Решение текстовых задач (к 65-летию Великой Победы)

Разделы: Математика


Тип урока. Урок применения знаний на практике.

Технология: личностно-ориентированная.

Цель:

  • формирование умения решать задачи основных типов;
  • вырабатывать прочные вычислительные навыки;
  • развивать межпредметные связи, информационную культуру, логическое мышление;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к великому прошлому России, героическому прошлому своего края.

Оборудование: персональный компьютер (5 шт.), мультимедийный проектор, раздаточный материал, исторические документы, архивные материалы, разноуровневые карточки – задания, презентация Power Point.

Эпиграф:

“… нам нужна одна Победа –
одна на всех, мы за ценой не постоим”
Б. Окуджава

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Сегодня наш урок необычный. Он посвящен одному из великих праздников нашей страны. На протяжении всего учебного года в нашей школе, классах проходили мероприятия, посвященные знаменательной дате. Вся наша страна готовится также достойно встретить предстоящий праздник. О чем идет речь, вы узнаете, если правильно разгадаете ребусы. Прежде чем приступить к заданиям, вы должны ознакомиться с памяткой к уроку.

1) Разгадайте ребусы:

II. Математическая разминка.

1) Восстановите цепочку действий:

Что означают эти числа в истории войны?

Ответы учащихся:

1418 огненных дней и ночей длилась война для нашего народа;
900 дней – блокада Ленинграда;
– 200 дней – битва за Сталинград;
– 50 дней – Курская битва.

2) Слово учителя: Курская дуга – одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941–1945, в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. Из всех побед 1943 она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войны, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре в конце 1943. Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всём фронте.

– Чтобы больше узнать о Курской битве, вы должны расшифровать следующие задания:

Шифр.

-12 20 0,09 – 2 4,8 – 0,4 6,8 – 8,5
Г 12 У Я Л Т С 5
– 70 – 7 – 100 – 8
А В И 23 Ю

Расшифровка.

– 8,5 – 8 4,8 – 2
         
– 100 – 70 – 7 – 12 0,09 6,8 – 0,4 – 70
               
20 – 8 4,8 – 2
         

III. Решение задач.

1. Слово учителя: Курская битва – величайшее танковое сражение под кодовым названием “Цитадель” произошло на Курской дуге (слайд ). На территории площадью 200х150 км непрерывно в течение 30 дней шли ожесточенные и кровопролитные танковые бои. С обеих сторон было введено громадное количество военной техники, что можно увидеть из таблицы:

Задание 1: Найти соотношение сил противоборствующих сторон (СССР : Германия).

2. Выступление ученика.

Краткое сообщение о танковом сражении под Прохоровкой – 12 июля 1943 года

(Примерное сообщение: КОНТРУДАР в ходе Курской битвы 12 июля 1943 г. под Прохоровкой официальными советскими историками характеризовался как самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны, которое было выиграно советскими войсками. В нем, как утверждается, ярко проявилось полное превосходство советской боевой техники и военного искусства над германским вооружением и полководческим мастерством военачальников немецко-фашистской армии. На полях между Орлом и Белгородом, в небе над Курском столкнулись армады танков и самолётов. Обе противоборствующие стороны основную ставку в достижении успеха делали на бронетанковые войска, как на главную ударную силу сухопутных армий).

Решение задач про легендарные тридцатьчетверки:

Решение каждой задачи оценивается от 1 до 3-х баллов.

Приложение 3.

1 (1 б.). В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весил 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм2 рабочей площади гусениц?

2 (1 б.). Под Прохоровкой в танковом сражении решающую роль играли советские танки Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 176 км за 3,2 часа?

3 (2 б.). Максимальная скорость танка Т-34 55 км/ч , а скорость фашистского танка того же класса Т-III – 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу через Северский Донец , если по данным разведки , фашистские танки находятся на расстоянии 20 км, а наши –24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.

4 (1 б.) На каком расстоянии от советского воина находился во время войны фашистский танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/с, настигла танк через 0,5с?

3. Выступление ученика.

Краткое сообщение об авиации дальнего действия на Курской дуге.

(Примерное сообщение: Все пятьдесят суток, не пропустив ни одной ночи, над различными объектами врага в районах Курской дуги появлялись экипажи авиации дальнего действия, пятьдесят ночей они помогали наземным войскам в отражении немецко-фашистского натиска, а затем в разгроме его группировок. Один воздушный бой сменялся другим. Боевые экипажи АДД в небе над Огненной дугой показали всё своё умение, выдающиеся примеры стойкости, мужества и высокого лётного мастерства. В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” – детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось).

Приложение 2.

Решение задач про АДД (авиация дальнего действия):

1 (1 б). Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Во сколько раз превосходит скорость советского истребителя “ЯК-3” скорости немецких истребителей?

2 (1 б.). За какое время мог преодолеть 227,5 км один из скоростных советских самолетов времен войны – истребитель Ла-5 при скорости 650 км/ч? Какое расстояние сможет пролететь современный истребитель МиГ-21 за это же время, если его скорость 2000 км/ч?

3 (1 б.). Через сколько времени военный истребитель Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?

4 (1 б.). Скорость бронированного самолета штурмовика Ил-2, участвовавшего в войне, равна 440 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если по заданию командования полет продолжался 1ч 30 мин.

5 (1 б.). Як-3 – самый легкий и маневровый истребитель времен войны. Сколько времени требуется истребителю подняться на высоту 12 км, если для подъема на 5 км ему требуется 4,1 минуты?

6 (3б.). Скорость бомбардировщика Ту-2 в 1,2 раза меньше скорости истребителя Ла – 5 и в 1,25 раза больше скорости штурмовика Ил – 2. Найти скорости Ту-2, Ла-5 и Ил-2, если скорость истребителя Ла-5 на 220 км/ч больше скорости штурмовика Ил-2.

4. Выступление ученика

О строительстве железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава, сыгравшей значительную роль в победе советских войск в Курской битве.

1 (1 б.). В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?

2.(1 б.). За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?

3.(2 б.). 25 июня комсомольско-молодежная бригада девушек Старооскольского района погрузила 90 автомашин при норме 40, а на другой – 130. На сколько процентов девушки перевыполнили задание за каждый день?

5. Выступление ученика.

Примеры героизма на Курской дуге.

Решение задач о героизме.

1 (1 б.). Наибольший успех выпал на долю командира эскадрильи 58-го гвардейского штурмового авиационного полка майора В. М. Голубева. Возглавляемая им шестерка Ил-2 за каждую 1 минуту уничтожала по одному танку. Сколько танков смогла уничтожить эскадрилья за 20 минут? (Справка: Отважный летчик-штурмовик был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза).

2 (2б.). Во время Курской битвы Горовец А.К. вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и сбил 9 самолетов противника. Горовец А.К. – единственный летчик, уничтоживший в одном бою такое количество самолетов. Погиб в этом бою. Какую часть вражеских самолетов сбил Горовец А.К.? Выразить в процентах.

Слово учителя: Минувшие десятилетия не изгладили из нашей памяти величие духа и героические дела отцов и дедов. Дорогой ценой заплатили они за наше право жить па спасенной ими земле. Память о сражениях минувшей войны священна для белгородцев. Слишком обильно полита наша земля кровью солдат. Немеркнушпй свет бесчисленных звезд на братских могилах и обелисках будит нашу совесть, постоянно напоминая, что все мы в неоплатном долгу перед павшими. По ним звонят колокола храмов Петра и Павла и памятника Победы на Прохоровском поле, куда едут делегации со всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.


Храмовый комплекс святых Петра и Павла, сооруженный
в память погибших на Прохоровском поле советских воинов.
Прохоровка, 1995 г.

IV. Подведение итогов.

а) – Что нового узнали на уроке?
– Чему вы научились?

б) Лист самооценки (см. Приложение ).

в) Оценка работы учащихся.

г) Запись домашнего задания:

– Составьте две задачи на тему “Военная техника

V. Рефлексия.

– А сейчас расслабьтесь. После такого плодотворного урока, вспомните что-нибудь приятное и представьте, что вам подарили шикарный подарок! С такой приятной улыбкой мы заканчиваем урок.

Всем спасибо. Всего хорошего!