Целеполагание:
- обучающие: формировать умение понимать прочитанное; учить правильному, осознанному и выразительному чтению; учить работать с элементами литературоведческого анализа; практически знакомить с литературоведческими понятиями; учить работать с выставкой книг;
- развивающие: развивать культуру устной речи; развивать память, воображение, внимание;
- воспитывающие: воспитывать умение эстетически переживать прочитанное; воспитывать нравственные качества; воспитывать умение общаться и слушать; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: выставка книг по теме; выставка рисунков учащихся; маски зверей для инсценировки; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. (Слайды 2–4)
1) Упражнение на артикуляцию:
- губы растянуты в улыбку, обнажая зубы;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- по средней линии языка образуется желобок, по которому течёт сильная струя выдыхаемого воздуха:
- вздох – на выдохе произносим звук [с]: С-С-С-С-С;
- положение органов артикуляции остаётся таким же, как при произношении звука [с];
- добавляем голос;
- вздох – на выдохе произносим звук [з]: З-З-З-З-З.
2) Упражнение на дыхание:
Вздох – на выдохе произносим слоги; произносим, чётко проговаривая звуки [с], [з]:
СТА-СКО-СКАЗ-СКА
ЗЫ-ОЗУ-ЗО-АЗА.
3) Работа с поговоркой:
Вздох – на выдохе произносим слова, чётко проговаривая звуки [с], [з]:
СКАЗКА КРАСНА СКЛАДОМ, А ПЕСНЯ – ЛАДОМ.
– Как вы понимаете поговорку, которую только что прочитали? («Красна» – хороша, красива; «склад» – логическая связь, смысл; «лад» – мелодичность.)
– Прочитайте, что у вас получилось?
СКАЗКА ХОРОША СМЫСЛОМ, А ПЕСНЯ – МЕЛОДИЧНОСТЬЮ.
III. Новый материал. Постановка темы и целей урока.
– Рассмотрите иллюстрации к новому разделу. (Стр. 190–191)
– Назовите персонажей, которых вы увидели. Знакомы ли вам они? (Герои из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
– Прочитайте название раздела, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? («И кот учёный свои мне сказки говорил…») (Слайд 5)
– Вы, наверно, догадались, с какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? Озвучьте своё предположение. (Со сказками.)
– Назовите автора этих строк? Из какого они произведения? (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
– Прочитайте вступление к этому произведению. (Чтение отрывка наизусть.)
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
– О каких чудесах вы услышали в данном отрывке? (Кот учёный ходит, песни поёт и сказки сказывает, леший бродит, русалка на ветвях сидит, избушка на курьих ножках, тридцать витязей выходят из моря и т. д.)
– О чём ещё мы будем говорить сегодня на уроке? (О сказках, сказочных персонажах, сказочных чудесах.)
– Предположите, на какой вопрос сегодня мы должны дать ответ? («Что такое сказка?»)
– Прочитайте авторский текст в учебнике. (Стр. 192)
– Подтвердилось ли ваше предположение? (Да)
IV. Повторение изученного. Беседа по теме «Что такое сказка?»
– Нам необходимо вспомнить, что мы с вами знаем о сказках.
– Для этого мы должны построить «Терем сказок». У нас имеются «волшебные кирпичики», каждый из которых что-то «сообщает» о сказках. Чтобы расположить «кирпичики» в правильном порядке, необходимо быть очень внимательным и правильно отвечать на вопросы. (Слайд 6)
– Какие бывают сказки по авторской принадлежности?
– Кто умело рассказывал сказки?
– Назовите виды сказок.
– С какими сказителями Воронежского края мы с вами знакомы? (Королькова Анна Ивановна, Барышникова Анна Куприяновна, Афанасьев Александр Николаевич) (Слайд 7)
V. Физкультминутка.
VI. Работа с выставкой книг.
– На выставке представлены произведения наших интересных земляков. А что ещё вы можете сказать о подборке книг? (Книги подобраны в жанре сказок, по авторской принадлежности, по видам.)
– Какие народные сказки знакомы вам? (Высказывания детей.)
– Может ли человек прожить без сказок? Докажите свои предположения. (Высказывания детей.)
– Действительно, сказки необходимы человеку. С раннего детства, мы, как зачарованные, погружаемся в мир сказок. Этот мир интересен, увлекателен, поэтичен. Каждая сказка неповторима и поучительна.
– Прослушайте отрывок из стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок». (Читает заранее подготовленный ученик.)
В мире сказок
Грустных и смешных
Нам нельзя без света.
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
– Согласны ли в автором строк? Докажите. (Высказывания детей.)
– Какая сказочная примета упоминается в данном отрывке? (Добро побеждает зло.)
– Назовите известные нам сказочные приметы. (Слайд 8)
VII. Беседа о художниках-иллюстраторах сказок.
– Ребята, обратите внимание на иллюстрацию на экране. Что вы видите? Для чего нужны эти предметы? (Карандаши, краски, кисточки, альбом. Нужны для письма, рисования.) (Слайд 9)
– Когда эти принадлежности попадают в руки талантливых людей, то они становятся волшебными. Почему? Потому что художники, используя эти принадлежности, «вдыхают» в сказку жизнь.
– Вспомните, с какими художниками-иллюстраторами сказок мы знакомы по уроку изобразительного искусства? (В. Васнецов, И. Билибин, Л. Владимирский и др.) (Слайд 9)
– Какие произведения художников особенно запомнились вам, произвели впечатление? Почему? Обоснуйте свои высказывания. (Высказывания детей.)
– Давайте рассмотрим выставку рисунков, составленную из ваших работ. Назовите героев, представленных на иллюстрациях.
– Оказывается, если взять в руки карандаши и кисточки, а ещё не забыть вдохновение, то можно стать иллюстратором понравившихся сказок.
VIII. Физкультминутка.
IX. Новый материал. Сказка «Кот и лиса»
1) Работа до чтения.
– Как называется сказка? Прочитайте. («Кот и лиса») (Слайд 10)
– Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой – кот? Какой характер у кота в сказках? (Защитник, умный, иногда хитрый.)
– Сказок, где главный герой лиса, превеликое множество. Какая лиса в сказках? (Хитрая, умная, плутовка, обманщица, ловкая, находчивая, изобретательная, сообразительная и т. д.)
2) Комментированное чтение 1-ой части сказки.
– Каков характер кота в данной сказке? (Озорной, вредный.)
– Как жилось коту в лесу? Подтвердите своё высказывание цитатой из сказки. («И горя ему мало»)
– Почему лиса никогда прежде не встречала котов? (Лиса – дикое животное, житель леса.)
– Что вы можете сказать о коте? О лисе? (Кот – находчивый, лиса – сообразительная, хитрая.)
– Какие изменения произошли в жизни кота? (Кота стали величать Котофеем Ивановичем.)
– Сравните имена: Котофей, Тимофей, Еремей. Данные имена встречаются редко. Подумайте, о чём может это говорить? (Сказка очень старая.)
– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Бурмистр – управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – если; величать – называть, оказывать уважение.) (Слайд 11)
3) Чтение по ролям 2-ой части сказки.
– Найдите и прочитайте фрагменты встречи лисы с волком, медведем. Постарайтесь передать характеры героев сказки.
– Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (Заботливая, находчивая, сообразительная.)
– Встретились ли нам в сказке строчки, в которых описываются волк, медведь? Какие строчки помогают представить волка, медведя. Подтвердите цитатами из сказки.
– Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (Высказывания детей.)
– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Коли – если; схорониться – спрятаться; да – и; ступай – иди.) (Слайд 11)
4) Чтение 3-ей части сказки в парах. Пересказ отрывка.
– Назовите имена героев. Как вы думаете, что особенного в звучании их имён? (Лизавета созвучно со словом «лиса», Михайло – «миша», «медведь»)
– Кто оказался самым смелым? (Заяц.)
– Расскажите, как кот напугал волка и медведя? (Пересказ отрывка.)
5) Инсценировка отрывка сказки заранее подготовленными учениками.
– Сегодня мы знакомились со сказкой «Кот и лиса», читав её, пересказывая, просмотрели инсценировку. Как вы думаете, смогли ли наши «актёры» передать характеры главных героев? (Высказывания детей.)
6) Выводы.
– Понравилась ли вам сказка? Почему?
– Сформулируйте главную мысль сказки.
– Придумайте своё название сказки.
X. Подведение итогов урока.
– О чём сегодня говорили на уроке? (О сказках, сказочных персонажах, сказочных чудесах, художниках-сказочниках, сказителях и др.)
– На какой вопрос должны были дать ответ? («Что такое сказка?»)
– Ответьте на вопрос. (Сказка – жанр устного народного творчества.) (Слайд 12)
– Спасибо за работу!
Использованная литература:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 1» – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004
- Яковлева М.А., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. «Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя». – М.: Баласс, 2010.