Цели:
- Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; развивать речь учащихся.
- Способствовать развитию создания эмоций, которые благотворно отзовутся в учащихся;
- Способствовать воспитанию чувства любви к Родине, ответственности за её будущее.
Оборудование: учебник «Родная речь» 3 класс ч.2 УМК «Школа России», авт. Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий; берёзки – шаблоны, ватман для «создания берёзовой рощи», силуэт писателя, выставка книг М.М.Пришвина, Конституция РФ, мультимедиа для презентации.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку: (Приложение 1, слайд)
«У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты:
Леса, поля, моря и реки».
– Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постараемся узнать – с чего начинается Родина для нас. В этом нам помогут наши «помощники», о которых я скажу немного попозже и вот эти берёзки – шаблоны, которые лежат у вас на партах. За каждый правильный ответ, вы будете класть перед собой одну берёзку, и по количеству этих деревьев каждый получит оценку в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза – это символ России).
II. Работа по теме урока
Релаксация «Моя Родина»; дети закрывают глаза и после слов – моя Родина – они должны рассказать, что увидели в своём воображении.
– Какие синонимы можно подобрать к слову
Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так
называем? (Потому что это земля наших дедов и
отцов).
– В начале урока я вам сказала о помощниках.
1. «Помощники» – пословицы и поговорки.
1. Речевая разминка
– Какие пословицы и поговорки о Родине вы
знаете?
– А теперь давайте прочитаем пословицы с доски. (Приложение 1, слайд)
«На чужой стороне и весна не красна».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
Расставляем интонацию стрелочками. Читаем хором, затем по-одному
«Веселое, приветное гореть не устает
Большое солнце светлое над Родиной встаёт».
Расставляем интонацию стрелочками. (Читаем выборочно). Объяснение общей интонации. (Весёлое, задорное.)
2. «Помощник». Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина»
2. Сообщение о писателе
М.М.Пришвин родился в Орловской губернии, около
города Ельца. Жилось очень трудно – мать
осталась с пятью детьми.
Окончив университет в Германии, Пришвин стал
агрономом. В молодые годы он обошёл пешком весь
север нашей страны с охотничьим ружьём. Был тогда
Север диким, людей там было мало, птицы и звери
жили, непуганые человеком. Так и назвал Пришвин
свою первую книжку – «В краю непуганых птиц».
М.М.Пришвин не только детский писатель, свои
книги он писал для всех. Но писал только то, что
сам видел и пережил сам. Очень трепетно, нежно, с
любовью относился Пришвин к России – своей
Родине. Своё отношение он отразил в книгах. (Представляю
выставку книг писателя.)
3. Работа с текстом
– Прежде чем мы начнём читать текст «Моя
Родина», обратите внимание, что он начинает
большой раздел «Люби живое».
– Как вы понимаете эти слова?
– Как соотнести их со словом Родина?
– Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о
чём пойдет речь?
– Что такое воспоминание?
(Приложение 1, слайд)
4. Словарная работа
На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить. Первичное чтение. Читает учитель.
– Почему рассказ называется «Моя Родина»?
5. Вторичное чтение – самостоятельное чтение учащимися
6. Беседа по содержанию текста
– От чьего имени идёт повествование?
– Что особенно запомнилось автору?
– Давайте перечитаем 1 и 2 абзац рассказа. Почему
автору полюбилось рано вставать? К чему приучили
эти ранние вставания? Для чего он так рано
вставал? К какому выводу пришёл писатель? О чём он
думал? (Найти в тексте).
– Почему писатель называет свою охоту – в
находках, в чём её смысл. Найдите это место в
тексте, зачитайте.
– Дочитайте текст до конца
– Вы, наверное, заметили, что здесь автор
обращается к вам. К чему он призывает?
– Какова основная мысль рассказа? В каком
предложении она заключена? Как вы понимаете эти
слова?
– Правильно ребята. И это не просто слова. Это
наша с вами прямая обязанность. (Приложение
1, слайд)
– Об этом гласит самый главный документ –
Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).
6. Интонационная работа над последним абзацем
Расставить стрелочки, выразительное чтение.
– Ребята, а теперь давайте возьмём по одной берёзке выйдем к доске.(на листе ватмана создаем уголок Родины, в центр крепим силуэт писателя). – Наверное, вот такой представлял свою Родину М.М.Пришвин.
3. «Помощник» Песня «С чего начинается Родина?» Дети исполняют песню. Хоровое пение.
III. Обобщение
– Итак, давайте попробуем ответить на вопрос –
с чего начинается Родина? В этом нам помогали
наши «помощники».
Выбираем слова-ответы, (которые вывешиваются
на доску): солнце, весна, песни, мама, природа.
Дети добавляют свои слова, которые можно
дописать на доску.
– Смогли мы ответить на вопрос? Так с чего же
начинается Родина? (Хором читаем слова).
– Задание на дом: изобразите эти слова на бумаге
в рисунке и сохраните. И где бы вы не были, с вами
всегда будет кусочек вашей Родины.