Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, или Как при изучении папоротника воспарить над землей

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 7.

Цели урока:

  • Образовательные цели: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными растениями; расширить знания учащихся о высших растениях.
  • Развивающая цель: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная цель: развитие рефлексивных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Учебные пособия: презентация, гербарии «Папоротник», таблица «Щитовник мужской», микроскопы, микропрепараты «Сорус папоротника», перо жар-птицы (позолоченное перо или позолоченный лист папоротника).

План урока:

  1. Организационные моменты.
  2. Изучение нового материала
    • 1 этап «Вызов» - формулирование основной проблемы: «Цветут ли папоротники?»
    • 2 этап «Осмысление»
    • 3 этап « Рефлексия»
  3. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационные моменты

(проверка отсутствующих, готовность пособий к уроку и т.д.)

II. Изучение нового материала.

1 этап «Вызов».

Задачи этапа:

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации.
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Слайд 1
Учитель показывает картину
И. Левитана «Папоротники у воды»
1. Ученики обсуждают увиденное: определяют объект исследования; вспоминают факты, раннее известные о папоротниках; условия произрастания их.
Заполняют 1 графу таблицы (прием «Корзина»)
Что знал Что хочу узнать Что узнал
2. Учитель показывает перо жар – птицы (позолоченный лист папоротника, позолоченное перо) и предлагает высказать предположения, почему на уроке, посвященном изучению папоротников, появилось перо жар-птицы?
Слайд 2
2. Ученики высказывают свои предположения, находят похожие признаки внешнего строения листа папоротника и пера птицы.
3. Слайд 3. Учитель объясняет, что по поверьям папоротник цветёт раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы (7 июля); оберегает цветок жар-птица; человек, сорвавший цветок папоротника, может понимать язык животных и видеть все клады.
3. В результате обсуждения учениками определяется основная проблема: «Цветут ли папоротники?»
Заполняется графа «Что хочу узнать»

2 этап «Осмысление».

Задачи этапа:

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.
Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Ученики высказывают свою точку зрения, называя различные источники информации и приходя к необходимости обратиться к тексту учебника
2. Слайд 4 2. Ученики работают с текстом (статьи «Строение папоротника» стр 61 и «Размножение папоротников» стр 62, до слов «У некоторых…»). Прием «Инсерт»
Для этого используется система условных значков:
«+» – новое для меня
«-» – думал иначе
«?» – требуется разъяснение
«V» – я это знаю
3. Слайды 5-7
Учитель направляет обсуждение с целью уточнения строения и способов размножения папоротника
3. Обсуждение полученных результатов
4. При необходимости учитель помогает в выполнении лабораторной работы
4. Изучение наглядных пособий – гербария и микропрепарата (лабораторная работа «Особенности строения папоротника»)
  5. Обсуждение графы «Что узнал», заполнение ее (при недостатке времени возможно устное обсуждение с последующим заполнением ее дома.

3 этап Рефлексия

Задачи этапа:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»);
  • оценка собственных достижений в реализации поставленных задач.
Деятельность учителя Деятельность учеников
  1. Сравнение 1 и 3 граф таблицы
  2. Поиск тем и проблем для дальнейшей работы
3. Слайды 8-9. Учитель объясняет правила игры «Что я за птица?». Предлагает ученикам провести самоанализ результатов изучения темы. 3. Проводят самооценку

III. Домашнее задание.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Слайд 10.
Учитель предлагает разноуровневые домашние задания:
- работа по тексту учебника;
- работа по тексту учебника + составление синквейна (тема – папоротник)
- работа по тексту учебника + сообщение (по темам, прозвучавшим на предыдущем этапе)
Выбирают домашнее задание
Ученики записывают домашнее задание в дневники

Используемая литература и пособия:

  1. Захаров в.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003.
  4. Мамонтов Д.И. Открытая биология. Версия 2.5. Новый диск. Физикон.
  5. Чернова Н.В. URL: teacher-of-russia.ru/konkurs-video/2009/low_quality/2009_uz_chernova_nv.avi
  6. Иллюстрации:
    • Левитан Исаак: Папоротники у воды. holstshop.ru/catalog/countries/rossiya/?page=180
    • Папоротник.images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&ed=1
    • Жар-птица. www.ustroystvo-sada.ru/market/id/5531299
    • Этапы развития папоротника olimp-russia.ru/biologiya