Тип урока. Урок применения знаний на практике.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель:
- формирование умения решать задачи основных типов;
- вырабатывать прочные вычислительные навыки;
- развивать межпредметные связи, информационную культуру, логическое мышление;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к великому прошлому России, героическому прошлому своего края.
Оборудование: персональный компьютер (5 шт.), мультимедийный проектор, раздаточный материал, исторические документы, архивные материалы, разноуровневые карточки – задания, презентация Power Point.
Эпиграф:
“… нам нужна одна Победа –
одна на всех, мы за ценой не постоим”
Б. Окуджава
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя.
– Сегодня наш урок необычный. Он посвящен одному из великих праздников нашей страны. На протяжении всего учебного года в нашей школе, классах проходили мероприятия, посвященные знаменательной дате. Вся наша страна готовится также достойно встретить предстоящий праздник. О чем идет речь, вы узнаете, если правильно разгадаете ребусы. Прежде чем приступить к заданиям, вы должны ознакомиться с памяткой к уроку.
1) Разгадайте ребусы:
II. Математическая разминка.
1) Восстановите цепочку действий:
Что означают эти числа в истории войны?
Ответы учащихся:
– 1418 огненных дней и ночей длилась война для нашего
народа;
– 900 дней – блокада Ленинграда;
– 200 дней – битва за Сталинград;
– 50 дней – Курская битва.
2) Слово учителя: Курская дуга – одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941–1945, в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. Из всех побед 1943 она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войны, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре в конце 1943. Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всём фронте.
– Чтобы больше узнать о Курской битве, вы должны расшифровать следующие задания:
Шифр.
-12 | 20 | 0,09 | – 2 | 4,8 | – 0,4 | 6,8 | – 8,5 |
Г | 12 | У | Я | Л | Т | С | 5 |
– 70 | – 7 | – 100 | – 8 | |
А | В | И | 23 | Ю |
Расшифровка.
– 8,5 | – 8 | 4,8 | – 2 | |
– 100 | – 70 | – 7 | – 12 | 0,09 | 6,8 | – 0,4 | – 70 |
20 | – 8 | 4,8 | – 2 | |
III. Решение задач.
1. Слово учителя: Курская битва – величайшее танковое сражение под кодовым названием “Цитадель” произошло на Курской дуге (слайд ). На территории площадью 200х150 км непрерывно в течение 30 дней шли ожесточенные и кровопролитные танковые бои. С обеих сторон было введено громадное количество военной техники, что можно увидеть из таблицы:
Задание 1: Найти соотношение сил противоборствующих сторон (СССР : Германия).
2. Выступление ученика.
Краткое сообщение о танковом сражении под Прохоровкой – 12 июля 1943 года
(Примерное сообщение: КОНТРУДАР в ходе Курской битвы 12 июля 1943 г. под Прохоровкой официальными советскими историками характеризовался как самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны, которое было выиграно советскими войсками. В нем, как утверждается, ярко проявилось полное превосходство советской боевой техники и военного искусства над германским вооружением и полководческим мастерством военачальников немецко-фашистской армии. На полях между Орлом и Белгородом, в небе над Курском столкнулись армады танков и самолётов. Обе противоборствующие стороны основную ставку в достижении успеха делали на бронетанковые войска, как на главную ударную силу сухопутных армий).
Решение задач про легендарные тридцатьчетверки:
Решение каждой задачи оценивается от 1 до 3-х баллов.
1 (1 б.). В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весил 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм2 рабочей площади гусениц?
2 (1 б.). Под Прохоровкой в танковом сражении решающую роль играли советские танки Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 176 км за 3,2 часа?
3 (2 б.). Максимальная скорость танка Т-34 55 км/ч , а скорость фашистского танка того же класса Т-III – 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу через Северский Донец , если по данным разведки , фашистские танки находятся на расстоянии 20 км, а наши –24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.
4 (1 б.) На каком расстоянии от советского воина находился во время войны фашистский танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/с, настигла танк через 0,5с?
3. Выступление ученика.
Краткое сообщение об авиации дальнего действия на Курской дуге.
(Примерное сообщение: Все пятьдесят суток, не пропустив ни одной ночи, над различными объектами врага в районах Курской дуги появлялись экипажи авиации дальнего действия, пятьдесят ночей они помогали наземным войскам в отражении немецко-фашистского натиска, а затем в разгроме его группировок. Один воздушный бой сменялся другим. Боевые экипажи АДД в небе над Огненной дугой показали всё своё умение, выдающиеся примеры стойкости, мужества и высокого лётного мастерства. В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” – детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось).
Решение задач про АДД (авиация дальнего действия):
1 (1 б). Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Во сколько раз превосходит скорость советского истребителя “ЯК-3” скорости немецких истребителей?
2 (1 б.). За какое время мог преодолеть 227,5 км один из скоростных советских самолетов времен войны – истребитель Ла-5 при скорости 650 км/ч? Какое расстояние сможет пролететь современный истребитель МиГ-21 за это же время, если его скорость 2000 км/ч?
3 (1 б.). Через сколько времени военный истребитель Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?
4 (1 б.). Скорость бронированного самолета штурмовика Ил-2, участвовавшего в войне, равна 440 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если по заданию командования полет продолжался 1ч 30 мин.
5 (1 б.). Як-3 – самый легкий и маневровый истребитель времен войны. Сколько времени требуется истребителю подняться на высоту 12 км, если для подъема на 5 км ему требуется 4,1 минуты?
6 (3б.). Скорость бомбардировщика Ту-2 в 1,2 раза меньше скорости истребителя Ла – 5 и в 1,25 раза больше скорости штурмовика Ил – 2. Найти скорости Ту-2, Ла-5 и Ил-2, если скорость истребителя Ла-5 на 220 км/ч больше скорости штурмовика Ил-2.
4. Выступление ученика
О строительстве железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава, сыгравшей значительную роль в победе советских войск в Курской битве.
1 (1 б.). В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?
2.(1 б.). За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?
3.(2 б.). 25 июня комсомольско-молодежная бригада девушек Старооскольского района погрузила 90 автомашин при норме 40, а на другой – 130. На сколько процентов девушки перевыполнили задание за каждый день?
5. Выступление ученика.
Примеры героизма на Курской дуге.
Решение задач о героизме.
1 (1 б.). Наибольший успех выпал на долю командира эскадрильи 58-го гвардейского штурмового авиационного полка майора В. М. Голубева. Возглавляемая им шестерка Ил-2 за каждую 1 минуту уничтожала по одному танку. Сколько танков смогла уничтожить эскадрилья за 20 минут? (Справка: Отважный летчик-штурмовик был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза).
2 (2б.). Во время Курской битвы Горовец А.К. вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и сбил 9 самолетов противника. Горовец А.К. – единственный летчик, уничтоживший в одном бою такое количество самолетов. Погиб в этом бою. Какую часть вражеских самолетов сбил Горовец А.К.? Выразить в процентах.
Слово учителя: Минувшие десятилетия не изгладили из нашей памяти величие духа и героические дела отцов и дедов. Дорогой ценой заплатили они за наше право жить па спасенной ими земле. Память о сражениях минувшей войны священна для белгородцев. Слишком обильно полита наша земля кровью солдат. Немеркнушпй свет бесчисленных звезд на братских могилах и обелисках будит нашу совесть, постоянно напоминая, что все мы в неоплатном долгу перед павшими. По ним звонят колокола храмов Петра и Павла и памятника Победы на Прохоровском поле, куда едут делегации со всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.
Храмовый комплекс святых Петра и Павла, сооруженный
в память погибших на Прохоровском поле советских воинов.
Прохоровка, 1995 г.
IV. Подведение итогов.
а)
– Что нового узнали на уроке?
– Чему вы научились?
б) Лист самооценки (см. Приложение ).
в) Оценка работы учащихся.
г) Запись домашнего задания:
– Составьте две задачи на тему “Военная техника”
V. Рефлексия.
– А сейчас расслабьтесь. После такого плодотворного урока, вспомните что-нибудь приятное и представьте, что вам подарили шикарный подарок! С такой приятной улыбкой мы заканчиваем урок.
Всем спасибо. Всего хорошего!