Урок окружающего мира по теме "Орудия труда". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (338 кБ)


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с орудиями труда древнего чело­века, сравнить их с современными;
  • продолжить формировать умения сравнивать и описывать орудия труда;
  • уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

Оборудование:

  • учебник;
  • презентация;
  • рисунки с изображениями орудия труда, солнышко, солнышко с тучкой, тучка (Приложение).

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работать
с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Да

Тогда вперед!

II. Актуализация знаний.

Начнем урок с загадок. Будьте внимательны.

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!»
(Молоток)

Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете –
Каждый день с ним на работе.
(Топор)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик…
(Иголка)

Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)

– Как эти предметы можно назвать? (Орудия труда.)

III. Работа над новым.

1. Постановка проблемы

А как вы думаете, были ли у древних людей орудия труда?

– С помощью чего охотились древние люди?

Наконечниками, камнями, ножами.

Как вы о чем мы будем говорить на уроке?

– Об орудиях труда древнего человека.

Мы сегодня рассмотрим орудия труда древних людей, сравним с современными.

2. Работа по учебнику, с. 17.

Чтение текста. Работа по осмыслению текста

– Люди менялись внешне, а что внутри их развивалось?

Мозг.

Чтобы люди могли общаться, чем они овладели?

Речью.

Что они делали для того, чтобы выжить?

Познавали окру­жающий мир.

Что создали древние люди, когда стали мыслить?

Орудия труда.

Что позволили людям делать орудия труда?

Обрабатывать землю, собирать урожай, готовить пищу.

3. Работа по рисунку «Орудия труда», сопоставление их с современными.

Посмотрите, какими были орудия труда у древних людей.

– Из каких природных материалов они их изготавливали?

4.Физминутка: игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».

«Охота»
Приготовились к охоте.
Притаился зверь в лесу
Я сейчас копье метну.

«Рыбная ловля»
А сейчас мы рыбу ловим.
Вдох, дыханье затаи…
Приготовили гарпун.
Прямо в рыбу угоди.

«В пещере»
Сели. Мы сейчас в пещере.
Взяли шкуры в руки мы.
И иглою три, четыре,
Шире руки развели!

5. Рассказ учителя.

Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то возможно, увидели бы такую картину. Человек подошел к речушке, он разыскивает на мелководье камни. Берет не каждый. Один отбросит – не годится. Другой поднимет – этот подходящий! Он уже знал, из каких камней получаются самые лучшие орудия, и иногда уходил далеко от стоянки в поисках нужного материала.

Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Итак, древний мастер отбил от камня несколько крупных ос­колков, дабы придать своему изделию весьма приблизительную форму. Если камень раскалывался не в том месте, где нужно, ему приходилось начинать сначала. Затем он использовал кость животного в качестве молотка, от­колов ею маленькие пластинки от края камня. Теперь орудие при­обрело очень тонкую и острую режущую кромку. Осколки камня использовались для разрезания мяса. Мастер сделал рубило. У него имеется заостренный конец, острая режущая кромка и округлое основание, умещающееся в ладони охотника.

Получалось грубое орудие труда.

Еще из камня делали скребок, он использовался для обструги­вания палок, из которых делали деревянные копья.

Иглы делали из костей или рогов животных. Научились ими сшивать шкуры животных, вместо ниток использовались тонкие полоски кожи или кишки животных.

Даже самые умные животные не способны были придумать такое орудие. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

– Из чего сделаны древние инструменты?

– Нож, молоток, копье, топор, игла. Как человек использует эти инструменты?

6. Работа в группах.

А сейчас вы будете работать группами. Незнайка нес вам картинки с изображениями современного орудия труда, но нечаянно разрезал и их перепутал. Помогите ему собрать и соотнести с орудиями труда древнего человека.

7. Первичное закрепление изученного

Из чего делают современные орудия труда?

– Какими инструментами пользуетесь вы?

– Что вы умеете делать своими руками?

– Какими приборами пользуется дома мама?

– Что облегчает ее домашний труд?

– Как вы помогаете родителям?

– Отгадайте загадки. Назовите их одним словом.

  1. Полюбуйся, посмотри –
    Полюс северный внутри.
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
    Навсегда нам эту зиму
    Привезли из магазина.
    (Холодильник.)

  2. Хлопнул Егорка,
    Взялся за уборку.
    В пляс по комнате пошел,
    Оглянулся – чистый пол.
    (Пылесос.)

  3. Стучат, стучат,
    Не велят скучать.
    Идут, идут,
    А все тут да тут.
    (Часы.)

  4. Через поле и лесок
    Подается голосок.
    Он бежит по проводам,
    Скажешь здесь, а слышно там.
    (Телефон.)

  5. Живет в нем Вселенная,
    А вещь обыкновенная.
    (Телевизор.)

  6. Я под мышкой посижу
    И что делать укажу.
    Или разрешу гулять,
    Или уложу в кровать.
    (Термометр.)

IV. Итог.

Что помогает человеку улучшить жизнь?

Орудия труда, при­боры, инструменты, механизмы.

А кто их делает?

– Вот и закончился урок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А какое настроение у вас?

Рефлексия.

Если у вас осталось солнечное настроение, то прикрепите на доску свое солнышко. Если что-то не получалось, но настроение от этого не ухудшилось,- тучку с солнышком.
А если всё было плохо и настроение плохое, то – тучку.