброе
слово, всем оказывал помощь и утешение.
Преподобный Серафим, как известно, много
пророчествовал о будущем России, предупреждал о
полосе бедствий. Но пророчества его не были
вовремя поняты.
После его смерти Саровская пустынь продолжала
привлекать богомольцев. А через 70 лет после своей
смерти Серафим Саровский был причислен к лику
святых.
= в XIX веке также прославился своими трудами митрополит
Московский Филарет. При нем в России было
основано Библейское общество, занимавшееся
исследованием текстов Священного Писания и
заложившего основу для первого в России издания
Библии на русском языке. При нем также была
основана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.
– Во второй половине XIX века в Петербурге становится широко известна в народе блаженная Ксения Петербургская. В течение многих лет ходила она по улицам Петербурга, нередко снося насмешки, принося духовную радость и утешение верующим. После ее смерти и погребения над могилой Ксении стали, по словам очевидцев, происходить чудеса и исцеления. Позднее блаженную Ксению причислили к лику святых и стали считать покровительницей Петербурга.
– Всеобщим почитанием пользовался старец
Амвросий из Оптиной пустыни . В монастырь он
ушел совсем молодым, к 4о годам еле ходил и был
слаб здоровьем, и тем не менее ежедневно принимал
толпы людей, которые приходили к нему за советом
и утешением. Встречался с ним Лев Толстой.
Довелось встретиться со старцем и Федору
Достоевскому, который черты Амвросия запечатлел
в образе старца Зосимы в романе «Братья
Карамазовы».
Огромный вклад внес старец Амвросий в идею
открытия при монастырях хорошо оборудованных
больниц, детских приютов, школ и училищ.
Микроитог
– Какова была роль русской православной церкви?
Слово учителя
Православная архитектура
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный.
– Посмотрите на макет храма. На Руси все они строились по образу и подобию человека: у храма была глава, барабан – шея, тулово и подошва.
(Одновременно с показом на макете, дети отмечают эти части храма на рисунке в рабочей тетради)
– Сегодня мы с вами можем совершить заочное
путешествие по основным центрам архитектуры
России. Я покажу вам одни из лучших памятников,
расскажу необычные истории, связанные с ними, а в
конце моего рассказа мы попробуем сделать вывод
об особенностях стилей зодчества.
Не забывайте, что необходимо заполнять страницы
рабочей тетради: отмечайте на карте те города, о
которых пойдет речь.
Презентация 1 и работа с картой
Кратко комментируются слайды презентации, на карте у доски флажками отмечаются города, о которых рассказывает учитель. Дети на контурной карте также отмечают эти города.
– Нельзя говорить о культурных духовных традициях России, не сказав хотя бы несколько слов о наследии Донского края.
(Просмотр презентации с кратким комментарием)
– И, конечно, наиболее близко и важно знать о
духовном наследии нашего города.
Некоторые из вас, объединившись в творческую
группу, выполнили проект «Храмы моего города».
Представьте свою работу.
(Просмотр презентации с кратким комментарием)
3. Подведение итогов урока
Вывод о значении духовного православного наследия для современности.
Выставление оценок за устные ответы, работу на уроке и творческий проект.
4. Домашнее задание
- § 14, 35 (уч «История России» П.Н.Зырянов)
- Выполнить задания №5, №6 и №7 в рабочей тетради
- Написать мини-сочинение (в рабочей тетради)
- Задание творческого характера:
- составить путеводитель по местам России, имеющим духовное значение (например «Монастыри России», «Центры православного зодчества» и.т.д.)
- составить биографический справочник или презентацию (например «Великие зодчие России», «Знаменитые иконописцы», «Святые Земли Русской» и.т.д.)
Приложение 1