“Хотите стать физиками – учите математику”
И. Кант.
Цели и задачи:
- закрепить основные методы и навыки техники построения и чтения графиков линейных функций.
- продолжить развитие логического мышления.
- показать взаимосвязь физики и математики.
При рассмотрении многих явлений и процессов на уроках физики нужны знания математики.
Вместе с тем и для изучения математики необходимы прочные и глубокие знания физики.
В классе мы провели небольшое исследование на тему “Связь математики и физики”. Наш урок – это продолжение нашего исследования.
- Представляются презентации учащихся на повторение материала по вопросам : сила трения, закон Гука, закон Ома, импульс тела, уравнение зависимости координаты от времени для равномерного прямолинейного движения, уравнение зависимости проекции скорости от времени.
- На доску выводятся графики:
Рисунок 1.
– Что общего во всех этих темах?
– Описываются с помощью линейной функции.
Учащиеся формулируют тему урока “Линейная функция в математике и физике”.
- Представляется презентация учащихся на тему “Линейная функция”.
- Рассмотрим примеры, связанные с линейной функцией.
Задание 1: Числа на осях ставятся на усмотрение учителя. Рассматривается несколько примеров на запись уравнения функции.
Рисунок 2.
Задание 2: На следующих графиках ( надписи можно менять) рассчитывается угловой коэффициент двумя способами).
Рисунок 3.
Задание 3: В зависимости от конкретного смысла переменных х и у и коэффициента к линейная функция имеет конкретный физический смысл.
Рассчитываем коэффициент трения, жесткости, проекцию ускорения, проекцию скорости. ( обозначение осей и числовые значения можно изменять) .
Рисунок 4.
Задание 4: Разбираются задачи, в которых по угловому коэффициенту необходимо сравнить коэффициент трения, жесткости, проекции ускорения, проекции скорости, массы ( обозначение осей и числовые значения можно)
- Для закрепления – работа в парах ( домино). ( см. Приложение 1)
- Линейная функция встречается не только в физике
В геометрии
|
в торговле : у = 80х 80 руб. – 1 кг яблок х – количество кг. у = ?
|
- Линейные функции в пословицах – отражают взаимосвязь между различными жизненными категориями . Функция – это сама жизнь.
- Работа в группах “Найди пару” : пронумеровать графики соответственно ситуации.
Рисунок 6.
1. Путник поднимается в гору ( х – высота подъема, у -пройденный путь).
2. Мальчик на санках скатывается с горки ( х – время движения, у -скорость мальчика).
3. Вода на поверхности озера в течении года
( х – время, прошедшее с начала года, у – температура верхнего слоя воды).
4. На голове человека растут волосы, которые регулярно стригут ( х – время роста, у – общая длина волос).
5. На бахче растет арбуз ( х – время роста, у – масса арбуза).
- Решение текстовой задачи.
Решите задачу различными способами:
По прямому шоссе в одном направлении движутся два мотоциклиста. Скорость первого мотоциклиста 10 м/с. Второй догоняет его со скоростью 20 м/с. Расстояние между мотоциклистами в начальный момент времени 200 м.
1-й способ: | 2-й способ: |
Рисунок 7.
3-й способ:
1) 20 – 10 = 10 (м /с) – скорость сближения.
2) 200/10 = 20 (с) – время движения
3) 200 + 10 . 20 = 400 ( м ) – расстояние, пройденное вторым
мотоциклистом до встречи.
Подведение итогов.
Домашнее задание
1) Сила тока в цепи I (в амперах) определяется напряжением в цепи и сопротивлением электроприбора по закону Ома: I = U/R, U — напряжение в вольтах, R — сопротивление электроприбора в Омах.
В электросеть включен предохранитель, который плавится, если сила тока превышает 4 А. Определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 вольт, чтобы сеть продолжала работать. Ответ выразите в Омах.
2) Мотоциклист, движущийся по городу со скоростью U0 =57км/ч, выезжает из него и сразу после выезда начинает разгоняться с постоянным ускорением a = 12 км/Расстояние от мотоциклиста до города, измеряемое в километрах, определяется выражением S = U0t + Определите наибольшее время, в течение которого мотоциклист будет находиться в зоне функционирования сотовой связи, если оператор гарантирует покрытие на расстоянии не далее чем в 30 км от города. Ответ выразите в минутах.
3) Высота над землей подброшенного вверх мяча меняется по закону h(t) = 1 + 12t – 5t2, где h – высота в метрах, t – время в секундах, прошедшее со время броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее 5 метров?
Презентация к уроке в программе SMART Notebook 10 ( см. приложение 2).