ИПМ-1.
- Наименование темы: Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
- Актуальность темы
Современные требования в начальной школе многогранны. С одной стороны, это усвоение учеником базового учебного плана и подготовка их к углублённому изучению в средней школе различных предметов: русского языка, литературы, географии, математики и т.д. С другой – это развитие творчества и самостоятельности учащихся, уважение к личности ребёнка, т.е. гуманизация обучения.
Успех в процессе обучения зависит от степени включения учителя, ученика (и это главное) и их окружение в единый согласованный процесс. Для того, чтобы улучшить преподавание, опираясь на способности усваивать материал, необходимо определить, какой способ усвоения знаний лучше остальных подходит каждому конкретному ученику, как он сосредотачивается на новой информации, как её воспринимает.
Ключевым фактором при этом является знание познавательных способностей учащихся.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. В этой связи перед учителем стоит задача научить анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
В начале моей работы я столкнулась с проблемами:
- низкие показатели производительности психических процессов – 16%, наглядно-образовательного мышления – 26%, логического мышления – 33,5%;
- плохо развита связная речь, учащиеся не умеют анализировать, обобщать. Поиск решения этих проблем привёл к выбору темы: “Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики”.
ИПМ-2.
Теоретическая интерпретация опыта.
Сущность опыта:
Процесс обучения строится на отвлеченных понятиях и закономерностях, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Активизация познавательной деятельности на каждом этапе урока математики заключается в употреблении различных методов: словесных, практических, графических (с использованием схем, рисунков, чертежей), методов контроля (устных, письменных)…
Условия формирования опыта: познавательная деятельность развивает не только логическое мышление, но и память, внимание, речь, воображение, поддерживает интерес к учению.
Учитель развивает познавательные способности учащихся, применяя задание развивающего характера, игры и игровые моменты, решение занимательных задач, использование схем, работ, таблиц, индивидуальную и групповую работу. Создаёт учебный модуль, включающий блок информации, познавательную деятельность учителя и учащихся на уроках математики с использованием современных методик, разработку подходов организации внеклассной работы по математике, систему работы с родителями.
Теоретическая база опыта: в учебном процессе используется работа Б.П.Никитина “Развивающие игры”, передовой опыт педагогов-новаторов Лысенковой, Волиной, статьи Романовской, Аргинской о развивающем обучении, курс С.И.Волковой, Н.Н.Столяровой “Развитие познавательных способностей детей на уроках математики”.
Новизна: система работы учителя с использованием заданий и игр нового типа, моделирует сам творческий процесс и создаёт свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такие задания развивают интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий.
Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными предметом “математика” и в процессе организации внеклассной работы. У учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету.
Трудоёмкость опыта заключается во: включении учащихся в ситуацию творческой деятельности, усилении роли частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов обучения; вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения, разработке дидактического материала к урокам математики и для проведения внеклассных мероприятий; в отсутствии видеоматериала.
Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителем начальных классов в процессе преподавания предмета “математика”, организации внеклассной работы.
ИПМ-3.
Система работы учителя.
(Основные принципы и компоненты.)
Процесс обучения и воспитания опирается на знании индивидуальных способностей учащихся.
В своей работе я пользуюсь четырьмя заповедями:
– обеспечить положительную мотивацию учения (интерес, желание);
– обеспечить усвоение материала;
– организовать чувственное познание;
– организовать осмысление и запоминание.
Процесс познания состоит из следующих компонентов:
- объект (что изучать?);
- способ (как изучать?);
- результат (для чего изучать?)
“Что изучать?”
Ученики знакомятся с новыми геометрическими, математическими понятиями, терминами, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Через решение задач учатся выполнять дедуктивные рассуждения.
“Как изучать?”
В работе используются методы: самостоятельной работы, дифференцированный подход (В.П.Ручкина “Дифференцированные задания по математике для начальных классов”), групповая деятельность. Вводятся новые формы контроля знаний, умений, навыков, как тестирование.
Проводятся занятия по развитию творческих способностей, цель которых – воспитание неординарной личности с нестандартным мышлением.
Проводятся нетрадиционные уроки: уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-праздники, уроки-КВН, уроки-сказки…
При проведении уроков-конкурсов активно участвуют родители.
“Для чего изучать?”
Задача таких работ – определение самим школьником уровня освоения предложенного материала, выработка “инструмента” самоконтроля и самооценки. Стремление создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его актуального и ближайшего развития.
Дети с удовольствием и интересом применяют свои математические знания на практике (математические игры, компьютерные игры, логические задачи…)
ИПМ-4.
Индивидуальная и групповая работа.
Дифференцированное образование – это главное направление школы, ибо только оно создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Лишь практика самостоятельной работы позволит привить учащимся культуру умственного и физического труда, развить у них интерес к лучшему достижению любой цели, самостоятельно трудиться с высокой продуктивностью, соответствующей возрасту.
Для организации самостоятельной работы использую дифференцированные задания. Они по степени сложности разбиты на три уровня: ученический, алгоритмический, творческий. Задания первого уровня можно предложить после объяснения темы с опорой на образец. Для выполнения заданий второго уровня нужно применить известный учащимся алгоритм (правило) в знакомой ситуации. Третий уровень заданий связан с применением алгоритмов (правил) в нестандартной ситуации. Это задание повышенной сложности. Их выполняют дети, проявляющие склонность к математическим рассуждениям.
Пример: тема “Письменное сложение и вычитание многозначных чисел”.
Задания: 1-я группа. Укажите правильно выполненные записи:
2-я группа. Выполните вычисления и сделайте проверку.
3-я группа. Вместо букв поставьте цифры так, чтобы вычисления были верными. Помните, что одинаковые буквы означают одинаковые цифры.
Одно из направлений проблемного обучения – внедрение коммуникативных технологий.
Я стала шире применять в своей практике групповую деятельность: во-первых, потому, что ученики больше помогают друг другу, чем соперничают между собой, во-вторых, ученики учатся друг у друга (более сильные помогают слабым), в-третьих, улучшается успеваемость в классе. Слабые дети имеют возможность получить более высокий балл, так как оценка выставляется общая, в– четвертых, улучшаются отношения между детьми, создаются благоприятные условия для эмоционального развития.
При проведении групповой работы прослеживаются 3 этапа.
1-й этап – подготовка к выполнению группового задания. Учитель ставит задачу, проводит инструктаж (обязательно) о последовательности работы, раздаёт дидактический материал.
2-й этап – работа в группах. Знакомство с материалом и планирование работы (что сначала, что потом). Распределение заданий в группе, индивидуальные задания в группе, обсуждение индивидуальных заданий в группе и обсуждение общего задания – обобщение.
3-й этап – представление и оценка групповой работы. Каждая группа представляет свой результат, записывается на доске, соотносятся результаты с целью урока и оценивается работа группы, затем каждого ребёнка.
Групповая работа может занимать несколько минут, а может и целый урок.
Пример: тема: “Величины и их измерения”.
1 гр. Время.
2 гр. Длина.
3 гр. Масса.
1-е задание.
Привести интересные факты (пользуются справочной литературой).
2-е задание.
Сколько минут в 8 часах? Ответы:
|
Сколько дм в ½ м? Ответы:
|
Сколько кг в 540 ц? Ответы:
|
3-е задание.
Дочь родилась в 1965 г. Она на 25 лет младше мамы. В каком году родилась мама?
Периметр квадрата равен 4 см. Начерти другой квадрат, сторона которого в 3 раза длиннее стороны данного квадрата.
Утром в магазин привезли 500 кг картофеля, а после обеда на 340 кг больше, чем утром. За день продали 670 кг. Сколько осталось?
Подведение итогов, оценка.
ИПМ-5.
Задания развивающего характера к уроку математики.
Содержательно-логические задания развивающего характера включаю в каждый урок математики в течение каждого учебного года, ограниченно увязывая с программным математическим материалом.
1. Запомни фигуры.
Количество карточек увеличивается и меняется их порядок.
2. Игра “Точечки”.
Вариантов существует много, количество точек можно менять. Можно использовать вместо точек геометрические фигуры.
В традиционной системе обучения существует много потенциальных возможностей для развивающего обучения.
1. Постановка учителем нестандартных заданий, ориентирующих учащихся на поиск
действия в нестандартных условиях.
(Пример. Записан ряд чисел 3, 7, 11, 15… Продолжите этот ряд до 30).
2. Поиск общего в частном (23х4 = (20 + 3)х4 = 20х4 + 3х4 = 92).
3. Использование моделей.
или
4. Использование аналогии (47 + 5… 9 + 3, 8 + 5).
5. Преобразование тренировочных упражнений в творческие (Пример. 17х4.Что можно узнать из этой записи? (17х4 = 68, 4х17 = 68, 17х4 = 4х17, 68:4 = 17, 68:17 = 4…).
Такие вопросы и задания направляют учащихся на поиски в данном объекте того, что скрыто в его глубине и включают их в творческую деятельность, содействуя их развитию.
ИПМ-6.
Использование схем, опор, таблиц.
Известно, каким длительным и трудоёмким является процесс обучения решению задач.
Опора составляется на первом уроке (знакомство с задачей в картинках):
- условия;
- вопрос;
- решение;
- ответ.
Любую другую задачу ученики анализируют по этой схеме.
Очень сложно научить школьника решать задачи, пользуясь мысленной моделью. Для того, чтобы помочь ученикам в этой ситуации, я обычно пользуюсь наглядностью сначала предметно-аналитической (предметы, картинки, а затем более абстрактным её вариантом).
Пример:
Составная задача: было – 15м. Продали 5м и 4м. Осталось – ?
Данную задачу удобно решать используя графическую модель.
Можно использовать вместо графической модели схемы в виде рисунка, напоминающие графики.
или
При выполнении таких задач типа “Сколько двузначных чисел можно составить используя цифры 1, 2, 3, 4?” составляли ориентированные графы:
Работа с использованием опорных схем позволяет добиться более высоких результатов в обучении, воспитании и развитии школьников.
ИПМ-7.
Внеклассная работа.
- Проведение занятий “Развитие творческих способностей учащихся”
- Организация и проведение математических игр, соревнований.
- (“Путешествие по стране математики”, “Иду по следу”, “Страна Геометрия”).
- Проведение математических олимпиад.
- Решение задач на смекалку, на логическое мышление.
- Ребусы, загадки с использованием чисел, математических терминов.
- Математические сказки, кроссворды.
Заключение:
Таким образом, применение новых подходов к обучению, различных форм и методов – всё это способствует формированию и развитию предметных знаний, повышению успеваемости и качества; развитию интеллектуальных умений; повышению уровня познавательных процессов.
Независимо от выбранной системы обучения – оно всегда должно быть развивающее, предполагать систематическое и целеустремленное руководство интеллектуальным ростом учащихся и вооружение