Этнос: нации и народности

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (309 кБ)


Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке  учащимся  хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2. Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3. В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо  выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех  этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются  слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3.  Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность  свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

На территории Мурманской области и у нас в Ловозерском районе проживают представители таких этнических меньшинств как  саами и коми.

Предоставляется слово обучающимся, подготовившим сообщения о саами и коми. Задание для обучающихся: слушая выступления учеников, определить, какими признаками этноса обладают этнические меньшинства саами и коми.

Итак, нация является высшим историческим типом этноса.

Задание для обучающихся. Сравните основные признаки этноса и нации.

  • Определите, какие из названных признаков можно отнести к биологическим, а какие  к социально-политическим?
  • Какие из этих признаков (биологические или социальные) становятся преобладающими в результате эволюции?

III. Подведение итогов урока.

Задание для обучающихся. Сформулируйте основные выводы  по изученной теме.

Литература:

  1. Авксентьева В.А. Этническая конфликтология.Ставрополь, 1996 г.
  2. Введение в обществознание. Матвеева А.И., Ивановна Л.Ф., Л.Н.Боголюбов и др. Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2006 г.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 8 класса. Москва, «Русское слово», 2002 г.

Интернет-ресурсы: