Класс: 7.
Цели урока:
- Образовательные цели: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными растениями; расширить знания учащихся о высших растениях.
- Развивающая цель: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная цель: развитие рефлексивных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Учебные пособия: презентация, гербарии «Папоротник», таблица «Щитовник мужской», микроскопы, микропрепараты «Сорус папоротника», перо жар-птицы (позолоченное перо или позолоченный лист папоротника).
План урока:
- Организационные моменты.
- Изучение нового материала
- 1 этап «Вызов» - формулирование основной проблемы: «Цветут ли папоротники?»
- 2 этап «Осмысление»
- 3 этап « Рефлексия»
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационные моменты
(проверка отсутствующих, готовность пособий к уроку и т.д.)
II. Изучение нового материала.
1 этап «Вызов».
Задачи этапа:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
1. Слайд 1 Учитель показывает картину И. Левитана «Папоротники у воды» |
1. Ученики обсуждают увиденное: определяют объект исследования; вспоминают факты, раннее известные о папоротниках; условия произрастания их. Заполняют 1 графу таблицы (прием «Корзина»)
|
|||
2. Учитель показывает перо жар – птицы (позолоченный лист папоротника, позолоченное перо) и предлагает высказать предположения, почему на уроке, посвященном изучению папоротников, появилось перо жар-птицы? Слайд 2 |
2. Ученики высказывают свои предположения, находят похожие признаки внешнего строения листа папоротника и пера птицы. | |||
3. Слайд 3. Учитель объясняет, что по поверьям
папоротник цветёт раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы (7 июля);
оберегает цветок жар-птица;
человек, сорвавший цветок папоротника, может понимать язык животных и видеть все клады. |
3. В результате обсуждения учениками определяется основная проблема: «Цветут ли папоротники?» Заполняется графа «Что хочу узнать» |
2 этап «Осмысление».
Задачи этапа:
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Ученики высказывают свою точку зрения, называя различные источники информации и приходя к необходимости обратиться к тексту учебника | |
2. Слайд 4 | 2. Ученики работают с текстом (статьи «Строение папоротника» стр 61 и «Размножение папоротников» стр 62, до слов «У некоторых…»). Прием «Инсерт» Для этого используется система условных значков: «+» – новое для меня «-» – думал иначе «?» – требуется разъяснение «V» – я это знаю |
3. Слайды 5-7 Учитель направляет обсуждение с целью уточнения строения и способов размножения папоротника |
3. Обсуждение полученных результатов |
4. При необходимости учитель помогает в выполнении лабораторной работы |
4. Изучение наглядных пособий – гербария и микропрепарата (лабораторная работа «Особенности строения папоротника») |
5. Обсуждение графы «Что узнал», заполнение ее (при недостатке времени возможно устное обсуждение с последующим заполнением ее дома. |
3 этап Рефлексия
Задачи этапа:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»);
- оценка собственных достижений в реализации поставленных задач.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Сравнение 1 и 3 граф таблицы | |
2. Поиск тем и проблем для дальнейшей работы | |
3. Слайды 8-9. Учитель объясняет правила игры «Что я за птица?». Предлагает ученикам провести самоанализ результатов изучения темы. | 3. Проводят самооценку |
III. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 10. Учитель предлагает разноуровневые домашние задания: - работа по тексту учебника; - работа по тексту учебника + составление синквейна (тема – папоротник) - работа по тексту учебника + сообщение (по темам, прозвучавшим на предыдущем этапе) |
Выбирают домашнее задание Ученики записывают домашнее задание в дневники |
Используемая литература и пособия:
- Захаров в.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003.
- Мамонтов Д.И. Открытая биология. Версия 2.5. Новый диск. Физикон.
- Чернова Н.В. URL: teacher-of-russia.ru/konkurs-video/2009/low_quality/2009_uz_chernova_nv.avi
- Иллюстрации:
- Левитан Исаак: Папоротники у воды. holstshop.ru/catalog/countries/rossiya/?page=180
- Папоротник.images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&ed=1
- Жар-птица. www.ustroystvo-sada.ru/market/id/5531299
- Этапы развития папоротника olimp-russia.ru/biologiya