Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме "Природа родного края". Конкурс "Презентация к уроку". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Создать условия для:

- систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме;

- самостоятельной познавательной деятельности;

- формирования творческих способностей обучающихся;

- развития познавательного интереса к предмету.

Знания:

  1. Общие сведения о регионе, площадь территории.
  2. Административно-территориальное устройство области.
  3. История формирования территории: Вятская губерния - Кировская область.
  4. Особенности географического положения области, пограничные субъекты РФ.
  5. Структура природно-ресурсного потенциала Вятского края.
  6. Размещение основных видов природных ресурсов по территории.
  7. Состояние окружающей среды, экологические проблемы.
  8. Полезные ископаемые, их происхождение и география размещения, использование в хозяйственной деятельности.
  9. Геологическое строение территории, основные формы рельефа.
  10. Климатообразующие факторы, общие черты климата края.
  11. Главные речные системы Вятского края, их размещение по территории, зависимость от климата и рельефа.
  12. Почвенный покров территории, основные типы почв края.
  13. Главные подзоны растительности Вятского края, различия между ними.
  14. Животный мир нашей территории, видовое разнообразие фауны.
  15. Охрана природы, ООПТ в пределах территории родного края.
  16. Красная книга Кировской области. Редкие и исчезающие виды живых организмов.
  17. Экологические проблемы, возможные пути решения, основные направления природоохранной деятельности.
  18. Природные святыни Вятской земли.
  19. Выдающиеся люди Вятского края.
  20. Православная Вятка. Великорецкий крестный ход.

Умения:

  1. Формулировать основные понятия темы, основные гипотезы происхождения природных ресурсов региона.
  2. Формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.
  3. Объяснять уникальность природы территории, на которой мы живём.
  4. Обосновывать влияние природно-ресурсного потенциала на развитие хозяйственной деятельности на территории области.
  5. Характеризовать природные святыни Вятской земли.
  6. Самостоятельно работать с текстом учебной информации, извлекая главное; работать с учебными картами, различными дидактическими материалами.
  7. Совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять информацию в виде схем, таблиц и т.д.
  8. Развивать творческие способности, общеучебные умения, навыки; монологическую речь.
  9. Развивать информационную компетентность в процессе проектирования с использованием мультимедиа материалов.
  10. Формировать культуру умственного труда.

Навыки:

- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природу в пределах территории своей области;

- предлагать пути решения сложившихся проблем;

- аргументировано выступать перед аудиторией.

- прогнозировать рациональное использование природно-ресурсного потенциала своего региона,

- формировать информационную и коммуникативную компетентности.

Оборудование:

- физическая карта Кировской области,

- карта административно-территориального устройства Кировской области,

- комплексная карта своего региона,

- таблицы, дидактические материалы, изготовленные учащимися.

Учебные пособия:

1. Д.Д.Лавров, География Кировской области, Волго-Вят. кн. изд-во, 1987.

2. Природа, хозяйство, экология Кировской области / под ред. В.И.Колчанова, А.М.Прокашева / Киров, 1996.

3. Кировская область. Административно-территориальное устройство/ Киров, 1998.

4. Энциклопедия земли Вятской: Т. 6 Знатные люди: библиографический словарь/ В.А.Ситников и др.- Киров, 1996.

5. Атлас Кировской области / Федеральная служба геодезии и картографии России. - М., 1997.

http://www.kirovstat.kirov.ru/

Тип урока: Контрольно обобщающий.

Форма организации учебной деятельности: групповая, на основе технологии к.с.о.(учебная игра) в сотрудничестве учителя и ученика, с использованием медиаматериалов.

Качественно новый результат урока:

- достижение высоких результатов обучения в сотрудничестве учителя и ученика;

- формирование общеучебных компетенций;

- создание ситуации успеха для каждого ученика;

- развитие в формирующейся личности гражданина Вятского края;

- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;

- формирование культуры умственного труда;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- ориентация на монологическую речь.

Для успешного проведения учебного занятия очень важным является подготовительный этап, который осуществляется на основе сотрудничества учителя и ученика.

Подготовительный этап:

  1. Формулировка темы, целей учебного занятия.
  2. Разработка методики игровой деятельности.
  3. Подготовка игрового комплекса в целом.
  4. Определение состава групп, назначение консультантов.
  5. Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
  6. Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
  7. Учащиеся под руководством учителя готовят необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
  8. Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
  9. Предварительное воспроизведение игровой ситуации учителя вместе с консультантами.

Технологическая карта урока:

№ п/п Структурные компоненты урока Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Подготовительный этап Предварительная подготовка (за 3-4 недели) Учитель назначает консультантов (ответственных в группах); объясняет сценарий игры, основные этапы работы на уроке; определяет готовность консультантов к работе, оценивая качество ЗУН по данной теме; готовит материальную базу к уроку; мультимедийные материалы и др. средства. Учащиеся повторяют пройденный материал по теме; выполняют опережающие домашние задания; изучают сценарий игры; консультанты проигрывают с учителем учебную ситуацию, готовят оборудование для игры, дидактические материалы.
2 Целеполагание Вход в учебное занятие по теме: "Природа Вятского края" Учитель приветствует детей; называет тип учебного занятия; формулирует тему урока; объясняет структуру учебного занятия; акцентирует роль консультантов. Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока; консультанты координируют деятельность учащихся на уроке.
3 Мотивация Тест-контроль по теме урока Учитель-контроль; оценивает уровень обученности на основе вводной диагностики в форме тестирования. Учащиеся самостоятельно проходят тест-контроль, далее проводят взаимоконтроль.
4 Актуализация

 

 

 

 

Мультимедиа-

обеспечение урока

1.Игра "Расшифруй код".

 

 

 

 

2.Расшифровка кода-доступа к неизвестной информации

 

 

3.Практическая работа (работа в группах)

Учитель-контроль, коррекция, управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

Учитель на основе использования медиа-материалов презентует "Природа Кировской области", которая открывают доступ к неизвестной информации.

Учитель координирует практическую деятельность учащихся, регламентирует учебную деятельность.

Учащиеся работают в группах - презентации совместных проектов,

Учащиеся заслушивают монологические ответы одноклассников; обобщают знания, систематизируют ЗУН, полученные при изучении темы.

Учащиеся заслушивают выступление учителя; просматривают медиаматериалы, совместно с учителем изучают значение естественных наук.

Выполняют практические задания, данные фиксируют рабочих тетрадях; применяют теоретические знания на практике, работая в контурных картах

5 Рефлексия Подведение итогов Создает условия для самооценки деятельности учащихся Заслушивают выступление консультантов, подводят итоги своей деятельности.

Организация учебной деятельности: заочное путешествие: в составе участников- "ученые", которые изучили отдельные компоненты природы Вятского края:

1 группа - Физико-географы, изучавшие особенности ФГП и ЭГП, влияние природно-ресурсного потенциала области на развитие хозяйства области.

2 группа - Геологии и геоморфологи, в наибольшей степени, познавшие геологическое строение территории Вятской земли, изучившие рельеф поверхности нашего края.

3 группа - Гидрологи и климатологи, изучившие внутренние воды, а также особенности климата нашего края.

4 группа - Экологи, рассмотревшие важнейшие экологические проблемы, разнообразие ООПТ, совершившие краткий экскурс в природоохранную зону заказника "Нургуш".

5 группа - Зоогеографы, изучившие органический мир родного края, на основе физико-географического районирования территории.

Далее проводится своеобразный обмен знаниями, результатом которого будет расшифровка кода. Это позволит открыть информацию об уникумах природы Вятской земли.

Для успешного проведения учебного занятия - проверка готовности к работе - тест-контроль по пройденной теме: "Природа Вятского края".

Консультанты по ходу урока координируют деятельность учащихся в группах, оценивают результаты, фиксируют их в зачетных карточках.

Игра "Расшифруй код".

Игра целесообразно проводится после изучения определённой темы курса, при этом класс делится на группы, каждая из которых самостоятельно составляет вопросы и задания по разделам темы "Природа Вятского края". Вопросы пронумерованы в соответствии с цифрами ячеек на интерактивной доске, закрывающих буквы закодированной фразы. Учащиеся отвечают на вопросы по каждому разделу, выполняют практические задания, при этом зарабатывают баллы.

Учитель в завершение урока формулирует закодированную фразу, содержание которой связано с пройденной темой (код: "Береги и познавай Вятский край").

Как проходит игра?

Учащимся предлагается расшифровать фразу, написанную на интерактивной доске.

Для того чтобы открыть любую букву кода, необходимо правильно ответить на вопрос с соответствующим номером; тогда под карточкой откроется буква, зашифрованная в коде фразы.

По условиям игры фраза является "кодовым замком", её расшифровка откроет учащимся доступ к новой информации.

Каждый правильный ответ - 1 балл,

Учащиеся, которые набрали

  • 10 баллов - "5"
  • 8 баллов и более - "4"
  • 5 баллов и более - "3"

Завершение игры.

Учитель объявляет закодированную фразу расшифрованной, которая является основой для новых знаний, а также формирования умений и навыков исследовательской работы по изучению родного края. В ходе расшифровки кода выступают представители всех групп с заданиями и вопросами по основным разделам темы. В конце каждого выступления все учащиеся выполняют практические задания:

Тест-контроль по теме "Природа Вятского края" (приложение 1);

  • 1 группа - Подпишите на к/к названия субъектов РФ, которые граничат с Кировской областью (приложение 2).
  • 2 группа - Обозначить на контурной карте основные формы рельефа (приложение 3).
  • 3 группа - Построить "розу ветров" для г. Кирова (приложение 4).
  • 4 группа - Дать характеристику заказника "Нургуш".
  • 5 группа - Обозначить на контурной карте физико-географические округа (приложение5).

Рефлексия - самооценка деятельности учащихся (приложение 6).

Презентация учеников 1.

Презентация учеников 2.

Презентация учеников 3.

Построение диаграммы