В каждом из нас, в каждом ученике должен присутствовать обязательный набор – доброта, храбрость, патриотизм, любовь к искусству. Мы говорим ученикам: «Чтобы добиться успеха в жизни – должно быть желание трудиться и умение от этого получать удовольствие. А ещё необходимы профессиональная подготовленность, компетентность, положительная установка, общая и деловая интеллигентность, терпение, способность идти на компромисс и легко устанавливать связи, умение внимательно слушать, а также коммуникабельность, ответственность, надёжность, опрятная внешность, умение показать себя». Все меньше формируются эти качества при переходе к тестовым формам итоговой аттестации выпускников. «Натаскивание» на успешную сдачу ЕГЭ по предмету сокращает время на творческую работу с детьми. Безудержное взаимодействие посредством SMS-сообщений, всепоглощающее общение в социальных сетях ведёт к обезличиванию, к утере навыков, необходимых в современном обществе: умению показать себя, публичному предъявлению результатов своей деятельности, презентации «достоинств работы и себя как достойного исполнителя».
Не первый год в нашей школе проходят интегрированные уроки-конференции: публичные выступления с мультимедиа сопровождением. Учащимся предлагается план подготовки к этому мероприятию со сроками выполнения:
- Выбор темы.
- Поиск и отбор нужной информации.
- Подготовка тезисов сообщения.
- Разработка общей схемы размещения информации на слайдах и устной части выступления к каждому слайду.
- Разработка компьютерной презентации.
- Пробное выступление.
- Формирование единой базы компьютерных презентаций.
- Публичное выступление с рейтинговым оцениванием.
Например, по географии учащиеся готовили сообщения по теме «Микрогосударства». Одни названия тем выступлений у приглашённых уже вызывали интерес: «Германоязычное княжество Лихтенштейн», «Ватикан – центр римско-католической церкви», «Сан-Марино – туристический центр Европы», «Республика Мальта», «Независимое княжество Монако», «Андорра – «свободный порт» Пиренеев», «Последняя английская колония – Гибралтар», «Великое Герцогство Люксембург». По данным темам предлагался «план-скелет»:
- Визитная карточка (данные о площади, населении, языке, государственном строе, столице);
- Герб и флаг страны;
- Природные условия и ресурсы;
- Особенности экономики;
- Культура страны: музыка, традиции, памятники истории и литературы, достопримечательности.
Или вот ещё пример, темы подготовленных сообщений по МХК: «Фовизм Матисса», «Кубизм Пикассо», «Сюрреализм Дали», «Абстракционизм Кандинского», «Супрематизм Малевича», «Аналитическое искусство» Филонова», «Искусство джаза, его истоки», «Первые шаги кинематографа», «Театр конца 20-го – начала 21-го века», «Киноавангард 20-го века».
Как много можно узнать нового на подобных уроках, если ещё материал подан интересно, достойно, с учётом особенностей восприятия текстовой, графической и звуковой информации. Более удачно проходят уроки-конференции на английском языке. Здесь уже выбор темы не ограничивается рамками предмета, одно условие – устное сообщение с мультимедиа сопровождением должно быть на английском языке (наша школа изучает данный язык углублённо). Вот некоторые темы выступлений прошлого учебного года: «Alarm Clock», «Fairy weekend in Croatia», «Prague – a city-museum», «Тhe Louvre», «Roller Coaster», «Non-newtonian fluids», «Subculture», «Papercut», «Big tennis», «Brazilian Carnival». Требования к выступлениям уже корректируется: регламент выступления – не более 5-7 минут; устное сообщение на английском языке – не менее 25 предложений; компьютерная презентация – не более 8-10 слайдов.
При подготовке учащиеся работают не только над содержанием выступлений, но и над формой подачи материала. Очень полезно познакомить детей с рекомендациями М.Э. Кушнира «Презентация – публичное мероприятие в стиле шоу» [1]
Часто ученики, создав графический электронный материал, сопровождающий устное сообщение, не придают значения подготовке публичного выступления. А готовиться к выступлению необходимо [2].
Прежде надо учитывать:
- Цель выступления. Что хочет выступающий сообщить аудитории?
- Аудиторию. Кто будет слушать? Сколько их будет?
- Место выступления. Где будет происходить действо?
- Оценивание. Кто и как будет оценивать?
Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться. Немногие ученики могут справиться с этим. Можно посоветовать незамысловатые способы снятия напряжения перед выступлением:
- Представить самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?
- Если присутствуют компетентные, важные для ученика слушатели, предложите представить их в смешном виде (в шапочках, блестящих париках, клоунских нарядах).
- Некоторые физические упражнения (махи руками, приседания, глубокие входи и выдохи) также помогут энергию переживаний переместить в физическую энергию.
- Некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!»
С чего начать? С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание, создать интерес, интригу. Примерами хорошего выступления могут служить:
- Комплимент аудитории.
- Интрига вопросом к аудитории.
- Погружение в ситуацию: «Представьте себе, что мы сейчас находимся…»
- Связь с фактами сегодняшнего дня.
- Практическое действие, иллюстрирующее тему сообщения.
- Аудио-визуальное вступление (музыкальный фрагмент, видеоряд,…)
Что поможет сделать выступление незабываемым?
- Речь. Понятный аудитории язык. Использование сравнений.
- Тон голоса помогает правильно расставить акценты, вносит разнообразие в монотонность речи. Бодрый тон – призывает. Мягкий – создаёт атмосферу доверия.
- Паузы. Они подчёркивают важность сказанного.
- Говорить и рассказывать, а не читать написанное. Не читать с экрана.
- Избавляться от слов- и звуков-паразитов.
- Учитывать, что люди по приоритету каналов получения информации бывают визуалы, аудиалы и кинестетики. Поскольку большинство – визуалы, публичные выступления сопровождаются графическим материалом через всевозможные видеопроекторы. При определённых условиях для повышения эффективности доклада очень полезно звуковое сопровождение (для аудиалов) или даже тактильно-вкусо-запаховое (для кинестетиков). В моей практике были примеры, когда ученики для сопровождения доклада предлагали слушателям: камушки берилла, рассказывая о изумрудах; конфеты для темы «Фастфуд»; ножницы и бумагу для создания бумажных «шедевров». Очень хорошо дать людям в руки что-то, что потом останется после выступления.
- Юмор, жесты, поза, мимика выступающего должны отвечать двум критериям: уместность и подготовленность. Неуверенный тон, перебирание в руках «тезисов», снижают доверие аудитории. Важно уметь дополнять и усиливать то, о чём говорится, а не отвлекать от темы выступления.
Несколько советов:
- Находиться перед слушателями в «открытой» позе. При жестикуляции держать ладони рук вверх.
- Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговорить самому важному человеку в аудитории.
- Сопровождать свои слова жестикуляцией.
- Использовать указку.
- Двигаться.
- Предвидеть вопросы, возражения. Подготовить аргументы.
- Эффектно закончить выступление.
Как лучше закончить выступление?
- Подытожить сказанное.
- Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
- Пошутить по теме.
- Сказать комплимент аудитории.
- Раздать что-нибудь на память о выступлении.
Особенностью данных уроков ещё является и то, что результат работы каждого оценивается каждым по следующим критериям:
- Наглядность, соответствие устного и графического представления материала.
- Структурированность и логичность сообщения, обеспечивающие понимание и доступность содержания.
- Выразительность и грамотность речи, владение специальной терминологией по теме выступления.
- Дизайн компьютерной презентации.
На основании выставленных баллов за каждый критерий формируется итоговая рейтинговая таблица.
В качестве постскриптума обсуждаем, что получилось, а что нет. В презентации «Влияние мультимедийного сопровождения выступления на эффективность и скорость восприятияпредлагаемого материала докладчиком» (приложение к данной статье [6]) ещё раз сделан акцент на важные моменты: выбраны лучшие и худшие слайды из ученических работ. Рейтинговая оценка одноклассников интересна и заставляет о многом задуматься, но ещё ученикам хотелось бы знать мнение учителя о своей проделанной работе. На уроке-рефлексии я предлагаю им свою, иногда отличительную систему оценивания, озвучиваю «победителей» в номинациях: «лучше справились с поставленной задачей», «лучшие презентации», «содержательные доклады», «запоминающие выступления». Данный этап работы с учениками не менее важен, чем все остальные.
Практически каждому человеку в жизни приходилось или придётся выступать перед аудиторией. И пусть вначале это будет родной класс в школе, далее – аудитория в вузе, и уж обязательно будет зал на 1000 человек. Можно панически бояться публичных выступлений, а можно получать от них удовольствие, пользу, признание. Настоящим Праздником Интеллекта кто-то с лёгкой руки назвал урок-конференцию, на котором учатся публичному выступлению с современными мультимедийными средствами сопровождения. Я верю, мои ученики в жизни будут успешными, компетентными, достойными людьми.
Используемые источники:
- Кушнир М. Рекомендации по подготовке презентаций. http://ms45.edu.ru
- Татьянкин Б., Иванникова Т., Зуева Л. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. – М: Издательство: 5 за знания, 2007
- Марзан Ю. Секреты удачной презентации. http://prodawez.ru
- Как сделать вашу презентацию блестящей? http://business.damotvet.ru
- Требования к публичному выступлению. http://prodawez.ru