С раннего детства людей окружает мир, полный тайны. Маленькие “почемучки” не дают покоя взрослым: им все интересно, им все хочется знать. Многие ответы на свои “почему” дети могут получить в школе на уроках школьного курса “Открытие мира”.
Своевременно в учебную программу для учащихся 1-4 классов ЯНАО введен региональный курс “Литературное краеведение”. Материал этого курса обогащает учащихся новыми сведениями о крае, где они живут, расширяет их кругозор, способствует формированию нравственности, вводит детей младшего школьного возраста в мир природы и человеческих отношений, приближает к источникам народной культуры.
Проанализировав программный материал обоих курсов, я пришла к выводу, что темы этих курсов тесно переплетаются и могут быть интегрированы. В качестве педагогического обоснования такой интеграции выступают следующие факторы: общность целей интегрируемых учебных предметов; единство принципов дидактики с учетом специфики разных предметов; возрастные и индивидуальные особенности детей; органическое единство разных видов ощущений в познании окружающего мира.
В предлагаемых уроках использованы технологии: погружения в образ М.П. Щетинина, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Чтобы уроки стали интересными, дети получают задания: собрать информацию к темам; оформить ее рисунками; выучить стихотворения, песню, танец; привлечь родителей к подготовке и др.
Чтобы добиться наилучшего эффекта, использую уроки – путешествия, уроки – соревнования, конкурсы, а также экскурсии в природу, посещение выставок в городских музеях, познавательные игры “Звездный час”, “Счастливый случай”. “Брей – ринг”, уроки – встречи, “Рисующая почта”, “Шифровальщики” и др.
На таких уроках дети много говорят сами, учатся слушанию – деятельности, которая занимает значительную часть в общении человека.
Интегрированные уроки любимы учениками. Эти уроки безоценочные, на них много творчества, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Они дают детям дополнительную информацию в доступной для них форме, развивают кругозор, мышление, речь, творческую активность, помогают воспитывать чувство любви к Родине, к своему краю, людям, воспитывают патриотические чувства. Материал курсов широко используется на уроках и во внеклассной работе.
Любой учитель, заинтересованный, творческий, любящий и знающий, кому небезразлично, какими вырастут его ученики, может использовать этот опыт.
Цели урока:
- раскрыть детям религиозную версию сотворения мира и человека;
- расширить знания учащихся о самобытном северном фольклоре;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать воспитанию активных читателей – книголюбов;
- способствовать воспитанию уважения к коренным жителям Севера.
Оборудование урока:
Библия для детей, книги для детей: “Священная история”, “Ямальский калейдоскоп”; рисунки: пещера <Рисунок 1>, огонь <Рисунок 2>, нож, скребок, копалка, рубило <Рисунок 3, 4>, мамонт <Рисунок 5>, чум <Рисунок 6>; портрет Дарвина <Рисунок 7>, иллюстрации природы Севера <Рисунок 8, 9, 10, 11>.
Ход урока
I. Организованный момент. Введение в тему урока.
Учитель: Вы знаете, как все погружается во мрак в ночное время, когда выключены лампы. В такой темноте был когда – то весь мир. Тогда не было ни травы и деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Однако, Бог не хотел чтобы все осталось так, и он сотворил этот чудесный мир. Мы знаем, что само собой ничего не создается. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром творце.
В Священной Книге Библии описано сотворение по слову Бога:
“В начале, сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездной и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет: и назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
Это был первый день.
Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом. В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же по воле Божьей, произвела растения.
В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить в небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.
В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и, чтобы птицы летали в воздухе над землею. В шестой день Он сотворил животных земных.
Наконец, сказал Бог: “Сотворим человека по образу и подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом и всеми тварями, живущими на земле”.
И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе”.
Учащиеся читают текст из “Священной истории для детей” (с.7-8) по цепочке.
Учитель: Что нового вы узнали из “Священной истории?”
О чем никогда не слышали?
Есть ли другие версии происхождения Земли и всего живого на ней?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Наука утверждает, что весь Мир – растения, животные, а, следовательно, и человек – результат процесса развития природы, длившегося миллионы лет. И процесс этого развития доказан ученым Дарвином.
II. Викторина
Учитель: А знаете ли вы, ребята, о жизни первобытных людей? (Да) Тогда давайте отгадаем вопросы викторины.
Учащиеся отвечают на вопросы.
– Орудие труда, используемое при изготовлении одежды? (нож, скребок)
– Орудие труда из камня, созданное человеком около 200 тысяч лет назад? (рубило)
– Огромный слон с длинной рыжей шерстью, хорошо переносивший холодный климат? (мамонт)
– Сила природы, которую человек первой заставил служить себе? (огонь)
– Зимнее жилище первобытного человека? (пещера)
– Кремневое орудие труда, используемое, как правило, при обработке шкур? (нож)
– Одно из самых первых орудий труда, использованных человеком? (копалка).
III. Беседа – информация.
Учитель: Итак, мы узнали о том, как возникла Земля, человек и весь окружающий мир.
Мы с вами живем на Крайнем Севере на прекрасной и удивительной земле, с уникальной природой и несметными сокровищами недр. Есть на Крайнем Севере Ямало – Ненецкий округ. Есть в нашем округе полуостров, называется он Ямал. Находится он действительно на краю земли. Много миллионов лет назад здесь не было земли. Кругом была вода. А теперь даже есть города.
Учитель:
– Какой город является столицей Ямала? ( Салехард)
– В каком городе вы живёте? ( В Новом Уренгое)
– Чем является город Новый Уренгой для Ямала? ( Газовой столицей Ямала).
Учитель: Ямал стал для нас малой Родиной.
IV. Игра “ Летающая рифма”
Закончите стихотворение: (хором).
Стоит морошка на тоненькой… (ножке)
На Ямале мы живём, потому что здесь наш … (дом)
Кружится снежинка, как белая… ( пушинка)
И сказал ему отец: “ Ну, ты просто… ( молодец).
Вывод – оценка учителя. Вы талантливые, способные, творческие ребята. Послушайте стихотворение о тундре.
Ученик:
Тундра … снежные дали без края
Серебристый песцовый мех
Без меня проживешь ты, знаю
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры,
Словно косы сплелись на снегу
Тундра! Тундра! Вот я, наверное,
Без тебя прожить не смогу!
Учитель: Как поэт описывает тундру?
V. Физкультурная минутка.
Учитель:
Давайте дети поиграем.
Игра “ Поймай оленя”.
(Дети поизносят хором)
Дети всюду на Земле-
В тундре, в городе, в селе-
Летом, зимнею порой
День проводят за игрой.
(Учитель показывает приём набрасывания тынзяна (верёвки) на рога оленя).
VI. Работа по теме урока.
Учитель: Мы в этом году начали изучать историю народов Севера, его культуру и традиции. Вы уже знаете поэтов ямальской земли, знакомы со многими их произведениями.
И сегодня мы познакомимся с песней – сказкой – камлание “У костра живущий бог мой …”
Учащиеся читают песню – сказку “У костра живущий бог мой…” (наизусть):
1 ученик:
У костра проживающий бог мой
На песке восседающий бог мой,
Бога я потерял и кота потерял,
Прежний сон и покой потерял я
Сколько суток уже я не сплю!
Ручкой лезвия сутки кручусь…
2 ученик:
Дни несутся, как божий глаз,
Ночь упала крылом орла.
Нет на свете покоя и сна,
Нет мне покоя и сна.
Вот пришел я к толпе людской –
Сто мужчин и сто женщин здесь.
Им принес я скорбную весть.
Но никто мне не внимает,
Но никто ничего не знает…
Потерялся мой кот,
Потерялся мой бог…
Учитель: Стихотворение “У костра живущий бог мой…” сочинила Ульяна Шульгина. Но она не просто сочинила это стихотворение, она сотворила его душою верующей. По своей вере она камлала, и она священнодействовала, как, может быть, ее бабушка или прабабушка. Этот камлающий дар – редкий дар, не менее ценный, чем личное творчество. Поэтому в стихотворении “У костра живущий бог мой…” заложена мудрость северных народов.
Какие чувства испытали вы, когда слушали это стихотворение? Были ли у вас подобные переживания? Что необходимо, чтобы человек не чувствовал себя одиноким на Земле, на земле Севера – в этом суровом крае?
Учащиеся делятся своими впечатлениями, переживаниями, рассказывают о близком общении человека с природой, взаимопомощи людей в трудных ситуациях.
VII. Встреча с методистом национальных культур Еленой Эдайковной Рахимовой.
Учитель:
Сегодня к нам пришла удивительная женщина. Она – дочь уникального народа, который открыл стране великого поэта. Его с любовью называют “Ямальским соловьём”.
Кто это? ( Леонид Лапцуй). Представительница какой национальности наша гостья? ( ненка)
Учитель:
Елена Эдайковна Рахимова расскажет о жизни ненецких детей. ( Гостья приветствует детей по – ненецки, рассказывает о жизни ненецких детей).
VIII. Подведение итога урока.
Учитель: Волею судьбы мы оказались в этом суровом северном крае. Кому как не нам необходимо знать историю края, культуру коренных народов, их духовный мир, традиции! Все это помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой северного края, особый мир человеческих отношений.
IX. Творческое домашнее задание.
Приготовьте рассказ о подвижниках Севера / “Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии”/.
Литература:
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4-м классе по книге для чтения “В океане света”. Методические рекомендации для учителя. – М.: “Баласс” 2001 (Серия “Свободный ум”).
- Священная Библейская История Ветхого завета. – Владивосток, Изд. Дальневосточного Университета, 2000.
- Священная история для детей. – М.: Прометей, 1991.
- Ямальский калейдоскоп. Книга для детей. – Новый Уренгой, 2000.