Тема: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок). Учебник чтения «Капельки солнца» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой
Цели:
- Развивать речь детей, расширять словарный запас.
- Обучать детей чтению в режиме «диалог с автором», т. е., воспитывать внимательного слушателя и вдумчивого читателя.
- Воспитывать любовь к книге, прививать желание читать.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
- Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
- Компьютерные презентации Microsoft PowerPoint «Награды на уроке», «Необычная Красная Шапочка» (по диафильму «Крокодил Гена и его друзья» по мотивам одноимённого произведения Э. Успенского, художник Б. Степанцев), «Кроссворд «Узнай писателя»».
- Портреты писателей Шарля Перро, Эдуарда Успенского; иллюстрация к сказке «Красная Шапочка».
- Мультфильм «Красная Шапочка» на кассете (вырезаны нужные отрывки).
- Книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
- Поговорки о чтении и книгах: «Чтение – лучшее умение», «Кто много читает, тот много и знает», «Учёный идёт, а неучёный спотыкается», «Хорошая книга – лучший друг».
- Учебники, рабочие тетради и простые карандаши у каждого ребёнка.
- Значки «Хор», «Рука» (по Цукерман Г.А.)
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа о пользе чтения. Объявление темы урока.
– Сейчас у нас урок чтения.
– Чему мы учимся на уроках чтения? (Читать, пересказывать, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них.)
– Умение читать – важное качество. Почему?
– Поэтому люди придумали много пословиц и поговорок о чтении, о книгах. Какие знаете вы?
– Посмотрите внимательно по классу, и вы найдёте некоторые из них. Читаем хором:
– Чтение – лучшее умение.
– Кто много читает, тот много и знает.
– Учёный идёт, а неучёный спотыкается.
– Хорошая книга – лучший друг.
– А тему нашего урока чтения узнаете, когда отгадаете загадку:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
– Правильно, мы говорим сегодня о Красной Шапочке. (Вывешивается иллюстрация)
III. Проверка домашнего задания.
– И сейчас послушаем ваше домашнее задание «Озвучь сказку». (Пересказ сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» под видеозапись без звука)
– Кто же написал эту чудесную сказку? (Французский писатель Шарль Перро) (Портрет Ш. Перро)
IV. Беседа о книгах и писателях.
– А как вы думаете, много ли ещё есть интересных сказок и историй? (Да)
– А откуда они появляются? (Писатели придумывают и записывают)
– А вот как вы знаете писателей, чьи произведения мы с вами читали, сейчас проверим.
– Во-первых, всегда надо бы знать, кто придумал ту или иную интересную историю, а во-вторых, традиционно весенние каникулы посвящены книгам. Эта неделя так и называется «Неделя детской книги» или «Книжкина неделя». Для вас будут проводиться конкурсы на знание книг и их авторов. Хочется, чтобы вы не ударили в грязь лицом, т.е., не опозорились.
– Сейчас проверим ваше знание авторов и их произведений, но сначала немножко разомнёмся.
V. Физкультминутка.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны,
(на выдохе)
Кар-кар-кар!
Целый день они летали,
Спать ребятам не давали,
(на выдохе)
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
(на выдохе)
Ш-ш-ш-ш.
VI. Разгадывание кроссворда.
– Итак, разгадываем кроссворд «Узнай писателя» (Презентация)
– Этот писатель сочинил много рассказов о мальчишках. Он придумал необычных коротышек из Цветочного города. А самый знаменитый – Незнайка. (Николай Носов)
– Чтобы узнать, кто следующий, послушайте его советы.
(Читает наизусть ученица)
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
– Кто сочинил такие вредные советы, а также написал книгу «Зарядка для хвоста»? (Григорий Остер)
– Этот писатель рассказал о необыкновенных приключениях доктора Айболита, понимающего язык зверей. (Корней Чуковский)
– Этот великий русский писатель рассказал нам и про царевну-лебедь, и про необыкновенную белку, и про золотую рыбку. (Александр Сергеевич Пушкин)
– А теперь – главный писатель нашего урока, автор простоквашинских историй и неизвестного науке зверя Чебурашки. (Эдуард Успенский) (Портрет Э. Успенского)
VII. Беседа перед чтением, работа в тетради.
– А как называется книга о Чебурашке? (Показ книги «Крокодил Гена и его друзья»)
– Эту историю мы будем сегодня читать. Как вы думаете, всю ли книгу мы сегодня прочтём? (Нет)
– А вот сколько, – посмотрим в учебнике на с.30.
– Читаем вместе: «Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отрывок».
– Так какую часть повести будем читать? (Отрывок.)
– Что значит отрывок? (Ответы детей.)
– Проверим, правы ли вы. Открываем рабочую тетрадь на с. 9. Читаем в первом задании столбик слов: часть, кусок, отрывок, фрагмент.
– Правы ли вы были? (Да)
– Правильно, значит, читать мы будем часть сказочной повести.
– Кого видите на картинке? (Ответы детей.)
– Сделайте предположение, о чём будет этот отрывок. (Предположения детей)
– Нам в этом отрывке встретятся сложные слова. Чтобы поупражняться, прочитаем их на с. 9 в рабочей тетради. Найдите второе задание. (Чтение хором)
– Словосочетания здесь собраны по одной теме, но что-то есть лишнее. Кто что лишнее увидел? (Плавательный бассейн, спортивный зал.) Вычеркните их.
– С чем связаны оставшиеся словосочетания? (С театром.)
– Здесь много персонажей, кто же будет главным героем сегодняшней истории – отгадайте:
Всех любил он неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (крокодил.)
VIII. Первичное чтение с комментариями.
– Сейчас мы прочитаем этот отрывок с комментариями для лучшего понимания текста. (Учитель читает («Методичка к учебнику «Капельки солнца»), дети следят, отвечают на вопросы, делают предположения)
1) Галю Чебурашка и Гена застали дома. (Кто такая Галя?). Она лежала в кровати и плакала. (Почему плакала Галя?)
– Я заболела, – сообщила она друзьям. – У меня температура. Поэтому сегодня в детском театре сорвётся спектакль. Ребята придут, а спектакля не будет. (Что же её расстроило?)
– Спектакль будет! – гордо произнёс крокодил. – Я заменю тебя. (Когда-то в юности он занимался в театральном кружке.) (Что значит когда-то? Это было давно или недавно? А чем занимаются в театральном кружке?)
– Правда? Это было бы здорово! Сегодня идёт «Красная Шапочка» (Что значит идёт «Красная Шапочка»?), и я играю внучку. Ты помнишь эту сказку?
– Конечно, помню!
– Ну вот и прекрасно! Если ты хорошо сыграешь, никто не заметит подмены. (Что значит, никто не заметит подмены? Как вы понимаете это выражение?) Талант делает чудеса!
И она вручила крокодилу свой красненький беретик.
2) Когда ребята пришли в театр, они увидели очень странный спектакль. (Как вы понимаете смысл слова странный? Запоминайте странности, которые вы заметите.) На сцене появился Гена в красной шапочке. Он шёл и напевал:
По улицам ходила
Большая крокодила...
Навстречу ему вышел серый волк.
– Здравствуй, Красная Шапочка. Куда это ты направляешься? – произнёс он заученным голосом и остолбенел. (Что значит остолбенел? Проверим своё предположение. Читаем хором в тетради в третьем задании пояснение значения слова остолбенел.)
– Да так просто. Гуляю.
– Может быть, ты идёшь к своей бабушке?
– Да, конечно, – спохватился крокодил. – Я иду к ней.
– А где живёт твоя бабушка?
– Бабушка? В Африке, на берегу Нила.
– А я был уверен, что твоя бабушка живёт вон там на опушке.
– Совершенно верно! Там у меня тоже живёт бабушка. Двоюродная. Я как раз собирался зайти к ней по дороге.
– Ну что же, – сказал волк и убежал.
Дальше он, как положено, прибежал к домику, съел бабушку Красной Шапочки и лёг вместо неё в кровать. (Актер, играющий волка, хорошо знает свою роль? А Гена? Какие странности вы заметили?)
Гена в это время сидел за сценой и перечитывал забытую сказку. (Гена совестливый и воспитанный крокодил, он не хочет подводить Галю.) Наконец он тоже появился около домика. (Долго ли Гена читал сказку?)
– Здравствуйте, – постучал он в дверь. – Кто здесь будет моя бабушка? (Хорошо ли запомнил Гена сказку?)
– Здравствуйте, – ответил волк. – Я ваша бабушка.
– А почему у тебя такие большие уши, бабушка? – спросил крокодил на этот раз правильно.
– Чтобы лучше тебя слышать.
– А почему ты такая лохматая, бабушка? – Гена снова забыл свои слова.
– Да всё некогда побриться, внученька, забегалась я... – разозлился волк и спрыгнул с кровати. – А сейчас я тебя съем! (Волк не выдержал и тоже вышел из роли! Как вы думаете, съест он Красную Шапочку? Проверим.)
– Ну это мы ещё посмотрим! – сказал крокодил и бросился на серого волка. Он настолько увлёкся событиями, что совсем забыл, где находится и что ему положено делать.
Серый волк в страхе убежал, дети были в восторге. (От чего дети были в восторге?)
Они никогда не видели такой интересной «Красной Шапочки».
– Понравилась ли вам такая «Красная Шапочка»?
IX. Физкультминутка.
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идёт:
«Где здесь пчёлы, где здесь мёд?»
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
И вокруг запели птицы!
Ну, а нам пора учиться.
X. Беседа после чтения. Восстановление событий по картинкам.
– Посмотрите на экран. Эта история представлена в картинках. Все картинки с номерами, но расположены не по порядку, не по ходу сюжета. Сейчас будем пересказывать сказку, расставляя картинки по порядку. (Дети пересказывают, называя, какой номер картинки должен идти за каким. Учитель помогает детям в пересказе, и передвигает маркером картинки на интерактивной доске. (Приложение 1))
– Понравился ли вам такой необычный спектакль?
XI. Домашнее задание. Итог урока.
– Ваше домашнее задание – прочитать сколько сможете, можно с родителями. А ещё нарисовать диафильм по этому отрывку. А на следующий урок будем пересказывать по вашим рисункам.
(За активную работу на уроке дети получают ордена (по Г.А. Цукерман). Награждение отражается в презентации «Награды на уроке». (Приложение 2))
Литература:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» – М.: БАЛАСС, 2006.
- Узорова О., Нефёдова Е. Большая книга загадок – М.: «Планета детства», 2003.