Научная конференция как форма работы с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (55 МБ)


Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Уже предвижу, как, прочитав название статьи, многие мои коллеги возразят: “Научная конференция? Зачем? Форм организации работы с учащимися начальной школы достаточно. Зачем нагромождать?”

Ещё год назад, возможно, я рассуждала бы так же, хотя человек я творческий и использую в своей деятельности разнообразные формы работы с учениками. Но научная конференция – это уже слишком! Как оказалось, совсем нет. Только – все по порядку.

Следующий учебный год для некоторых школ может стать началом перехода на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа.

Что же нового появилось в образовательных стандартах? Новые образовательные задачи. В документе выдвинуты требования не только к уровню знаний, умений и навыков, а и к компетентности выпускников разных школьных ступеней.

Дело в том, что жизнь изменилась – стала динамичной, информационно насыщенной, перестала быть однозначно заданной. Надо уметь быстро ориентироваться в происходящих изменениях, перестраиваться. В этих условиях поможет компетентность. Компетентность – это грамотность, точнее обобщенная способность решать профессиональные и жизненные задачи в той или иной области. Быть компетентным, значит быть грамотным. И задача школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. То есть в идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится.

Надо сказать, что в свете современных требований в течение трех последних лет при организации образовательного процесса в своем классе мною был взят курс на формирование такой важной, на мой взгляд, для каждого человека компетенции, как самостоятельность, так как твердо убеждена, что самостоятельность в маленьком человеке формируется, отнюдь, не для удобства взрослых. В этом процессе заложен глубокий нравственный смысл, так как, прежде всего, развивается способность к усилию, которая в будущем станет необходимым условием деятельности ребенка. По мнению В.В. Давыдова “понятие “деятельность” означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд”, а это значит, что с деятельностью человек сталкивается уже тогда, когда научается мастерить что-либо своими руками. “Мастерство рук, – считал В.А. Сухомлинский, – это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения”, а потому “очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел”.

Самостоятельность… Вдумайтесь в смысл этого слова. Самостоять, то есть стоять самому, без поддержки, стоять на своих принципах и убеждениях, стоять прямо перед лицом трудностей и испытаний. А этого, порой, так не хватает человеку. И тогда не сбываются мечты, ослабевает вера в себя, рушатся надежды. Размышляя таким образом, я пришла к следующему выводу: чтобы им, детям, стать самостоятельными, надо нам, взрослым, научить их этой самостоятельности. Сразу же возникает вопрос: как?

Мне думается, что для себя я нашла ответ на этот вопрос, но, полагаю, что описывать все свои действия в этом направлении было бы не совсем уместно. Скажу так: все, что мною делается – проект урока, внеурочная деятельность, внеклассная работа, работа с родителями, программы разного вида и назначения, непременно, имеет своей целью (или ее составляющей) воспитание самостоятельности учащихся

Хочу сказать, что организовать работу по воспитанию самостоятельности в классе было не очень трудно еще и потому, что вот уже 10 лет школа, в которой я работаю, реализует программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. И, являясь учителем развивающего обучения, стараюсь использовать его (обучения) возможности для развития компетенции самостоятельности. В основе такого обучения, как мы знаем, лежит целенаправленная учебная деятельность, которая рассматривается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, а потому “продуктом” целенаправленной учебной деятельности должен стать сам ученик, но уже изменившийся, способный самостоятельно учиться, то есть способный самостоятельно находить решения возникающих перед ним задач. Любая деятельность, и учебная, в том числе имеет пять составляющих: мотивация, целеполагание, действия (здесь: учебные действия), контроль и оценка. И если на начальном этапе освоения учебной деятельности ученик проходит эти стадии вместе с учителем, то к пятому классу, если формирование учебной деятельности протекало планомерно, ученик приобретает способность проходить этапы учебной деятельности самостоятельно, а значит, он способен к самомотивации, самопостановке цели, самостоятельной работе по достижению цели, самоконтролю и самооценке. Отсюда следует, что одним из важных качеств личности ребенка в условиях развивающего обучения является самостоятельность. И задача учителя развивающего обучения – помочь ребенку стать самостоятельным в учении, научить учить себя.

И вот в прошлом году, когда школу закрыли на карантин по гриппу, да и зима выдалась особенно морозной, учителям школы пришлось корректировать программы с учетом пропущенного времени. При работе над программой по окружающему миру у меня и родилась идея проведения в классе научной конференции. Очень хотелось, чтобы мои ученики, даже в условиях вынужденной изоляции, не тратили время попусту, а могли учиться (надо сказать, что ребята подобрались в классе в большинстве своем интеллектуалы и учиться им нравилось). Более того, появилась прекрасная возможность для организации так называемого тренинга по самостоятельной работе.

Тема для конференции была выбрана “Климат и природные зоны”. Подумалось, что эта тема самая подходящая для организации самостоятельной работы с учащимися хотя бы уже потому, что материала по ней более чем достаточно, найти его не составляет труда и работать самостоятельно с ним не очень сложно. Таким образом, предметом изучения конференции стала природа России через призму природных зон. Цель проведения данной конференции выразилась в трех составляющих:

1. Изучить многообразие природы России.

2. Оценить красоту и богатство природы родной страны.

3. Побудить к бережному отношению к окружающей природе.

Каждая природная зона изучалась с трех сторон: географическое положение и погодные условия, растения, животные.

Распределив задания для каждого, я отправила их на электронные адреса родителей учащихся. Ребята увлеченно искали необходимую информацию – статьи, фотографии, карты. Найденный материал для получения консультации, совета, помощи и просто словесной оценки отправлялся мне. А я, в свою очередь, уже с необходимыми пометами и рекомендациями, отправляла материалы на электронный адрес мамы или папы ребенка. Так мы и работали в течение двух недель (конечно, спасением было то, что компьютер был в каждой семье).

Пока ребята “оттачивали” свои выступления в домашних условиях, я, в свою очередь, составила сценарий конференции, сделала программку, которую при помощи родителей удалось распечатать в цветном варианте для каждого участника и гостей и, используя фотографии, присланные мне ребятами, создала презентацию, которая во время конференции стала прекрасным иллюстративным материалом к выступлениям участников.

На конференции присутствовали родители, некоторые учителя основной школы. Много приятных слов было сказано в адрес ребят. И теперь я точно знаю, что такая форма работы с учащимися, как “научная конференция” вполне приемлема и для начальной школы.

Литература.

1. В.В. Давыдов. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995.

2. А.Б.Воронцов, Е.В. Чудинова. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказовъ, 2004.

3. Мир детства: младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1988.