Цель: Создать условия для:
- систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме;
- самостоятельной познавательной деятельности;
- формирования творческих способностей обучающихся;
- развития познавательного интереса к предмету.
Знания:
- Общие сведения о регионе, площадь территории.
- Административно-территориальное устройство области.
- История формирования территории: Вятская губерния - Кировская область.
- Особенности географического положения области, пограничные субъекты РФ.
- Структура природно-ресурсного потенциала Вятского края.
- Размещение основных видов природных ресурсов по территории.
- Состояние окружающей среды, экологические проблемы.
- Полезные ископаемые, их происхождение и география размещения, использование в хозяйственной деятельности.
- Геологическое строение территории, основные формы рельефа.
- Климатообразующие факторы, общие черты климата края.
- Главные речные системы Вятского края, их размещение по территории, зависимость от климата и рельефа.
- Почвенный покров территории, основные типы почв края.
- Главные подзоны растительности Вятского края, различия между ними.
- Животный мир нашей территории, видовое разнообразие фауны.
- Охрана природы, ООПТ в пределах территории родного края.
- Красная книга Кировской области. Редкие и исчезающие виды живых организмов.
- Экологические проблемы, возможные пути решения, основные направления природоохранной деятельности.
- Природные святыни Вятской земли.
- Выдающиеся люди Вятского края.
- Православная Вятка. Великорецкий крестный ход.
Умения:
- Формулировать основные понятия темы, основные гипотезы происхождения природных ресурсов региона.
- Формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.
- Объяснять уникальность природы территории, на которой мы живём.
- Обосновывать влияние природно-ресурсного потенциала на развитие хозяйственной деятельности на территории области.
- Характеризовать природные святыни Вятской земли.
- Самостоятельно работать с текстом учебной информации, извлекая главное; работать с учебными картами, различными дидактическими материалами.
- Совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять информацию в виде схем, таблиц и т.д.
- Развивать творческие способности, общеучебные умения, навыки; монологическую речь.
- Развивать информационную компетентность в процессе проектирования с использованием мультимедиа материалов.
- Формировать культуру умственного труда.
Навыки:
- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в пределах территории своей области;
- предлагать пути решения сложившихся проблем;
- аргументировано выступать перед аудиторией.
- прогнозировать рациональное использование природно-ресурсного потенциала своего региона,
- формировать информационную и коммуникативную компетентности.
Оборудование:
- физическая карта Кировской области,
- карта административно-территориального устройства Кировской области,
- комплексная карта своего региона,
- таблицы, дидактические материалы, изготовленные учащимися.
Учебные пособия:
1. Д.Д.Лавров, География Кировской области, Волго-Вят. кн. изд-во, 1987.
2. Природа, хозяйство, экология Кировской области / под ред. В.И.Колчанова, А.М.Прокашева / Киров, 1996.
3. Кировская область. Административно-территориальное устройство/ Киров, 1998.
4. Энциклопедия земли Вятской: Т. 6 Знатные люди: библиографический словарь/ В.А.Ситников и др.- Киров, 1996.
5. Атлас Кировской области / Федеральная служба геодезии и картографии России. - М., 1997.
http://www.kirovstat.kirov.ru/Тип урока: Контрольно обобщающий.
Форма организации учебной деятельности: групповая, на основе технологии к.с.о.(учебная игра) в сотрудничестве учителя и ученика, с использованием медиаматериалов.
Качественно новый результат урока:
- достижение высоких результатов обучения в сотрудничестве учителя и ученика;
- формирование общеучебных компетенций;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- развитие в формирующейся личности гражданина Вятского края;
- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
- формирование культуры умственного труда;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- ориентация на монологическую речь.
Для успешного проведения учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе сотрудничества учителя и ученика.
Подготовительный этап:
- Формулировка темы, целей учебного занятия.
- Разработка методики игровой деятельности.
- Подготовка игрового комплекса в целом.
- Определение состава групп, назначение консультантов.
- Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
- Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
- Учащиеся под руководством учителя готовят необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
- Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
- Предварительное воспроизведение игровой ситуации учителя вместе с консультантами.
Технологическая карта урока:
№ п/п | Структурные компоненты урока | Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Подготовительный этап | Предварительная подготовка (за 3-4 недели) | Учитель назначает консультантов (ответственных в группах); объясняет сценарий игры, основные этапы работы на уроке; определяет готовность консультантов к работе, оценивая качество ЗУН по данной теме; готовит материальную базу к уроку; мультимедийные материалы и др. средства. | Учащиеся повторяют пройденный материал по теме; выполняют опережающие домашние задания; изучают сценарий игры; консультанты проигрывают с учителем учебную ситуацию, готовят оборудование для игры, дидактические материалы. |
2 | Целеполагание | Вход в учебное занятие по теме: "Природа Вятского края" | Учитель приветствует детей; называет тип учебного занятия; формулирует тему урока; объясняет структуру учебного занятия; акцентирует роль консультантов. | Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока; консультанты координируют деятельность учащихся на уроке. |
3 | Мотивация | Тест-контроль по теме урока | Учитель-контроль; оценивает уровень обученности на основе вводной диагностики в форме тестирования. | Учащиеся самостоятельно проходят тест-контроль, далее проводят взаимоконтроль. |
4 | Актуализация
Мультимедиа- обеспечение урока |
1.Игра "Расшифруй код".
2.Расшифровка кода-доступа к неизвестной информации
3.Практическая работа (работа в группах) |
Учитель-контроль, коррекция, управление
самостоятельной познавательной деятельностью
учащихся. Учитель на основе использования медиа-материалов презентует "Природа Кировской области", которая открывают доступ к неизвестной информации. Учитель координирует практическую деятельность учащихся, регламентирует учебную деятельность. |
Учащиеся работают в группах -
презентации совместных проектов, Учащиеся заслушивают монологические ответы одноклассников; обобщают знания, систематизируют ЗУН, полученные при изучении темы. Учащиеся заслушивают выступление учителя; просматривают медиаматериалы, совместно с учителем изучают значение естественных наук. Выполняют практические задания, данные фиксируют рабочих тетрадях; применяют теоретические знания на практике, работая в контурных картах |
5 | Рефлексия | Подведение итогов | Создает условия для самооценки деятельности учащихся | Заслушивают выступление консультантов, подводят итоги своей деятельности. |
Организация учебной деятельности: заочное путешествие: в составе участников- "ученые", которые изучили отдельные компоненты природы Вятского края:
1 группа - Физико-географы, изучавшие особенности ФГП и ЭГП, влияние природно-ресурсного потенциала области на развитие хозяйства области.
2 группа - Геологии и геоморфологи, в наибольшей степени, познавшие геологическое строение территории Вятской земли, изучившие рельеф поверхности нашего края.
3 группа - Гидрологи и климатологи, изучившие внутренние воды, а также особенности климата нашего края.
4 группа - Экологи, рассмотревшие важнейшие экологические проблемы, разнообразие ООПТ, совершившие краткий экскурс в природоохранную зону заказника "Нургуш".
5 группа - Зоогеографы, изучившие органический мир родного края, на основе физико-географического районирования территории.
Далее проводится своеобразный обмен знаниями, результатом которого будет расшифровка кода. Это позволит открыть информацию об уникумах природы Вятской земли.
Для успешного проведения учебного занятия - проверка готовности к работе - тест-контроль по пройденной теме: "Природа Вятского края".
Консультанты по ходу урока координируют деятельность учащихся в группах, оценивают результаты, фиксируют их в зачетных карточках.
Игра "Расшифруй код".
Игра целесообразно проводится после изучения определённой темы курса, при этом класс делится на группы, каждая из которых самостоятельно составляет вопросы и задания по разделам темы "Природа Вятского края". Вопросы пронумерованы в соответствии с цифрами ячеек на интерактивной доске, закрывающих буквы закодированной фразы. Учащиеся отвечают на вопросы по каждому разделу, выполняют практические задания, при этом зарабатывают баллы.
Учитель в завершение урока формулирует закодированную фразу, содержание которой связано с пройденной темой (код: "Береги и познавай Вятский край").
Как проходит игра?
Учащимся предлагается расшифровать фразу, написанную на интерактивной доске.
Для того чтобы открыть любую букву кода, необходимо правильно ответить на вопрос с соответствующим номером; тогда под карточкой откроется буква, зашифрованная в коде фразы.
По условиям игры фраза является "кодовым замком", её расшифровка откроет учащимся доступ к новой информации.
Каждый правильный ответ - 1 балл,
Учащиеся, которые набрали
- 10 баллов - "5"
- 8 баллов и более - "4"
- 5 баллов и более - "3"
Завершение игры.
Учитель объявляет закодированную фразу расшифрованной, которая является основой для новых знаний, а также формирования умений и навыков исследовательской работы по изучению родного края. В ходе расшифровки кода выступают представители всех групп с заданиями и вопросами по основным разделам темы. В конце каждого выступления все учащиеся выполняют практические задания:
Тест-контроль по теме "Природа Вятского края" (приложение 1);
- 1 группа - Подпишите на к/к названия субъектов РФ, которые граничат с Кировской областью (приложение 2).
- 2 группа - Обозначить на контурной карте основные формы рельефа (приложение 3).
- 3 группа - Построить "розу ветров" для г. Кирова (приложение 4).
- 4 группа - Дать характеристику заказника "Нургуш".
- 5 группа - Обозначить на контурной карте физико-географические округа (приложение5).
Рефлексия - самооценка деятельности учащихся (приложение 6).