Урок-конкурс – одна из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме.
Цели урока: проверка усвоения материала по теме “Тела вращения, площади их поверхностей”, умения применять теоретический материал для решения задач; развитие конструктивных способностей учащихся (каждый учащийся борется за личное и командное первенство).
Учащиеся должны знать:
1. Определение тел вращения.
2. Формулы для вычисления площадей поверхностей;
уметь:
1. Строить чертежи тел вращения.
2. Применять формулы площадей поверхностей для
решения задач.
Оборудование: переносные доски; тела вращения; плакаты; чертежные принадлежности.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Проверка принадлежностей у всех учащихся. Каждый ряд – команда: “Шар”, “Цилиндр”, “Конус”. Объяснение хода урока.
2. Конкурсные задания.
2.1. На первом столе каждого ряда – тело вращения, соответствующее названию команды.
На переносной доске нужно выполнить чертёж со всеми элементами и дать определение тела вращения. Максимальное количество баллов – 2 балла.
2.2. На доске плакат с рисунками тел вращения.
Название |
Тело вращения |
При вращении какой фигуры получается |
S полной поверхности |
|
СФЕРА ШАР |
Сфера может быть получена вращением полуокружности вокруг её диаметра. | S сферы = 4ПR2 R – радиус сферы |
||
КОНУС |
Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. | S конуса = ПR(L+R) R – радиус основания конуса L – образующая конуса |
||
ЦИЛИНДР |
Цилиндр может быть получен вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. | S цил. = 2ПR(R+H) R – радиус цилиндра H – высота цилиндра |
||
УСЕЧЁННЫЙ КОНУС |
Усечённый конус может быть получен вращением прямоугольной трапеции вокруг её боковой стороны, перпендикулярной к основаниям. | S ус.кон. = П(R+R1)L+ +П(R2+R12) R , R1 – радиусы оснований L – образующая усеченного конуса |
На плакате открыт только второй столбец. Учащиеся должны заполнить пустые клетки на имеющихся у них заготовках. После того, как будут сданы работы, открываются другие столбцы с ответами для проверки.
Конкурс оценивается следующим образом: если в строке все ответы верны – 3 балла; если верны два ответа – 2 балла; если верен один ответ – 1 балл.
Таким образом, за этот конкурс можно заработать от 0 до 12 баллов.
2.3. Каждой команде дана задача для самостоятельного решения. Задачи выдаются на каждую парту. По одному человеку от команды у доски.
Команда “ШАР”. Цилиндрическая труба диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для её изготовления, если на заклёпку уходит 10% материала?
Команда “ЦИЛИНДР”. Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если 5% материала ушло на швы и отходы?
Команда “КОНУС”. Радиус шара 8 см. Через конец радиуса, лежащего на сфере, проведена плоскость под углом 45о к радиусу. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью и площадь сферы.
Высший балл (по 5-бальной системе) выставляется команде за решение задачи у доски, дополнительные баллы, если кто-нибудь из команды решит задачу правильно быстрее, чем она будет решена на доске.
РЕШЕНИЯ.
1.
Ответ: 40,82 м2
2.
Ответ: 26,4 м2
3.
Ответ: 803,84 см2; 100,48 см2 .
2.4. От каждой команды по одному человеку должны рассказать историю возникновения и применения тела вращения, название которого носит команда.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
Во время этого конкурса проверяются задания второго конкурса. Для этого привлекаются “сильные” учащиеся из команды соперников.
3. Подведение итогов. Выявление лучшей команды. Выставление оценок.
Домашнее задание: решение задач учебника.