Тип урока: комбинированный.
Цель: определить, какое физическое явление лежит в основе движения крови
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятия:
- кровяное давление;
- пульс;
- скорость движения крови;
- особенности движения крови по сосудам;
- особенности работы лимфатической системы.
- Развивающие:
- сравнить скорость движения крови в различных отделах кровеносной системы;
- формировать умения: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
- работать с текстом и рисунками учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, работать в группах.
- Воспитывающие:
- продолжить формировать бережное отношение к собственному здоровью.
Структура урока:
I этап: организационный момент;
II этап: проверка д/з;
III этап: подготовка учащихся к активному усвоению
знаний;
IV этап: изучение нового материала;
V этап: закрепление;
VI этап: итоги, д/з.
Оборудование: секундомер, тонометр, таблицы «Круги кровообращения» и «Лимфообращение»
ХОД УРОКА
I этап (1 мин.) – Приветствие.
II этап (10 мин.)
А. Биологический диктант:
- Продолжительность I фазы сердечного цикла.
- Продолжительность II фазы сердечного цикла.
- Продолжительность I II фазы сердечного цикла.
- Что такое пауза в сердечном цикле?
- Куда движется кровь при сокращении предсердий?
- Куда движется кровь при сокращении желудочков?
- Что такое автоматизм?
- Какие способы регуляции работы сердца вам известны?
- Какое вещество учащает работу сердца?
- Как влияет на работу сердца ацетилхолин?
- Что называется сердечным циклом?
Б. Индивидуальный опрос. (Проверка таблицы «Круги кровообращения»)
III этап (1 мин.) – Тема. Цель.
IV этап. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 134-135*
Задание: найти ответ на вопрос: какое физическое явление лежит в основе движения крови? Выписать определение термина в тетрадь.
2. Обсуждение материала учебника.
Вступительное слово учителя.
Сердце, как насос, качает кровь по сосудам. Движение крови характеризуется:
- Кровяным давление
- Пульсом
- Скоростью тока
Охарактеризуйте каждое из этих понятий.
Что называется кровяным давление? Какие знания о
кровяном давлении вы получили из текста
учебника?
Учащиеся.
Кровяное давление – это давление
крови на стенки сосудов, или давление, под
которым находится кровь в кровяных сосудах.
Набольшее давление – в аорте, наименьшее – в
крупных венах, т.е. по мере удаления от сердца
давление крови в сосудах уменьшается.
Кровь течет их области высокого давления в
область низкого давления.
Давление крови в кровеносной системе не
постоянно: наибольшее оно во время сокращения
желудочков, а наименьшее – в период расслабления
сердца.
Систолическое давление (верхнее) – в
момент выброса крови в аорту.
Диастолическое давление (нижнее) – в
момент паузы сердца.
Артериальное давление измеряется с помощью тонометра.
1733 год английский ученый Хэлс впервые
измерил давление у лошади.
3. Работа в группах по инструктивным карточкам с тонометром.
Цель работы: научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра и записать результаты измерения в рабочую тетрадь.
(Артериальное давление измеряется на плечевой артерии, т.к. она находится на уровне сердца)
4. Заслушивание сообщений учащихся о заболеваниях, связанных с изменением артериального давления:
- Гипотония (пониженное давление)
- Гипертония (повышенное давление)
Проблемный вопрос: почему животные не страдают заболеваниями, связанными с изменением давления?
Ответ: потому что они не ходят вертикально.
Что такое пульс?
Пульс – ритмическое колебание стенок
артерий.
5. Лабораторная работа: подсчет пульса в разных условиях (у большого пальца крупный сосуд, который сам дает колебания)
Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.
Ход работы
- Найти у себя пульс на запястье, шее или висках
- Подсчитайте пульс:
А) в положении сидя
Б) в положении стоя
В) после десяти приседаний
Запишите полученные данные в таблицу.
Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.
Показания пульса
В положении сидя |
В положении стоя |
После десяти приседаний |
|
Вывод: чем выше нагрузка на организм,
тем больше количество сокращений сердца за один
и тот же промежуток времени. Объясняется это тем,
что любая работа требует затраты энергии. А
энергию организм получает при окислении
органических питательных веществ. И кислород, и
питательные вещества доставляются в ткани
кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно
энергии, а значит, и питательных веществ, и
кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает
скорость поставки питательных веществ и
кислорода в ткани.
При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз
больше крови, чем в покое. Тренированное сердце
достигает такого положения благодаря увеличению
порции выбрасываемой крови, а нетренированное –
за счет увеличения числа сокращений, что
кратковременно, а затем наступает усталость.
6. Продолжение обсуждения материала учебника на с. 134-135*.
Вопрос: Что вам известно о движении крови по венам?
Ответ: Кровь по венам движется с помощью
сокращающихся скелетных мышц и давления
внутренних органов.
Кровь по венам движется в одном направлении,
благодаря венозным клапанам.
Вопрос: Расскажите о движении лимфы в организме.
Ответ: Тканевая жидкость, омывающая
клетки, собирается в лимфатические капилляры.
Сливаясь друг с другом, лимфатические капилляры
образуют лимфатические сосуды.
Самый крупный лимфатический сосуд впадает в вену
в нижнем отделе шеи. На пути следования лимфы
находятся лимфатические узлы – биологические
фильтры, в которых лимфа очищается от микробов.
V этап. Закрепление (7 мин.)
Выполнение заданий рубрики «Какие утверждения верны» на с.136 учебника
Итоги, домашнее задание (1 мин.)
Изучить текст на с.134-135, выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с.136
*Н.И.Сонин, М.Р.Рапин «Биология. Человек» – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – ДРОФА: Москва 2010 года