Оборудование: таблица Менделеева, компьютер, мультимедиа-проектор и экран.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- образовательные: дать понятие о полупроводниках, о собственной и примесной проводимости полупроводников.
- развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, умения объяснять результаты экспериментов, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности.
- воспитательные: видеть красоту в построении логических связей; развитие коммуникационных компетенций, умение говорить и слушать других.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Вопросы для повторения:
- Что такое электрический ток?
- Какие условия необходимы для существования тока?
- Что является носителем свободных зарядов в металлах?
- Как зависит сопротивление металлов от температуры?
- Постройте график зависимости сопротивления от температуры для металлического проводника (слайд №2).
Объяснение нового материала
Учитель. Мы с вами изучили особенности протекания электрического тока в металлах. Сегодня мы познакомимся с новым классом веществ – полупроводниками. Тему урока объявляет Андриенко Артём. ( Ученику, который ранее блестяще ответил по данной теме, предоставляется право объявлять тему урока.) (слайд №3).
Сегодня на уроке мы узнаем: (слайд №4)
Что такое полупроводники? Рассмотрим собственную проводимость полупроводников и примесную проводимость. Выясним, что представляют собой полупроводники n-и p-типа?
Итак, что же представляют собой полупроводники? (слайд №5)
(щелчок мыши) В 1838 году гений физического эксперимента Майкл Фарадей обнаружил, что сернистое серебро, в отличие от металлов, при нагревании уменьшает своё сопротивление. (щелчок мыши) В 1873 году английский инженер Уилоби Смит, прокладывая подводный телеграфный кабель с селеновой изоляцией, заметил, что на свету сопротивление селена заметно уменьшается. Оказалось, что существует целый класс веществ, сопротивление которых уменьшается при нагревании и освещении. (щелчок мыши) В начале 30-х годов советский учёный Абрам Фёдорович Иоффе, исследуя ряд полупроводников, обнаружил, что на сопротивление полупроводников сильно влияют примеси. Таким образом, вещества, (щелчок мыши) сопротивление которых уменьшается при нагревании, а также при освещении и добавлении примеси получили название полупроводников. При температурах, близких к абсолютному нулю, полупроводники ведут себя как диэлектрики. При высоких температурах проводимость полупроводников сравнима с проводимостью металлов.
Рассмотрим, какие же вещества относятся к полупроводникам? (слайд №6) Простые полупроводники находятся во 2-6 группах таблицы Менделеева. Это собственно химические элементы: (щелчок мыши) бор B, углерод C, кремний Si,фосфор Р, сера S, германий Ge, мышьяк As, селен Se, серое олово Sn, сурьма Sb, теллур Te и йод I. В группу сложных полупроводниковых материалов входят химические соединения, обладающие полупроводниковыми свойствами и включающие в себя два, три и более химических элементов. Полупроводниковые материалы этой группы, состоящие из двух элементов, называют бинарными. Примером бинарных полупроводников являются: (щелчок мыши) InSb, InAs, InP, GaSb, GaP, AlSb. (щелчок мыши) Кроме этого полупроводниками являются почти все неорганические вещества.
Разберёмся с природой проводимости тока в химически чистых полупроводниках. Такая проводимость называется собственной. Самыми используемыми в технике полупроводниками являются германий и кремний. Рассмотрим строение кремния – элемента 4 группы (слайд №7) (щелчок мыши). Как элемент 4 группы атом кремния содержит 4 валентных электрона (щелчок мыши). Число ближайших соседей каждого атома также равно четырём. Атом кремния образует парноэлектронную связь с 4 соседними атомами. В образовании этой связи от каждого атома участвует по одному валентному электрону. Первый атом (щелчок мыши), второй (щелчок мыши), третий (щелчок мыши), и четвёртый (щелчок мыши). В целом плоская модель структуры кристалла будет выглядеть, как на слайде (щелчок мыши). Парные электроны коллективизируются не только соседними атомами, но и всем кристаллом. Поэтому валентные электроны могут перемещаться по всему кристаллу. Парноэлектронные связи достаточно прочны, в кристалле нет свободных носителей зарядов и такой полупроводник ток не проводит. (слайд№8) При нагревании или освещении некоторые валентные электроны разрывают связь и становятся свободными. (щелчок мыши) Чем выше температура полупроводника, тем больше становится свободных электронов. (щелчок мыши) Проводимость полупроводников, связанную с движением свободных электронов называют электронной проводимостью. Свободное место, возникающее при отрыве электрона, называют дыркой. В дырке имеется избыточный положительный заряд. Дырки, также как электроны, могут путешествовать по всему кристаллу. Но при этом движется не сама дырка, а валентный электрон, перескакивая на место образовавшейся дырки (щелчок мыши) .А в том месте, откуда перескочил электрон, образуется новая дырка (щелчок мыши) . Проводимость, обусловленная движением дырок, называется дырочной. Подведём итог: « Какие заряды могут двигаться в полупроводниках?» Верно , отрицательные - электроны и положительные - дырки. Каких зарядов больше в чистых полупроводниках:свободных электронов или дырок? Значит при собственной проводимости образуется равное количество свободных электронов и дырок.
Теперь рассмотрим примесную проводимость. (слайд №9) (щелчок мыши) Примесь в полупроводниках бывает двух видов: (щелчок мыши) донорная и акцепторная. Кто такой донор? (Учащиеся: тот, кто что-то отдаёт) А что может отдать атом? (Учащиеся: электрон.) Верно, атом может отдать электрон. Тогда какую примесь мы назовём донорной? (Учащиеся: примесь, отдающую электроны).Соответственно, какую примесь мы назовём акцепторной? (Учащиеся: примесь принимающую электроны) Рассмотрим, что произойдёт в полупроводниковом кристалле при внесении донорной примеси.(слайд №10) Добавим в кремний, элемент 4 группы, примесь, элемент 5 группы , (показываем по таблице Менделеева) например, мыщьяк. (щелчок мыши) Мы видим, что 4 валентных электрона мышьяка образуют парноэлектронную связь с 4 атомами кремния. Пятый валентный электрон мышьяка оказывается слабо связан с атомом, он легко отрывается (щелчок мыши) и становится свободным. В таком полупроводнике свободных электронов намного больше , чем дырок. Электроны здесь являются (щелчок мыши) основными носителями зарядов, а дырки - неосновными. Такой полупроводник с донорной примесью называется (щелчок мыши) полупроводником n-типа (от слова negativ – отрицательный).
Теперь рассмоторим, что произойдёт при добавлении акцепторной примеси. (слайд №11) Добавим в кремний элемент 3 группы, (показываем по таблице Менделеева) например, индий. (щелчок мыши) Мы видим, что индий образует 3 парноэлектронные связи с атомами кремния. Для образования парноэлектронной связи с четвёртым атомом кремния у индия не хватает электрона, в результате чего образуется дырка. (щелчок мыши) В полупроводнике с акцепторной примесью дырок больше, чем электронов. Теперь уже дырки являются (щелчок мыши) основными носителями зарядов, а электроны - неосновными. Такой полупроводник с акцепторной примесью называется (щелчок мыши) полупроводником р-типа (от слова positiv – положительный). При добавлении очень малого количества примеси резко возрастает концентрация свободных носителей зарядов и увеличивается проводимость полупроводников.
Закрепление
Сейчас мы проверим, как вы разобрались с новой темой. Для этого решим качественные задачи (слайды 12-16)
- Какого типа — электронная или дырочная — будет проводимость германия, если к нему добавить в небольших количествах фосфор? индий? галлий? сурьму?
- Какую примесь необходимо добавить, (см. рисунок) чтобы получить:
а) полупроводник p-типа
б) полупроводник n-типа - Будет ли кремний сверхпроводящим, если его охладить до температуры, близкой к абсолютному нулю?
- Какой графиков зависимости R(Т) соответствуют металлическому проводнику? Почему?
- Что надо сделать, чтобы электропроводность германия и кремния стала такой же, как электропроводность металла (диэлектрика)?
- Почему при изготовлении полупроводниковых материалов обращается исключительное внимание на степень их чистоты?
- (анимированная задача)
- Из каких элементов состоит электрическая цепь?
- Какой опыт проводят на установке?
- По результатам опыта определите, из какого вещества изготовлено тело:
а) металлического проводника;
в) полупроводника
Домашнее задание:
(слайд №17) прочитайте §§ 115-116, заполните таблицу:
примесь | ||
основные носители зарядов | ||
неосновные носители зарядов | ||
тип полупроводника |
Список литературы:
- Ильясова Т.В. Компьютерная поддержка урока физики. Издательский дом 1 сентября. Физика. №№17-24, 2008.
- Левинштейн М.Е., Симин Г.С. Знакомство с полупроводниками. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, (Библиотечка «Квант». Вып.33). 1984.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2003.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1972.
- Храмов Ю.А. Физики. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.