"Сделай мир лучше"

Разделы: Экология


Цель: создание условий для формирования интереса к эколого-биологической исследовательской деятельности, введение в образовательную программу.

Задачи

  • Обучающие:
    • ознакомление обучающихся с основным содержанием образовательной программы «Эврика»;
    • ознакомление с этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • формирование знаний об этапах экологического мониторинга;
    • ознакомление с основными терминами и понятиями;
  • Развивающие:
    • формирование и развитие познавательной активности обучающихся и положительного настроя на занятие;.
    • формирование и развитие интереса к эколого-биологической исследовательской и проектной деятельности;
    • формирование и развитие навыков проведения экологического исследования;
    • развитие навыка поэтапного проведения экологического мониторинга;
  • Воспитательные:
    • воспитание навыков коллективной деятельности;
    • воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
    • воспитание умения жить в гармонии с собой и окружающим миром.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Вводная часть:

  • Знакомство с этапами экологического мониторинга.
  • Знакомство с основными понятиями3. Основная часть.

3. Основная часть:

  • Проведение экологического мониторинга.
  • Создание проекта по улучшению сквера.

4. Подведение итогов

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Презентация, слайд 1)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня мы проведём с вами занятие, тема которого «Сделай мир лучше».

Педагог: Вы помните, как меня зовут?

Ответы детей.

Педагог: А с вами я познакомилась до начала занятий.

Педагог: На экране мы видим нашу прекрасную планету, которая является уникальной в солнечной системе именно потому, что на ней существует жизнь.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Нет другой такой, как эта!

В природе всё устроено мудро: ни один кустик не растёт просто так, всё взаимосвязано и является целостной системой. Земля дарит нам свои природные богатства, чтобы жизнь человека стала ещё удобней, комфортней, лучше.

(Слайд – взрыв, пожар)

Но именно человек своей деятельностью наносит планете непоправимый вред. Меняется климат, теряется первозданная красота окружающего нас мира, страдает экологическое состояние планеты.
Подумайте, какие экологические проблемы вы можете назвать?

Ответы детей. (В том числе, замусоренность)

Педагог: Правильно, одна из основных проблем – замусоренность планеты.

(Слайд – название экоорганизаций)

Педагог: На экране вы видите названия всемирных экологических организаций, которые как раз и занимаются решением экологических проблем. Представим себе, что мы тоже – члены одной из этих организаций, значит, мы должны действовать на благо планеты. И что конкретно мы должны делать?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, в первую очередь, не засорять её и, по возможности, очищать, благоустраивать.

(Слайд – фото участка возле ДДТ)

Педагог: А начинать надо с малого: небольшого участка возле своего дома, школы или любимого уголка города.

(Слайд – цель занятия)

Педагог: Наша цель сегодня – подготовить проект благоустройства сквера возле Дома детского творчества посёлка Воргашор, где проходят занятия нашего эколого-биологического клуба. А для этого нам сначала необходимо исследовать эту местность.

(Слайд – название клуба «Эврика», название программы, основные виды деятельности)

Педагог: Нам предстоит проектно-исследовательская деятельность, чем и занимаются обучающиеся эколого-биологического исследовательского клуба «Эврика».
Я предлагаю вам стать экспертами в области биоэкологии и провести экологическое исследование на конкретном участке методом экологического мониторинга сквера возле Дома детского творчества. Экологический мониторинг – это система наблюдений за естественными и искусственными природными изменениями на небольших территориях и их последующая оценка.

(Слайд – определение экомониторинга)

Педагог: Чем мы с вами сегодня будем заниматься?

(Слайд – промежуточные выводы: проектно-исследовательская деятельность, метод – экологический мониторинг сквера возле ДДТ)

Ответы детей (проектом благоустройства сквера, вначале проводится исследование – экомониторинг).

Педагог: Итак, мы – эксперты экологической организации. Как мы можем называться?

Ответы детей.

Педагог: У нас будет свой логотип с эмблемой, который я для вас подготовила заранее.

Дети встают, надевают логотип. На экране – логотип с эмблемой.

Педагог: Давайте вспомним, что такое экологический мониторинг?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! В условиях зимы мы не можем выйти непосредственно на объект (слайд – ДДТ) для проведения экологического мониторинга, поэтому я приготовила макет сквера, который мы будет исследовать.

(На экране – фотография макета, на доске карта сквера для группы, изучающей кустарники, макет на столе, дети подходят к макету, рассматривают объект исследования)

Педагог: Экологический мониторинг как любой вид исследовательской деятельности проводится поэтапно. Познакомимся с этими этапами.

(Слайд – 1 этап)

Педагог: Обследование любого сквера следует начинать с изучения исто­рии его создания и разработки карты. Рассмотрите внимательно макет сквера. Сравните его с картой на доске. Всё ли верно? Может быть, вы хотите что-то уточнить? Можете подойти поближе и к карте тоже.

Детям даётся время для сравнения, уточнений

Педагог: Посмотрите, вот здесь, на этой площадке в начале 60-х годов была создана зона отдыха для жителей посёлка Воргашор, разбит сквер, вот здесь были установлены качели для детей, здесь находилась сцена для проведения летних мероприятий. Сейчас остался только сквер.
Что вы видите на макете?

Ответы детей: Кустарники, трава, дома, тропинки.

Педагог: Правильно. Дома являются границами сквера, а кустарники, трава и тропинки – это и есть те системы, которые мы будет исследовать на втором этапе экомониторинга.

(Слайд – второй этап)

Обратите внимание, что оценка кустарников ведётся по двум параметрам: санитарно-гигиенической и эстетической. Далее уточняется видовой состав травянистых растений и их ценотическая принадлежность, проводится оценка состояния дорожно-тропиночной сети сквера.

(Слайд – третий этап)

Педагог: На третьем этапе мы сделаем выводы по полученным результатам, а на четвёртом этапе дадим рекомендации по улучшению сквера.

(Слайд – все 3 этапа, 2-ой этап разбит на 3 составляющих)

Педагог: А что означает ценотическая принадлежность, как вы думаете?

Ответы детей.

Педагог: Это принадлежность к определённому ценозу или биоценозу.

(Слайд – определение ценоза)

Педагог: Биоценоз – совокупность особей разных видов, обитающих на определённой территории, взаимодействующих между собой и с окружающей средой.
Чтобы лучше понять значение этого термина, мы сейчас поиграем. Попрошу вас разделиться на 3 команды и взять вот эти картинки. Ваша задача – изобразить того, кого вы видите на картинке, представляя единую целостную систему живого мира – биоценоза.

Физкультминутка. Игра «Ценоз»

Звучит музыка на магнитофоне.

Педагог: Давайте ещё раз повторим этапы. Первый…

Промежуточный вывод. Слайд с этапами.

Дети: Изучение истории создания сквера, разработка карты.

Педагог: Второй…

Дети: Оценка и картирование кустарников, оценка травяного покрова и дорожно-тропиночной сети.

Педагог: Третий этап…

Дети: Выводы по полученным результатам.

Педагог: И четвёртый заключительный этап – рекомендации по улучшению состояния сквера.

Педагог: Второй этап состоит из оценок 3-х составляющих, вспоминайте, каких?

Ответы детей (кустарники, трава, дома, тропинки).

Педагог: Хорошо, молодцы. Вы уже делились на 3 группы, сейчас я предлагаю выбрать в каждой группе старшего эксперта, который будет фиксировать и оглашать результаты работы. Каждая группа экспертов будет оценивать определённый вид, используя дидактические карты с алгоритмом ваших действий. Конечные результаты ваших исследований мы обсудим вместе. Уважаемые эксперты, прошу вас начинать работу.

Дети выполняют задание (не более 5-ти мин.) На экране слайд с этапами экомониторинга. Звучит музыка на магнитофоне.

Педагог: Давайте начнём подводить итоги и делать выводы. Группа, которая проводила картирование и оценку кустарников, вы готовы представить свою часть работы? (Приложение 1)

Дети: Мы составили список кустарников со всех участков сквера с указанием всех исследуемых параметров (результаты).

Педагог: Теперь, пожалуйста, послушаем группу, проводившую оценку травяного покрытия. (Приложение 2)

Дети: Составили список травянистых рас­тений сквера (результаты).

Педагог: Какие вы молодцы! Теперь попросим выступить группу, проводившую оценку дорожно-тропиночной сети. (Приложение 3)

Дети: Состояние дорожно-тропиночной сети нами оценено. (Результаты)

Педагог: Очень хорошо, вы справились с поставленной задачей: каждая группа провела экологический мониторинг на своём участке, сделали выводы по полученным результатам, выявили проблемы данного объекта. Теперь мы переходим к четвёртому этапу. Какому?

Ответы детей.

Педагог: Замечательно. Что же можно порекомендовать сделать на данном объекте?

Ответы детей:

Группа «кустарники»: рекомендации по улучшению кустарников:

  1. Замена погибших кустарников.
  2. Посадка молодых здоровых саженцев с соблюдением соответствия молодого вида погибшему с учётом формы и характера ветвления.
  3. Заделка и декорирование мест повреждения коры.
  4. Формирование кроны (обрезка лишних веток, придание формы).
  5. Обработка специальными составами (инсектицидами) для защиты от вредителей (насекомых).
  6. Обработка нижней части кустарников известковым раствором.

Группа «травянистый покров»: рекомендации по улучшению:

  1. Стрижка газонов.
  2. Цветочное оформление сквера.
  3. Установка стационарных цветочных клумб.
  4. Полное исключение движения по живому надпочвенному покрову, установка табличек.
  5. Посев газонной травы к следующему сезону.

Группа «дорожно-тропиночная сеть»: рекомендации по улучшению

  1. Улучшение дорожного полотна.
  2. Декоративное оформление тропинок.
  3. Установка бордюров.
  4. Установка скамеек и прочей парковой мебели.
  5. Установка урн.
  6. Установка освещения (фонарей).

Педагог: Мы предоставили рекомендации по улучшению сквера, теперь необходимо на макете спроектировать новый улучшенный сквер. Используйте, пожалуйста, предоставленные материалы.

Дети моделируют новый парк на макете (5 мин.)

Итоги занятия

(Слайд – итоги занятия)

Педагог: Все вы отлично поработали сегодня. Мы смоделировали сквер мечты, в котором хочется находиться, видеть, как гуляют мамы с колясками, играют дети, хочется радоваться аккуратно подстриженным кустарникам, чистым газонам и ухоженным клумбам с цветами, что и было целью нашего занятия.
Давайте вспомним всё, что вы сегодня узнали нового.

Ответы детей. (Экологический мониторинг, ценоз, этапы проведения экологического мониторинга).

Педагог: Чем занимаются дети эколого-биологического исследовательского клуба?

Ответы детей.

Педагог: А чем сегодня занимались мы?

Ответы детей: Провели экологический мониторинг сквера посёлка Воргашор возле здания Дома детского творчества, дали рекомендации по его улучшению и сами попробовали создать проект улучшенного сквера, в котором можно будет проводить летние занятия нашего исследовательского клуба. (Слайд – Земля)

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.
Украсить Землю, защитить, мы можем – ты и я,
Святым теплом благодарить не устаёт Земля.
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек,
Всю Землю можешь только ты, Разумный человек!