Решение задач на цилиндр, конус и шар

Разделы: Математика


Урок-конкурс – одна из форм проверки знаний, умений учащихся по данной большой теме.

Цели урока: проверка усвоения материала по теме “Тела вращения, площади их поверхностей”, умения применять теоретический материал для решения задач; развитие конструктивных способностей учащихся (каждый учащийся борется за личное и командное первенство).

Учащиеся должны знать:

1. Определение тел вращения.
2. Формулы для вычисления площадей поверхностей;

уметь:

1. Строить чертежи тел вращения.
2. Применять формулы площадей поверхностей для решения задач.

Оборудование: переносные доски; тела вращения; плакаты; чертежные принадлежности.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Проверка принадлежностей у всех учащихся. Каждый ряд – команда: “Шар”, “Цилиндр”, “Конус”. Объяснение хода урока.

2. Конкурсные задания.

2.1. На первом столе каждого ряда – тело вращения, соответствующее названию команды.

На переносной доске нужно выполнить чертёж со всеми элементами и дать определение тела вращения. Максимальное количество баллов – 2 балла.

2.2. На доске плакат с рисунками тел вращения.

Название

Тело вращения

При вращении какой фигуры получается

S полной поверхности

СФЕРА

ШАР

Сфера может быть получена вращением полуокружности вокруг её диаметра.

S сферы = 4ПR2

R – радиус сферы

КОНУС

Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.

S конуса = ПR(L+R)

R – радиус основания конуса

L – образующая конуса

ЦИЛИНДР

Цилиндр может быть получен вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. S цил. = 2ПR(R+H)

R – радиус цилиндра

H – высота цилиндра

УСЕЧЁННЫЙ

КОНУС

Усечённый конус может быть получен вращением прямоугольной трапеции вокруг её боковой стороны, перпендикулярной к основаниям.

S ус.кон. = П(R+R1)L+

+П(R2+R12)

R , R1 – радиусы оснований

L – образующая усеченного конуса

На плакате открыт только второй столбец. Учащиеся должны заполнить пустые клетки на имеющихся у них заготовках. После того, как будут сданы работы, открываются другие столбцы с ответами для проверки.

Конкурс оценивается следующим образом: если в строке все ответы верны – 3 балла; если верны два ответа – 2 балла; если верен один ответ – 1 балл.

Таким образом, за этот конкурс можно заработать от 0 до 12 баллов.

2.3. Каждой команде дана задача для самостоятельного решения. Задачи выдаются на каждую парту. По одному человеку от команды у доски.

Команда “ШАР”. Цилиндрическая труба диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для её изготовления, если на заклёпку уходит 10% материала?

Команда “ЦИЛИНДР”. Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если 5% материала ушло на швы и отходы?

Команда “КОНУС”. Радиус шара 8 см. Через конец радиуса, лежащего на сфере, проведена плоскость под углом 45о к радиусу. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью и площадь сферы.

Высший балл (по 5-бальной системе) выставляется команде за решение задачи у доски, дополнительные баллы, если кто-нибудь из команды решит задачу правильно быстрее, чем она будет решена на доске.

РЕШЕНИЯ.

1.

 Ответ: 40,82 м2

2.

Ответ: 26,4 м2

3.

Ответ: 803,84 см2; 100,48 см2 .

2.4. От каждой команды по одному человеку должны рассказать историю возникновения и применения тела вращения, название которого носит команда.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

Во время этого конкурса проверяются задания второго конкурса. Для этого привлекаются “сильные” учащиеся из команды соперников.

3. Подведение итогов. Выявление лучшей команды. Выставление оценок.

Домашнее задание: решение задач учебника.